Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо научной основы. Это одна из основных тем книги американского нейробиолога М. Либермана "Социальный вид. Почему мы нуждаемся друг в друге".
https://vk.com/wall-111877082_1671"Нейробиологические основания сотрудничества и благотворительности перечеркивают вопрос об альтруизме («альтруистичны ли мы?») и заменяют его двумя новыми: «Почему нам нравится проявлять бескорыстие?» и «Почему мы не понимаем, что альтруизм сам по себе награда?»
- пишет Либерман и самым подробным образом разбирает эти и другие вопросы, приводя много ссылок как на нейрофизиологические исследования (с использованием фМРТ), так и на эксперименты социальных психологов.
Кроме того, автор отдельно останавливается на известной точке зрения, согласно которой человеком движет исключительно (ну или в первую очередь) эгоизм и личный интерес/выгода (а это, как мы знаем, является важнейшей и системной частью идеологии капитализма и неолиберализма; правда американский ученый не касается так уж напрямую политики, хотя и вспоминает теории Гоббса, Юма и прочих подобных мыслителей,сторонников аксиомы примата эгоистического интереса, надо понимать, что Либерман - это не Жижек), и опровергает ее.
Либерман подробно разбирает принципы работы системы вознаграждения мозга и показывает, что альтруизм является наградой (для мозга) уже сам по себе, поэтому неверно искать какие-то обязательные и скрытые корыстные эгоистические мотивы за всеми проявлениями альтруизма и бескорыстия.
"...Система вознаграждения мозга реагирует не только на собственную выгоду, но и на чужую".
"Социальный психолог из Стэнфордского университета Дэн Миллер нашел корни этого псевдоэгоизма166. Теории Гоббса, Юма и других мыслителей, провозгласивших личную выгоду источником всякой человеческой мотивации, обернулись самоисполняющимся пророчеством. Они и их последователи повлияли на нормы поведения в обществе. Нас учили, что все мы корыстны167, и мы стараемся соответствовать, чтобы не выделяться.
В ряде экспериментов Миллер доказал, что мы склонны преувеличивать меркантильность окружающих.
...
Ошибочно оценивая степень эгоистичности окружающих, мы боимся показаться альтруистами, так как опасаемся, что все решат, что мы хвастаемся и желаем продемонстрировать, какие мы хорошие. Раз люди не верят в альтруизм, то, декларируя свой поступок как бескорыстный, мы как бы возносим себя на пьедестал. Поэтому, отвечая на вопрос о причинах общественно-полезного поступка, люди склонны часто объяснять его личными интересами («Я вызвался добровольцем, потому что мне было скучно, а теперь есть чем заняться»)168. Регулярно убеждаясь, что за чужими проявлениями альтруизма стоит эгоизм, мы открещиваемся от собственных бескорыстных мотивов. И это замкнутый круг, из которого со временем все труднее вырываться".
"Французский социолог Алексис де Токвиль в историко-политическом трактате «Демократия в Америке» (De la démocratie en Amérique, 1835) описал взгляды американцев на собственные добрые дела: «Они… любят объяснять почти все свои действия исключительно выгодой… Думаю, в этом отношении они чаще всего к себе несправедливы; в США, как и везде, люди порой подвержены спонтанным порывам бескорыстия, что естественно для человека, однако американцы редко признают за собой такого рода эмоции»170.
В действительности в нас уживаются и эгоистические, и альтруистические мотивы, причем совершенно не случайно. Мозг млекопитающих запрограммирован на заботу, у приматов она распространяется как минимум на некоторых неродственников, в том числе при отсутствии какой-либо материальной отдачи. Наш мозг устроен так, что мы не откажемся от кусочка вкусного пирога независимо от того, голодны мы или нет.
Аналогичным образом нам приятно помогать все равно кому - независимо от того, получаем мы что-нибудь за это или нет".
Еще информация о книге Либермана
https://vk.com/wall-111877082_1667________________________________
Другая, близкая по теме, публикация:
И. Бауэр: Социобиологическая научная фантастика, или: Почему гены не эгоистичны.
Глава из книги Иоахима Бауэра "Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации".
https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-sociobiologiche..
https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-princip-chelove..
______________________________
Данные труды, конечно, нельзя назвать напрямую антикапиталистическими, но в них уж точно подвергается самой основательной деконструкции (и научному опровержению!) мифы, лежащие в основе идеологии неолиберализма и капитализма.