Василий Суриков

Oct 12, 2016 21:53

Автопортрет


Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье». Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал - пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил синькой - мундир, а брусникой - отвороты.
Несмотря на трудности, возникшие после смерти отца, он смог завершить образование и получить начальные навыки живописи, чтобы попытаться поступить в Академию художеств. При помощи местного мецената, рыбопромышленника Павла Кузнецова, в 1869 году Василий Суриков уехал в Петербург.
С первых дней учебы молодой сибиряк обратил на себя внимание академических преподавателей несомненным талантом, подкрепленным большим трудолюбием. Его академические работы отличались удачным построением композиции и выверенным колоритом.
За то, что уделял много времени композиции - имел прозвище “Композитор".

милосердный самарянин


В 1878 году Василий Суриков переехал в Москву, где начал работу над первой крупной картиной «Утро стрелецкой казни». В это время он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Петра Свистунова. В семье родились две дочери - Ольга и Лена.

Внешне немного замкнутый, сибиряк быстро сошелся с московскими живописцами. Особенно он стал близок с братьями Аполинарием и Виктором Васнецовыми, Василием Поленовым, Ильей Репиным. Илья Ефимович вспоминал о том времени: «С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Он горячо любил искусство, вечно горел им, и этот огонь грел кругом его и холодную квартирушку, и пустые его комнаты, в которых, бывало: сундук, два сломанных стула, вечно с продырявленными соломенными местами для сиденья, и валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скупо замаранная масляными красочками, тут же валявшимися в тощих тюбиках. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом».

«Утро стрелецкой казни» было выставлено Суриковым на выставке передвижников, открывшейся 1 марта 1881 года. Картина сразу же стала сенсацией, перед ней постоянно толпились зрители. Общее мнение образно и точно выразила Александра Боткина, дочь Павла Третьякова: «Никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением».

Картина «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе над стрельцами после неудачного бунта 1698 года.



В марте 1698 года сестра Петра I, царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу, заявила, что ее Петра подменили. 2200 стрельцов, стоявшие лагерем в Азове, подняли бунт и самовольно прибыли в Москву, чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Родных стрельцов обрекли на изгнание - их московские дома были проданы или розданы. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Они были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.

Картину прямо с выставки приобрел Третьяков, как и два следующих исторических полотна Сурикова - «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».

Трагическая судьба семейства светлейшего князя Меншикова послужила сюжетом для картины Сурикова «Меншиков в Березове».



Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет, и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим.» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери занимались хозяйством. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и возвратила им часть имущества.

Главная героиня картины «Боярыня Морозова» - историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова, которая почитается старообрядцами как святая, была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу.



Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.

Продажа картин дала Сурикову значительные средства, и он смог совершить путешествие по Европе, посетив музеи и картинные галереи Австрии, Германии, Франции, Италии. Весной 1888 года после тяжелой болезни умерла жена Сурикова. Смерть любимого человека потрясла художника, он забросил кисти и впал в депрессию. Чтобы восстановить душевные силы Суриков с дочерьми уехал в Красноярск, где решил взяться за яркое жизнеутверждающее полотно, чтобы «вернуться к жизни». В Красноярске им было начато полотно «Взятие снежного городка». Картина разительно отличается от всех, что писал художник. В ней много света, сияющего снега, радостных лиц.



Закончив эту работу, Василий Суриков приступил в 1891 году к картине, которую впоследствии считал главной в своем творчестве. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было задумано как эпическое полотно, посвященное одному из ключевых моментов русской истории.

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» изображает битву войск Ермака с ханом Кучумом на месте слияния двух рек - Тобол и Иртыш, которая произошла в ноябре 1579 года.



Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом. Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык - тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.

К работе над картиной Суриков подошел обстоятельно. Несколько лет он путешествовал по Сибири, побывал на Дону, написал массу этюдов. Работа захватила его, в письмах родным он часто делится впечатлениями: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». «Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину.
Вот что писал о полотнах мастера художник Сергей Маковский: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души».
Я не буду описывать это полотно художника. Его надо видеть, если не подлинник в Государственном Русском музее, то хотя бы хорошие репродукции. Картина громадна - 285×599 см., рассматривать её можно часами, постоянно замечая что-то новое, интересное, необычное, и поражаясь колоссальной работе, скрупулезно и исторически достоверно выполненной художником. После «Покорения Сибири Ермаком» Василий Суриков написал несколько больших картин, в том числе «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря». Но столь мощного воздействия на зрителей, как «Покорение Сибири Ермаком», они уже не оказывали.

В 1895 году, находясь у себя на родине, Суриков нарисовал картину “Переход Суворова через Альпы”. Эта картина была выставлена в разных городах России и приобрел ее император Николай II.



«Переход Суворова через Альпы» прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход, в котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию. Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, используя свой традиционный прием быстроты и натиска. Чтобы неожиданно напасть на противника, Суворов выбрал кратчайший, но самый трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных кампаний Александра Суворова. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. А на месте событий, в Альпах, был высечен 12-метровый гранитный крест в честь подвига русских войск.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин» - еще один исторический экскурс в далекое прошлое. На картине запечатлен фрагмент из легенды, повествующей о Разине и персидской княжне. По волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Разбойники веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. На картине слева изображена малоприметная водяная воронка, которая поглотила прекрасную пленницу. Не случайно молодой гребец в красной рубахе с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот.

Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков?



Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю, в Персию. Обеспокоенный Шах Сулейман отослал русскому царю грамоту, сообщавшую о нападении воровских казаков. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». В ответ разинцы взяли город Фарабат, но подверглись нападению большого шахского флота. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, и весь флот персов пошел ко дну. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. Дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне, утопил в Волге.

У героини картины «Посещение царевной женского монастыря» нет реального прототипа. Она повествует о трагических судьбах царских дочерей на Руси.



Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице - безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.

Василий Иванович Суриков ушел из жизни 6 (19) марта 1916 года. В Красноярске Сурикову установлен памятник и открыт его Дом-музей, имя великого живописца носит Московский государственный академический художественный институт. Память о Сурикове увековечена даже в космосе, на далеком Меркурии есть кратер его имени.

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.



Источники:
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=736&op=bio
Автор: Владимир Рогоза
http://shkolazhizni.ru/biographies/articles/33717/
http://www.samara.kp.ru/daily/26185.4/3073736/

и Википедия!

русская живопись, great people

Previous post Next post
Up