Бывает ли «чистая» фотография?

Jun 22, 2021 23:09


Прочитав очередную дискуссию о допустимости ретуши в фотографии, я решил внести свой вклад в эту тему.

Для начала, как представляет себе фотопроцесс человек, не интересующийся глубоко фотографированием?

Примерно так:



Нет, умом он скорее всего знает, что там ещё есть какие-то мелкие нюансы. Но эмоционально это вот так. Наводишь камеру, она делает «щёлк», потом ты показываешь это друзьям. Современные технологии сделали если не всё, то многое, чтобы то, что происходит с изображением посередине этого пути, и оставалось скрытым от глаз.

Но давайте всё-таки приподнимем завесу и всмотримся в этот процесс пристальнее.





Это тоже упрощённая схема и профессионалы легко смогут добавить сюда с десяток шагов, которые я для ясности изложения пропустил. Но мне хочется не делать гайд по процессу, а показать главную мысль.

Вот она: на каждом этапе изображение (или то, что его заменяет - например, информация) подвергается изменениям.

Не бывает «чистой» фотографии. Бывает наше невежество о том, что же там происходит внутри. Бывают из пальца высосанные критерии, что можно и что нельзя делать на каждом шаге. Бывает требование жанра. Например, репортажная фотография согласно консенсусу большинства журналистов должна показывать как бы реальный мир - но и тут жарки споры о том, что же всё-таки можно подправить. Но это всё не о «чистоте».

Давайте пробежимся по этой картинке, чтобы понять масштабы бедствия. Предположим, что мы выводим изображение на печать. Хотя можно было бы ограничиться и показом с экрана, и это мало что изменило бы в этой схеме.

I. Подготовка

(1) Не всегда, но бывает, что мы готовим съёмку. Выбираем место, время, свет, модель. Делаем модели стиль, одеваем её. Это не проходной момент, от подготовки во многом определяюще зависит итоговый результат съёмки. Есть проект, в котором женщина сняла три возраста - юную девицу, взрослую женщину и старуху. Вот только модель там была одна. Все изменения достигались путём макияжа и грима.

II. Сцена

Теперь займёмся сценой. Поставим модель (2), выставим свет (3). Если у нас не студийная съёмка, эти этапы всё равно вероятно будут. На репортаже мы будем ждать подходящей конфигурации, в пейзаже - нужного времени года и света. Всё это очень влияет на изображение. Жёсткий свет подчеркнёт морщины. Зеленоватый оттенок может уничтожить жизнь. Вы можете снять снизу, чтоб нависало. Можете снять сверху, подчеркнув малость ( см). И даже само пространство между снимаемым и камерой (4) само может повлиять на результат. В нём могут жить дождь, туман, радуга…

III. Съёмка

И вот свет попал в камеру… Погодите. Перед объективом (а иногда внутри него или прямо за ним) могут находиться фильтры (5). Цветовые, поляризационные, художественные - несть числа их разновидностям. Они могут сделать изображение «мягким», могут убрать или добавить блики, могут добавить «звёздочек» или виньетировать картинку, затемнив края. Я бы сказал, что вот вам первый шаг ретуши, но как мы видим, эти шаги начались уже гораздо раньше.

Теперь в дело вступают сам объектив, затвор и диафрагма. О, тут целая бездна. Объектив может быть tilt-shift (исправляющий искажения перспективы), разное фокусное расстояние даст нам разные пропорции ( см). Открытая диафрагма размоет задний план. Длинная выдержка размоет всё. И так далее, и так далее. А ещё есть аберрации, оптические искажения. Одну и ту же сцену, одну и ту же модель, один и тот же объект при одном и том же свете можно снять совершенно по разному, играя всеми этими параметрами.

IV. Обработка

Ну теперь то уж всё? Отнюдь. Это только начало долгого пути.

Свет попадает на сенсор (8) цифровых камерах или на фотоплёнку (7) в плёночных.

От характеристик матриц и плёнок тоже зависит, каким будет изображение. Не зря же профессионалы выбирают плёнку под творческую задачу - у каждой свои эмоции.

Теперь плёнке - перейти на следующую клетку, а цифру попросим остаться на некоторое время.

Сигнал с матрицы усиливается (это аналог ISO, чувствительности плёнки) и затем записывается в необработанном виде в формате RAW (10). Профессионалы нередко всё так и оставляют, и обрабатывают эти файлы уже на компьютере (12). Но большинство, само того не ведая, поручает эту задачу процессору камеры (9). Вот тут начинается буйство креатива производителя. Процессор берёт некий профиль, инструкцию по обработке, и перелопачивает всё изображение, добиваясь нужного лука. Vivid, Faded, Scenic, Black and White… Далеко не каждый профессиональный фотограф так мощно корректирует свои фотографии, как это делает «мыльница» в руках любителя! Полученное изображение записывается в файл другого формата. Как правило, JPEG (11).

Далее можно сразу из камеры или телефона отправить фотки на печать, но мы ещё над ними поколдуем (12). Я нарисовал компьютер, но это может быть и апп на телефоне, и планшет. Для тех, кто снимает в RAW (10), этот шаг просто обязателен - без него изображение нельзя будет никому показать.

Корректировка на компьютере может быть абсолютно любой. Как минимум, это кадрирование, базовая цветокоррекция (света посветлее, тени потемнее, трава позеленее, лицо порозовее), устранение шумов и настройки резкости (sharpening).

Но можно пойти и дальше. Например, объединить несколько фотографий в одну, и получить, в зависимости от способа объединения, панорамный снимок, снимок с расширенным диапазоном (HDR), меньше шумов, суперразрешение, резкость на всех расстояниях, дуги звёзд (да, почти все такие кадры - результат наложения десятков фотографий), и так далее, и так далее.

Можно обвинить эти действия в «искусственности», но чем это будет отличаться от съёмки панорамы в телефоне? Ага, он делает всё то же самое, но вы об этом не знаете и видите только итоговый снимок. Более того, многие телефоны сейчас незаметно для вас делают не только панорамы, но и суперрезкость, HDR, и даже исправление микродеталей с помощью хитрых нейроалгоритмов. А ещё был плёночный панорамный фотоаппарат «Горизонт» - тёплый ламповый. Да и мультиэкспозицию на один кадр плёнки делали задолго до цифры.

А ещё больше отретушировать можно? Можно! Удалить лишние объекты, дорисовать нужные объекты и сотворить коллаж (гм, а ведь мультиэкспозиция фактически это и делает) - да что угодно.

V. Печать

Всё, наигрались? Ну вы уже поняли - нет, не всё.

Для цифры (14) на изображение будет влиять тип и откалиброванность принтера, чернила, вид бумаги, последующая обработка (ламинирование, пластификация)…

Но плёнка сделает всех. Такого богатства инструментов изменения изображения при печати, как у плёнки, у цифры и близко не имеется.

Можно пошалить с кросс-процессами при проявке плёнки (13), при фотопечати (15) можно регулировать яркость, кадрировать, накладывать маски. Даже делать кадры резче: фотошоповский фильтр Unsharp Mask / Нерезкое маскирование - фактически, имитация одной из техник аналоговой печати.

VI. Ретушь после печати

После печати некоторые фотохудожники ретушируют изображение дополнительно: кисточками, тушью (16). Это тоже очень древняя и совершенно аналоговая традиция, со времён студий с дагерротипами.

VII. Демонстрация

И, наконец, мы повесили… Упс, а зачем тут столько циферок?

Потому что и тут мы можем повлиять - уже не на само изображение, но на его восприятие. Мы можем по-разному выставить свет. Можем положить картинку (17) на чёрное паспарту, а можем заковать в громоздкую позолоченную раму. Можем вывесить одно изображение на стену и сделать подпись: «Круче этого только песня “Плот” Юрия Лозы», а можем сотни таких фоток нашлёпать внахлёст лоскутной мозаикой.

Да и наши глаза (19) видят каждый по своему, даже без учёта очков.

---

Так что же из этого - «естественный процесс», что - допустимые изменения, а что - харам, запрет, табу?

Ответ, я думаю, очевиден. Нет у вас иного права, кроме как поступать согласно своей воле. Как хотите, так и делайте. Лишь бы вам и зрителям понравилось.

Что ещё почитать:

Что такое хорошая фотография

«Я понимаю современное искусство» - почему модерн арт не всегда плохо и не всегда хорошо

«О разборе произведения» - достаточно ли разбора композиции для оценки

обработка фотографий, фотография, фотографирование, искусство, ретушь

Previous post Next post
Up