Автопортрет
«Девятый вал» относится к жанру «маринизм» - это изображение моря.
По поверьям моряков - девятая по счету волна самая большая и могучая. Девятую волну моряки называют девятым валом. Сюжет прост. Всю ночь бушевала буря, легко разломавшая корабль на мелкие части. Несколько моряков нашли спасение, уцепившись за обломок мачты. А стихия готовит им ещё одно испытание - она обрушивает на них девятый вал.
Никогда ещё не создавал Айвазовский столь грандиозного полотна ни по размеру, ни по впечатлению, производимому им.
Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.
Айвазовский родился у моря, в Феодосии, в Крыму. Это было почти 200 лет назад. Предки художника были родом из Армении, и его настоящее имя - Ованес Айвазян. После 20 лет он стал называть себя Иваном Айвазовским.
В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии - уже как Иван Айвазовский.
Известно, что Айвазовский был знаком с Пушкиным и очень любил его поэзию. Смерть Александра Сергеевича была очень болезненно воспринята Ованесом, позже он специально приезжал в Гурзуф, именно в то место, где проводил время великий поэт. Не менее важной для Ивана стала встреча с Карлом Брюлловым. Недавно закончивший работу над полотном «Последний день Помпеи», он приехал в Петербург и каждый из студентов Академии страстно желал, чтобы именно Брюллов был его наставником. Айвазовский учеником Брюллова не был, но часто общался с ним лично, и Карл Павлович отмечал талант Ованеса. Нестор Кукольник посвятил Айвазовскому пространную статью именно по настоянию Брюллова. Опытный живописец видел, что последующее обучение в Академии будет для Ивана скорее регрессом - не осталось преподавателей, которые могли дать что-то новое молодому художнику. Он предложил совету Академии сократить срок обучения Айвазовского и отправить его за границу. Тем более, что новая марина «Штиль» завоевала на выставке золотую медаль. А эта награда как раз давала право на поездку за границу. Но вместо Венеции и Дрездена Ованеса отправили на два года в Крым. Едва ли Айвазовский не был рад - он снова окажется дома!
Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали.
В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику - императору Николаю. Айвазовский формально действительно был не прав - полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.
Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней - в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю - тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.
В 1840-1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.
Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех.
Об уровне мастерства художника красноречиво говорит примечательный факт: картину “Хаос” захотел купить сам Папа Римский. Кто-кто, а понтифик привык получать только лучшее!
«ХАОС» («СОТВОРЕНИЕ МИРА», 1841, музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция) изображает движение необузданной первозданной стихии, которую озаряет комета, являя собою создателя стихий - неба, земли, воды. Его волновали события космического характера, грандиозные земные катаклизмы. Кругом чёрный мрак ночи. Море кипит, выбрасывая на поверхность клокочущие волны. Небо грозно неистовствует. Ветер ревёт. И среди этого беспорядка из бурных вод бескрайнего моря встаёт светящаяся фигура Создателя. За основу идеи картины взяты слова из книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух божий носился над водою». На полотне передан мрак, постепенно вытесняемый светом.
Сметливый художник отказался от оплаты, просто подарив “Хаос” Григорию XVI. Папа не оставил его без награды, вручив золотую медаль. По этому поводу русский писатель М.В. Гоголь говорил: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане». Но главное - это эффект подарка в мире живописи - имя Айвазовского прогремело на всю Европу. В первый, но далеко не последний раз.
Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника - погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.
Картины Айвазовского были представлены на выставке в Лувре и настолько поразили французов, что ему была вручена золотая медаль французской Академии. Но одной Францией он не ограничился: Англия, Испания, Португалия, Мальта - везде, где можно было увидеть столь дорогое сердцу море, художник побывал. Выставки пользовались успехом и Айвазовского единодушно осыпали комплиментами критики и неискушенные посетители. Больше не было недостатка в деньгах, но Айвазовский жил скромно, отдаваясь работе в полной мере.
Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.
Не желая затягивать свой вояж, уже в 1844 году он возвращается в Санкт-Петербург. 1 июля его награждают орденом святой Анны 3 степени, а в сентябре того же года Айвазовский получает звание академика Петербургской Академии художеств. Кроме того, его причисляют к Главному Морскому штабу с правом ношения мундира! Мы-то знаем с каким пиететом относятся моряки к чести мундира. А тут его носит штатский, да еще и художник! Тем не менее это назначение приветствовали в Штабе, а Иван Константинович (можно его уже и так называть - художник с мировым именем как-никак!) пользовался всеми возможными привилегиями этой должности. Он требовал чертежи кораблей, для него стреляли корабельные пушки (чтобы он мог получше рассмотреть траекторию ядра), Айвазовский даже участвовал в маневрах в Финском заливе! Словом, не просто отбывал номер, а работал прилежно и с желанием. Естественно, полотна были тоже на уровне.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище - огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки. Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины.Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море.
Скоро картины Айвазовского стали украшать резиденции императора, дома знати, государственные галереи и частные коллекции.
Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца. В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! .. уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей.
Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям. В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой). С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.
Айвазовский первый среди русских художников (задолго до организации «Товарищества передвижных выставок») стал устраивать выставки картин не только в Петербурге, Москве или столицах европейских государств, но и во многих провинциальных городах России: в Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других.
Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…».
Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник - на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты - царь моря!»
Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ и порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом
Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.
В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.
В 1880 году художник открывает в своем доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.
Текст завещания Айвазовского гласил:
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.
Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 году. Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге в 1892-1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.
Айвазовский среди прочего инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве в Феодосии библиотеки
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.
22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.» Тому же Чехову принадлежит ставшая крылатой фраза, которую произносит Телегин из «Дяди Вани»: «Да, сюжет, достойный кисти Айвазовского».
19 апреля (2 мая) 1900 года великий Айвазовский ушел, но оставил нам самое ценное - отпечаток своей души, который можно найти на каждом полотне великого мастера.
«Хождение по водам». Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия)
В основе картины лежит библейский сюжет, очень популярный у художников разных эпох. Во время бури апостолы плыли на лодке, а Христос шел им навстречу прямо по бурным волнам. Только апостол Петр отважился идти навстречу Христу и ступил на подвижную бездну, как на твердую сушу. Держала его на воде только вера, так как стоило Петру отвести глаза, как он стал тонуть.
«СРЕДИ ВОЛН» (1898, Феодосийская картинная галерея).
Одно из последних творений мастера, которое относится к периоду «серебристых марин». Это «жемчужина» русской живописи. С наслаждением, увлечённостью, зоркостью взгляда создавалось это полотно. Айвазовский воссоздаёт бездонную прозрачность морской глубины с одновременно вздымающимися гребнями волн. Повсюду хаос водной стихии. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, переносящийся в центр картины на гребни рождающихся волн.
«Среди волн» - самая эффектная, захватывающая картина. Нам известно, что в отличие от большинства произведений, которые были написаны в феодосийской мастерской, над этим холстом Айвазовский трудился в Большом выставочном зале. Картина «Среди волн» была очень дорога Айвазовскому, она не покидала пределов Феодосии и была завещана (в числе других полотен) городу Феодосии.
В год написания картины «Среди волн» Айвазовскому шел восемьдесят первый год. Даже по нашим временам - это преклонный возраст. Живописец достиг всемирной славы, поклонения, он только что необыкновенно торжественно отметил свое восьмидесятилетие. Как вспоминали его современники, «таких торжеств не знала столица». Его заслуги были оценены, он получил одну из самых высоких наград России - орден Александра Невского. Но он не почивал на лаврах, а работал над огромным холстом.
О работе над этой картиной мы знаем со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:
«В 1898 году Иван Константинович задумал написать большую картину. Подрамник был установлен в зале, и перед ним из сдвинутых столов и досок сооружен помост. Во время работы, Айвазовский, увлекшись, захотел отойти, чтобы окинуть взглядом всю картину и … стал падать с помоста на спину. Тут к нему бросился вездесущий камердинер Петя. Он подхватил на руки восьмидесятилетнего художника и, как ребенка, поставил на помост.
Когда картина была окончена, Иван Константинович пригласил всех родных посмотреть новое произведение. Огромный холст представлял собой картину неистово бушующего моря, и как бы для контраста могуществу стихии в середине была изображена лодка с потерпевшими кораблекрушение моряками.
Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: - не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?
Айвазовский был очень рассержен замечанием моего отца, повернулся и вышел. Но утром, проходя через зал в «большой дом» мы увидели, что на картине среди волн, нет лодки», учитывая замечания специалиста-инженера, художник ее записал».
В зависимости от освещения картина меняет свой колорит, и волны могут быть серебристыми, синими, изумрудными. Белая пена, то играет и искрится в лучах света, то куда-то исчезает. Известно, что Айвазовский работал над этим полотном всего 10 дней. Ежедневный труд дал возможность Айвазовскому создать грандиозную картину за такой короткий срок.
Одна из известных картин Айвазовского - "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами"
Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий",курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с двумя линейными турецкими кораблями.
На предложение неприятеля сдаться командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей.
Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских.
Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование. Подвиг брига "Меркурий" вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков.
Смотр Черноморского флота
Радуга
Источник:
http://www.culture.ru/s/ivan_ayvazovskiy/http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_50.htmlhttp://agniart.ru/rus/showfile.fcgi?folderid=12209&filename=aivazovsky/aivaz_rus.htmэ