Попробую поскладывать буквы в слова

Aug 27, 2015 23:11

Я решила попробовать хоть чуть-чуть писать. Может, как раз интересно будет именно про двойственность менталитетов, в которой я живу.

Некоторое время назад у ki_bella (да и не только у нее, таких постов появляется в топе по десять штук в месяц) была запись про то, какой ужос-ужос орущие/хулиганящие быдлодети и их родители... Мое внимание она привлекла как раз тем, что... гм, я бы сформулировала это так: мне такую проблему уже и представить трудно. То есть этот вопрос, который по всему ЖЖ обсуждается с достойной лучшего применения интенсивностью, в испанских условиях вообще не стоит никак.

Сказать, что испанские дети прекрасно воспитаны, было бы покривить против истины. Они тоже орут. А еще они визжат, прыгают, пристают с вопросами к незнакомым взрослым, бегают в ресторанах между столиками, перепрыгивают через тебя на пляже отеля. Взрослые, кстати говоря, тоже довольно громко разговаривают. При этом детей таскают за собой везде, даже в такие места, которые вызвали бы у любой русской мамы ужас: здесь совсем не трудно встретить едва ходящего полуторогодовалого карапуза с соской (нарядно одетого, не маргинального, с милыми, трезвыми и вполне интеллигентными родителями), ползающего по полу коктейль-бара в час ночи или заседающего в ресторане с тремя звездами мишлен. Но вот что интересно: здесь я ни разу за 15 лет жизни не видела конфликта из категории "ваши дети мне мешают". То есть если дети мешают, а родители почему-либо это не заметили, обязанность обратиться к ним возлагается на хозяина общественного места. В ресторане это сделает официант, в самолете - стюардесса, в магазине - продавец или охранник. Если дети в принципе мешают не всем, а только тебе (например, в самолете бьют ногами по спинке твоего кресла), можно очень деликатно и с улыбкой обратиться к маме (если у нее вменяемый вид) или к той же стюардессе (как к посреднику). У ответственного персонала всегда на этот случай есть какой-нибудь рецепт. Традиционный вариант - это сделка, в результате которого малыш за хорошее поведение получает воздушный шарик, печенюшку или конфетку, или же может быть приглашен в кабину пилота после полета.

А если пострадавший пассажир любит детей и сам готов разруливать доброжелательно, он может также попробовать предложить ребенку, например, блокнотик с фломастерами или что-то столь же интересное. Когда я однажды летела с двухлетним Дарькой и в дороге он внезапно разболелся прямо в самолете, начав орать (вообще-то детеныши у меня не крикливые - потом выяснилось, что у него начался отит), нам полсалона притащило "дары волхвов" - красивые брелочки, браслеты с цветными камушками и даже мобильные телефоны с играми, в результате чего дите и правда долетело более-менее тихо - впечатление от такого обилия сокровищ пересилило даже боль.

Классическая, интернациональная и существовавшая, наверно, с момента появления первых торговых отношений в истории человечества сцена в магазине (трехлетнее дите в разгаре соответствующего кризиса валяется на полу и визжит "купи", как недорезанный поросенок) здесь тоже разруливается традиционно: чайлдфри проходят мимо, опытная бабушка или мама останавливается и предлагает какое-нибудь отвлечение из категории "ну что же ты лежишь и ничего не видишь, посмотри, вон там в магазин воробей залетел!" От чужого человека такое внезапное переключение внимания, кстати, очень хорошо действует, я сама пару раз выполняла уже роль "бабушки" для таких крикунов.

Результат? как я говорила уже, взрослые здесь тоже орут, машут руками, громко спорят. Но крайне редко хамят и вообще проявляют недоброжелательность, никогда не "учат жить", не "разговаривают матом", не нарушают твоих личных границ. Наверное, еще и потому, что их границы тоже с детства особо не нарушают.

Так что думаю, эта проблема - не в невоспитанных детях, а в отсутствии социальных условий для них. Общество в России вообще как-то мало устроено для любых "неудобных" - оно не принимает инвалидов, стариков, даже просто неформалов всех мастей, не принимает животных - соответственно не принимает и детей, кроме самых нормативно-незаметных. И дело не в толерантности, как это слово часто понимают - "стиснуть зубы, нацепить фальшивую улыбку и терпеть неудобства, создаваемые для всех". Просто для каждой инаковости, каждой неудобинки нужен свой алгоритм вписывания ее в среду, над которым стоит подумать. Это и пандусы для колясочников, и галеты для собак в кафе, и специальные танц-клубы и кружки-мастерские для стариков, и... воздушный шарик и улыбка, припасенные для ребенка официантом. Не потому, что официант добрый, а потому, что изначально так задумано и иначе нельзя.

Воспитание, Толерантность, Испания и Россия, Дети, Зарисовки

Previous post Next post
Up