Я уже
писал, что опытного фотографа можно отличить по такому признаку. Опытный умеет чуть-чуть приседать при съёмке людей, чтобы при поясном портрете объектив был на уровне глаз снимаемого. Или чуть ниже.
Хочу проиллюстрировать наглядно, насколько по разному выглядят люди, при съёмке с разной высоты. Ситуация достаточно типичная для бытовой съёмки. Фокусное расстояние - 28 мм (обычно самый широкий угол, доступный на «мыльницах»), потому что далеко отходить не хочется, и снимают широким углом вблизи. Снимаемые разного роста, что тоже часто бывает. Например, когда вместе стоят взрослые и дети.
1. Камера снизу, на уровне колен. Ноги длинные-длинные, голова цепляет за облака, особенно у левого Человечка. Такое впечатление, что снимали не людей, а Статуи Вождям. Если камера достаточно хорошая, при таком ракурсе будут видны волосы в носу.
2. Камера на уровне живота (здесь - на уровне живота Маленького Человечка). Для Маленького Человечка ростовой портрет вполне приемлемый, особенно если он не будет задирать нос. А вот Длинный Человечек по прежнему высится башней Саурмана.
3. Камера на уровне живота Длинного Человечка и на уровне подбородка Маленького Человечка. Маленького теперь хорошо кадрировать по бёдра или сделать поясной портрет. Длинный Человечек смотрится уже лучше, но всё равно не фонтан. Прямо дискриминация длинных какая-то…
4. Камера на уровне глаз Маленького Человечка. И на уровне груди Длинного. Длинный наконец-то получился в полный рост. А Маленького нужно кадрировать на грудной портрет, потому что при таком положении камеры ноги у него ушли далеко вниз.
5. Камера выше уровня головы Маленького Человечка, но на уровне подбородка Длинного. Для Маленького Человечка ракурс невыигрышный. «Ути-пути, кто там такой маленький к нам в камеру смотрит?». А Длинный идёт на поясной портрет.
6. Самое высокое положение камеры. Длинный Человечек наконец-то заслуживает кадрирование по грудь или даже выше. Маленький же Человечек окончательно ушёл вниз, и мы смотрим на него с воздушного шара.
Итак, какие выводы из этого мы можем сделать?
- Во-первых, лучше стараться не использовать «экстремальных» ракурсов - сильно снизу или сильно сверху. Они могут быть комичными, иногда они очень в тему, но не для классического портрета.
- Во-вторых, лучшее положение камеры для съёмки - несколько выше середины планируемого кадра. Например, если мы снимаем только лицо, лучшее положение - на уровне глаз. Лицо и часть груди? Тоже на уровне глаз, или чуть ниже. Поясной портрет? На уровне подбородка. Портрет по бёдра - тоже с уровня подбородка. В полный рост? С уровня груди или чуть ниже. Важное замечание: всё это в первую очередь касается съёмки широкоугольным объективом. По хорошему, портреты им не снимают. Так что эти советы в первую очередь тем, у кого нет выбора. Например, надо снять группу людей в комнате, все в кадр не влезают, а дальше отойти некуда.
- В-третьих, если в кадре рост у людей сильно различается, найти компромисный ракурс будет сложнее. И надо смотреть на всех, кто в кадре, потому что сделаешь хорошо одному, другой может «поплыть».
- В-четвёртых, следите за тем, чтобы люди не задирали нос и не клали голову сильно набок. Это чревато забавными эффектами в итоговой фотографии.
Для съёмки портретов лучше всего использовать объективы с фокусным расстоянием от 70 до 150 мм. Некоторые модные фотографы используют даже 200 мм. При таком фокусном расстоянии вам придётся отойти дальше, чтобы человек вошёл в кадр. Зато таких сильных искажений и удлиннений ног/головы не будет. Конечно не всегда удаётся отойти подальше. Однако если вы снимаете только погрудный портрет, или только лицо - не поленитесь, выдвиньте объектив на всю длину (скорее всего и будет как раз 150 мм). Пусть пропорции будут естественными.
И напоследок полезное напоминание фотографу при съёмке групп. Чем больше человек, тем больше вероятность того, что кто-то в момент кадра сморщится или моргнёт. Учёные даже расчитали, сколько кадров нужно сделать, чтобы гарантированно не было «моргунчиков». Там сложная формула, но для простоты можете руководствоваться следующей таблицей:
сколько человек в кадредостаточно сделать кадров
1
1
2
2
3
2
5
3
10
3-4
15
4
20
5
Разумеется, если кадр очень важен, даже если снимаете одного человека, повторите съёмку несколько раз.
И конечно же перед тем, как нажать на кнопку, привлеките внимание людей и развеселите их - пусть они смотрят на вас и пусть их лица будут добрыми и радостными.
Дополнительно