Эпидемиологическое моделирование динамики социальных сетей в интернете

Jan 24, 2014 16:16



Моделирование процессов, происходящих в социальных сетях, с точки зрения эпидемиологических моделей, уже проводились. Как и обратные исследования - распространения информации в социальных сетях и их воздействие на общество, результаты которых, с точки зрения исследователей, вполне были применимы и в эпидемиологии, о чём я уже писал ранее. Профессор Лопатников, в комментариях к одному из моих постов, кстати, тоже упоминал «модели оптимизации управления распространением эпидемий», в контексте их применимости для моделирования воздействия на общественное мнение.




Подоспело ещё одно исследование на эту тему.

Двое соискателей докторской степени на кафедре механики и аэрокосмического проектирования Принстонского университета, Джон Каннарелла и Джошуа Спечлер, на днях опубликовали свою рукопись «Эпидемиологическое моделирование динамики социальных сетей в интернете» для рецензирования перед защитой. Пока научные работники знакомятся с исследованием, свои рецензии поспешили дать журналисты.

Дело в том, что предмет рукописи - социальная сеть Facebook. К ней исследователи применили эпидемиологическую модель, модифицированную для анализа активности пользователей. Результат получился обескураживающим. «Идеи показали способность бурно распространяться между людьми подобно инфекции перед тем, как возбудитель вымирает, и это даёт нам возможность применять к ним методы эпидемиологии», - говорится в рукописи. «Идеи распространяются через коммуникативный контакт между различными людьми, которые ими делятся друг с другом. В конце концов распространители идеи теряют к ней интерес и более не продуцируют её, что может быть рассмотрено как приобретение функционального «иммунитета» к этой идее».

Для исследования Каннарелла и Спечлер взяли модель ВЗВ (восприимчивость, заражение, выздоровление), которая позволяет создать уравнения для прогноза распространения заражения и восстановления после него. Наиболее реалистичный алгоритм исследователи нашли в ходе анализа MySpace, сгинувшей в 2011 году социальной сети, чей пик активности состоялся лишь несколькими годами ранее, в 2007. Тогда ею пользовались 300 миллионов человек, а стоимость сети доходила до 12 млрд долларов. В 2011 году обезлюдевший актив был списан за жалкие 35 млн.

Facebook в настоящий момент рапортует о 1,2 миллиардах пользователей, так что перспектива обрушения столь развитой сети выглядит на первый взгляд не вполне правдоподобно. Однако, судя по расчётам, пики активности Facebook уже стали историей, а дело идёт к финальному спаду. Между 2015 и 2017 годами ей пророчат потерю 80% нынешней пиковой аудитории.

Генеральный финансовый офицер компании Дэвид Эберсман подтвердил, что за последние три месяца фиксируется падение числа ежедневных пользователей, особенно среди подростков и молодёжи. Последние, судя по опросам, начинают всё активнее покидать Facebook. Количество заходов с частных компьютеров на серверы сети также падает, начиная с 2012 года, хотя это как раз можно объяснить переходом части аудитории на доступ только с телефона.

Что тут интересно для нас?

Если принстонцы не ошиблись в своей модели, то вместе с приобретением иммунитета к соцсетям наши современники приобретут иммунитет и к побочным вируснякам, разносимым ими.

А это, в частности, означает ещё одну простую вещь: вместе с самой соцсетевой лихорадкой и «окно возможностей» для смещения режимов вскоре закроется.

Причём не только благодаря росту осознанности и разработке в странах-мишенях мер по противодействию. Но вдобавок - ещё и износится сам инструмент «фейсбучных революций под ключ». Такими темпами последняя серийная попытка переворота, происходящая на Украине, рискует стать просто последней. Делайте скриншоты для учебников истории.

Разумеется, это не означает, что в будущем нас не ждёт какой-нибудь новый штамм революции от того же разработчика.

Но сам процесс выработки антител уже запущен.

Источник

P.S. Про упомянутое в тексте «окно возможностей» (оно же «окно Овертона») подробно можно прочитать здесь.

Картинка: www.ibl.ru

дезинформация, Интернет, информационный вброс, Александр Кузин, твиттерные революции, информационные источники, социальные сети, общественное мнение, компромат, информационные войны, негатив, массовое сознание, слухи, информационные технологии

Previous post Next post
Up