Братья Васнецовы (часть 2) «Старая Москва»

Jul 11, 2016 22:41



В 1878 Аполлинарий переезжает в Москву вместе со старшем братом В.М.Васнецовым. Вид древнего города с бесчисленными памятниками старины очаровывал впечатлительного юношу, он полюбил Москву, и эту любовь сохранил на всю жизнь. Через всё его творчество прошла тема старой Москвы. Он изучал её памятники, запечатлевал и воспевал красоту средневекового города, поэтому не случайно его называют «Певцом старой Москвы». В своей автобиографии А.М.Васнецов отмечал: «Для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва».
С 1883 Аполлинарий Васнецов начинает участвовать в выставках Товарищества передвижников. В этом же году П.М.Третьяков, чуткий ко всему новому и талантливому, приобрёл у него для своей галереи пейзаж «Серый денёк». Для молодого художника это была большая творческая победа. В 1888 за картину «Днепр перед бурей» его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В характерной манере ранних передвижников выполнены картины «Серый денёк», «Родина», «Днепр перед бурей», «Сумерки».

Серый день


Днепр перед бурей


Родина


Особое местно в творчестве художника занимают картины «Озеро» и «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Озеро


Элегия


Признанный мастер пейзажа выбирает новый путь в искусстве - воссоздание архитектурного облика древнейших городов России. Своеобразие его творчества может быть объяснимо особенностями его натуры, он был редкой личностью, в которой сочетались романтическое восприятие художника и трезвый анализ ученого. Образ древней столицы лейтмотивом прошёл через всё творчество Аполлинария Васнецова. Старая Москва была для него символом вечной жизни русской культуры. Им было создано свыше 125-ти полотен на исторические сюжеты. По этим картинам можно проследить архитектурную летопись истории первопрестольной столицы от древних времён до построек начала ХХ столетия. Они украшают многие музеи страны. «Будет большой ошибкой, - писал художник, - считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и не одухотворённой. Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела как улей и волновалась подчас бурно и жестоко…». В изобразительном искусстве была открыта совершенно новая страница - исторический пейзаж. Одним из любимых периодов истории России у художника был ХVII век - век, который бережно и ревностно, хранил национальные традиции, ему Васнецов посветил свои известные картины: «Улица в Китай-городе. Начало ХVII века», «Базар», «Гонцы. Ранним утром в кремле. Начало ХVII века», «Московский застенок. Конец ХVI века». За последнюю картину художник получил золотую медаль на международной выставке в Мюнхене в 1913.

Московский застенок. Конец XVIвека


Одна из самых драматических по содержанию картин Аполлинария Васнецова - его известное полотно "Московский застенок. Конец XVI века", исполненное в 1912 году и получившее в 1913 году золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. Действие происходит около кремлевской стены, у Константино-Еленинской башни. В XVI веке в ступенчатых пристройках над рвом помещался московский застенок - место заключения и пыток людей. Из ворот застенка палач вытаскивает трупы людей, не выдержавших истязаний. Родственники стоят, охваченные отчаянием и страхом, узнавая или боясь узнать среди замученных своего близкого, которого им отдадут тюремщики для захоронения. Все это происходит тогда, когда ранний луч солнца чудесно золотит верх башни и нежно розовеют утренние облака. Тем самым художник как бы противопоставляет красоту и умиротворение в природе трагическому действию, человеческой жестокости на земле.

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Конец 16 века


Улица в Китай-Городе


А.Н.Бенуа дал высокую оценку историческим пейзажам А.М.Васнецова: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он подобно своему брату сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту - вычурную, странную прелесть целой, безвозвратно погибшей культуры».

Московский Кремль при Дмитрии Донском


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль. Конец XVII века


Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке


Красная площадь при Иване Грозном


Красная площадь во второй половине XVII века


Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918 год


На склоне лет художник написал проникновенную серию городских пейзажей, посвященных различным уголкам Москвы и Подмосковья. Найдёновский и Первомайский парки, села Коломенское, Лефортово, Узкое, Давыдково, Кунцево - вот неполный список мест, которые он стремился запечатлеть на своих картинах. В 1926, в год своего 70-летия, тяжело переживавший смерть старшего брата, он создал полотно «Шум старого парка» («Всё в прошлом»), где передал образ уходящей России - русской дворянской усадьбы. В этом произведении звучат запоздалые черты эстетики модерна.

Шум старого парка


На протяжении всей своей жизни А.М.Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей.
Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…». Эти слова как бы подводят итог многолетней деятельности Васнецова, направленной на прославление нашего отечества, его верного служения России.
В Москве действует мемориальный музей художника, который является частью Третьяковской галереи.

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова
http://moscowwalks.ru/2016/02/04/moskva-apollinarii-vasnetsov/

русская живопись, great people

Previous post Next post
Up