10 ноября прогулялись по Булгаковской Москве.
Ещё и интересности узнали. В буклетике и на сайте много исторических фактов о жизни Булгакова. Ну, и по дороге ещё разное красивое видели.
Итак предыстория из буклетика от организаторов квеста. Здесь и далее - курсивом выделен текст, взятый с сайта Бегущего города или из буклета к игре.
"Не удивляйтесь моим скитаниям, ничего не сделаешь. Никак нельзя иначе. Ну и судьба!"
Михаил родился в 1891 году в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в очень дружной семье и имел ещё шесть братьев и сестёр. Поступил на медицинский факультет Киевского университета. Профессию выбрал по братьям матери: гинеколог Николай Покровский жил в Москве и имел отличную практику, а Михаил был личным терапевтом патриарха Тихона.
Во время учёбы в 1913 году женился на своей первой любви - Татьяне Лаппа, брак с которой продлится десять самых тяжёлых лет его жизни. Татьяна будет сопровождать его в Смоленскую губернию.ю где он в 1917 году пристраститься к морфию, Москву, где лечение от зависимости окажется неудачным, и домой в Киев - где, наконец, ей удастся помочь чупругу побороть пристрастие. После года практически ежедневного употребления морфия тяжело больной человек избавился от привязанности к наркотику и никогда больше к нему не возвращался.
Небольшое отступление - мне очень понравился мини-сериал "Записки юного врача" с Дэниелом Редклиффом. Да, это английский взгляд на это произведение. Но прям сложилось английский и булгаковский юморы. Плюс фишка, что повествование идёт от лица "неюного" Булгакова (в исполнении Джона Хэмма (он ещё блистал в "Безумцах"), который вспоминает себя в "молодости" (Редклифф).
Да, тут они в одном кадре. Не забываем про лёгкий налет морфинизма в той истории.
В 1918 году Булгаков начнёт в Киеве частную практику врача-венеролога, но уже через год во время Гражданской войны будет мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в вооруженные силы Юга России.
В 1920 году он заболел тифом и остался вместе с Татьяной во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией. Первые его литературные опыты связаны именно с жизнью во Владикаказе - там он пишет и ставит на сцене свои первые произведения. Во Владикавказе ему приходит в голову идея отправиться в Грузию, а оттуда, возможно, в Крым - об этом, во всяком случае, он пишет своей сестре в Москву.
"В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 2010 вёрст. Но в 1921 году самое слово "нанять" звучало как слово иностранное. Нужно было ехать так: идти с одеялом и керосинкой на вокзал и там ходить по путям, всматриваясь в бесконечные составы теплушек. Вытирая пот, на седьмом пути увидал у открытой теплушки человека в ночных туфлях... Он полоскал чайник и повторял мерзкое слово "Баку"
- Возьмите меня с собой, - попросил я".
В Тбилиси ему не удалось закрепиться: его не печатали, пьесы не ставили. Чтобы выжить, они с Татьяной продали свои обручальные кольца. В Батуми ситуация повторилась. Там, отчаявшись найти хотя бы какое-то дело, Булгаков начал обдумывать дальнейшие планы, включавшие в себя даже выезд нелегалом в Стамбул (тогда Константинополь). Татьяне он велел уехать в Москву и ждать от него известий.
Жена Осипа Мандельштама вспоминала, как видела Мишу в Батуми с мешком на плечах. Это из того периода, когда он бедствовал и продавал керосинку на базаре. В ту встречу Осип Эмильевич и посоветовал ему ехать в Москву и, если есть желание печататься, лично связываться с редакциями. Возможно, как раз именно этот совет Михаил и принял всерьёз, ещё не зная, что спустя много лет они с Мандельштамом станут соседями.
Конечно, вспоминается "Бег"...
Ну, и пусть песня Малинина "Белая гвардия". нравится
К этому моменту Татьяна Лаппа через Одесу и Киев уже добралась до Москвы, где друг семьи устроил её жить в Тихомировском общежитии (Большая Пироговская) в одну комнатку с уборщицей Анисьей.
И вот мы стартуем от Киевского вокзала. Разумеется именно сюда прибудет Булгаков из Киева.
Эта игра получилась на редкость разношерстной по составу. От и до прошли лишь мы втроем. Ещё на стадии разгадывания разметки к нам присоединилась Катя, которая покинет нас где-то после 2-3 игры, так как у неё были дела вечером. Маша присоединится где-то после четверти игры от начала, но зато финиширует и отметит окончание игры в Усачевском рынке. Плюс на пару часов к нам присоединится Аня - совершенно спонтанно, ибо была чудесная погода.
Но три стойких деревянных солдатика перед вами.
"Мастер и Татьяна".
Мастер в центре, Татьяна фотографирует. Я хоть тоже Татьяна, но в название не попала, ибо у Мастера только одна Муза, я же свита - Гелла, видимо. Надо теперь найти внутреннюю Геллу - даром я в котика Бегемота уже влюблена (в Юру Борисова) - особенно после просмотра "Аноры".
Мой отзыв на Анору:
https://vk.com/id41142910?w=wall41142910_3162 "Анору" мы как раз с ней смотрели, ну и вместе в фанклубе Юры Борисова.
Видео озвучки кота Бегемота Юрой Борисовым
You can watch this video on www.livejournal.com
Не так часто я здесь прогуливаюсь.
Частичка Франции - Европа же...
Очень нравится мне этот выход
Михаил Булгаков приехал в Москву в конце сентября 1921 года на Брянский (сейчас Киевский) вокзал. О первых впечатлениях он пишет в "Записках на манжетах", но и позже вокзал будет появляться в его очерках и фельетонах.
"Брянский вокзал, Дорогомиловский мост. Панорама первая была в густой тьме, потому что въехал я в Москве ночью. Это было в конце сентября 1921-го года. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомилоскомй мосту, указывающих пусть в родную столицу. Ибо, что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва - мать, Москва - родной город. Итак, первая панорама: глыба мрака и три огня"
Если верить цитате, то приехал в город Михаил глубокой ночью. Значит, идти в общежитие, где жила в это время его жена, не мог и ночевал, возможно, как рассказано в "Записках", у незнакомых людей. Это подтверждается и воспоминаниями его жены.
Она рассказывала, что услышала от кого-то, как муж её разыскивает, но настолько была уверена, что из Батуми он уехал за н=границу, что не поверила.
Несколько дней они ещё прожили в Тихомировском общежитии - которое можно считать первым, хоть и не особо официальным, адресом Булгакова в Москве.
А с Брянским вокзалом мы встретимся в 1932 году в фельетоне "Сорок сороков":
"Новый Брянский вокзал грандиозен и чист. Человеку, не ездившему никуда в течение двух лет, всё в нём кажется сверхъестественным. Уйма свободного места, блестящие полы, носильщики, кассы, возле которых нет остервеневших, измученных людей, рвущихся куда-то со стоном и руганью. Нет проклятой, липкой и тяжкой ругани, серых страшных мешков, раздавленных ребят, нет шмыгающих таинственных людей, живших похищением чемоданов и узлов в адской сумятице. Словом, совершенно какой-то неописуемый вокзал. Карманников мало, и одеты они все по-европейски. Носильщики, правда, ещё хранят загадочный вид, но уже с некоторым оттенком меланхолии. Ведь билет теперь можно купить за день в "Метрополе" (очередь 5-6 человек!), а можно и по телефону его заказать. И вам его на дом пришлют"
Обычно я рассказываю по порядку, как мы проходим квесты, но в этот раз буду следовать описанию жизни Булгакова, и подкреплять его посещенными нами местами, но уже не по порядку фактического прохождения.
В итоге первым в рассказе будет КП, которое мы брали одним из последних.
Тихомировское общежитие.
Малая Пироговская улица, 18
Вот тут большой пост - инфа и фотография отсюда же
https://architectstyle.livejournal.com/460761.html Когда в 1860-е годы начались социальные реформы, задумались и о подготовке кадров для преподавания. В Москве стали появляться училища, семинары, курсы. Так, в 1870-м году возникло Московское общество учительниц и воспитательниц (Малая Пироговская, 1), ориентированное на повышение квалификации практикующих педагогов и обеспечение их занятости. В 1872 году Дмитрий Иванович Тихомиров (1844-1915) - признанный педагог, просветитель, деятель народного образования, издатель и редактор организовал при этом обществе Московские женские педагогические курсы. В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова, после окончания которых 18 лет преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л.Ф. Ржевской. Выпускницей Высших женских курсов этого периода кстати была и Надежда Афанасьевна Булгакова, родная сестра М.А. Булгакова. Очевидно общежитие в то время было прикреплено (имела отношение) и к Высшим педагогическим курсам.
Р. И. Клейн (1858-1924) - русский и советский архитектор, академик Императорской Академии художеств, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Клейн один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Достаточно сказать, что именно он является строителем Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других значительных памятников архитектуры. Клейн мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле.
Соседнее здание с общежитием на фото ниже и на дальнем плане по Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена) построено также этим талантливым архитектором.
Ещё исторической справки от организаторов
В августе 1921 года Булгаков через Батуми рассчитывал эмигрировать в Константинополь. В разговоре с М. Чудаковой первая жена писателя Т. Лаппа вспоминала о пребывании Булгакова в Батуми: «„Знаешь, может, мне удастся уехать“, - сказал он. Вел с кем-то переговоры, хотел, чтобы его спрятали в трюме, что ли. Он сказал, чтоб я ехала в Москву и ждала от него известий». В сентябре она приехала одна в Москву и стараниями студента-медика Н. Л. Гладыревского, киевского знакомого семьи Булгаковых, устроилась в одной из комнат медицинского общежития, где провела почти три недели до приезда мужа. Помимо тягостных раздумий о надвигающейся зиме, жизнь Лаппы осложнялась безденежьем - чтобы выжить, ей приходилось продавать свои вещи на Смоленском рынке. В конце сентября она случайно встретила Булгакова: «Не помню вот точно, где мы встретились… То ли с рынка я пришла, застала его у Гладыревского… то ли у Земских. <…> Ночь или две мы переночевали в этом общежитии и сразу поселились на Большой Садовой».
Кстати, именно от Гладыревского Булгаков получил в обмен на пальто страшный полушубок, который впоследствии часто мелькал в мемуарах друзей писателя. Например, в мемуарах И. Овчинникова приводится булгаковское описание полушубка: «Русский охабень. Мода конца семнадцатого столетия. В летописи в первый раз упоминается под 1377 годом. Сейчас у Мейерхольда в таких охабнях думные бояре со второго этажа падают».
Сейчас Смоленского рынка нет, ещё в 1928 году там выстроено большое здание Универмага.
Но через ту площадь мы проходили в этот квест.
Памятник Примакову.
Я как-то и не обращала раньше внимания
Он пришел во внешнюю разведку - и спас эту спецслужбу от уничтожения. Он возглавил министерство иностранных дел - и заложил основы дипломатии в новой России. Он руководил правительством - и вывел страну из тяжелейшего кризиса. Все это про одного человека - Евгения Примакова. Политическая глыба, легенда, тяжеловес российской политики - как только его ни называли, но одно оставалось неизменным: восхищение и уважение. Он был ученым и журналистом, экономистом и востоковедом-арабистом, академиком и политиком, руководил правительством и осуществлял секретные миссии, каждая из которых могла бы стать захватывающим сюжетом шпионского романа. Его легендарный разворот над Атлантикой («петля Примакова») стал первой с начала перестройки демонстрацией всему миру, что с Россией нельзя разговаривать с позиций силы.
https://lenta.ru/articles/2024/04/04/primakov/ Но рядом с Тихомировским общежитием есть другой рынок - Усачевский.
Как раз там мы финишировали и отправились на рынок перекусить после долгой игры.
Возвращаемся к Булгакову.
Михаил с Тасей после комнаты Анисьи в общежитии некоторое время живут в гостях в Воротниковском переулке в квартире при детском саде печатников "Золотая рыбка" у родственников Андрея Михайловича Земского, мужа сестры Булгакова Надежды. После Андрей Земский, уезжавший в это время к жене в Киев, отдаёт паре свою комнату в доме №10 по Большой Садовой.
Что же на счёт работы?
Литературный отдел главполитпросвета наркомпроса.
У Булгакова было удостоверение Владикавказского подотдела искусств, и он отправился разыскивать родственную организацию, обнаружив её на Сретенке в доме акционерного общества "Россия". Это шестиэтажное здание, вспоминает он, было положительно страшно. Всё пронизано продольными ходами, как муравейник, так что его всё можно было пройти из конца в конец, не выходя на улицу.
Я же здание это очень люблю. Довелось и в одной из квартир побывать. Ну, и бестиарий на фасадах - это же красотища!!!
Вот тут о нашей прогулке (аж три поста!):
https://akostra.livejournal.com/1615549.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1615791.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1616086.htmlПара фото оттуда. Тем более, что были той же командой, что на нынешнем квесте:
Кстати, на подступах к этому КП напоролись на милое заведение. Прям теперь хочу.
Во-первых, это прежде всего Большой Лебовски, а во-вторых, Лампопо - это теперь вспоминаю спектакль Мастерской фоменко "Чающие движения воды". Там тоже потчевали.
Джефф Бриджес "Большой Лебовски"
а это заведение уже в самом здании страхового общества "Россия"
Возвращаемся к Булгакову и его истории.
ЛИТО
Приказом от 1 октября он был зачислен на искомую должность секретаря Лито, в чьи обязанности вменялось "общее руководство всей письменной работой, направление бумаг, ведение протоколов коллегии Лито, деловая переписка с лицами и учреждениями, составление планов и прочее. Приходить на службу сюда полагалось к двум часам дня, а конец работы зачастую мог произойти и ночью.
Сретенский бул., д. 6 (подъезд 6, 3 этаж, квартира 50, комната 7) - ЛИТО (Литературный отдел Наркомпроса РСФСР), первое место работы Булгакова в Москве в октябре и ноябре 1921 г. ЛИТО описан в «Записках на манжетах».
- ЛИТО? Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека. Один высокий, очень молодой, в пенсне. Бросились в глаза его обмотки. Они были белые, в руках он держал потрескавшийся портфель и мешок. Другой, седоватый старик с живыми, чуть смеющимися глазами, был в папахе, солдатской шинели. На ней не было места без дыры, и карманы висели клочьями. Обмотки серые и лакированные, бальные туфли с бантами.
В конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый - стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в ЛИТО не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было.
По этому адресу располагается известный Дом страхового общества "Россия", состоящий, фактически, из двух зданий, которые носят сейчас адреса 6/1 строение 1 и 2. Описываемый Булгаковым подъезд находится во в соседнем строении, однако, после многочисленных перестроек квартиры с соответствующим номером в нем уже нет.
Зато рядом в Милютинском переулке, напротив церкви были Окна РОСТа, а в подвале столовая, куда сотрудники ходили за картофельным супом с картофельными же котлетами.
Этот КП был загадан фотографией.
Да, церковь раньше выглядела вот так:
Но её перестроили под клуб - обычная практика.
Летом этого года мы гуляли в этих краях вот тут рассказ.
Ну, и фотки деталек:
https://akostra.livejournal.com/1680894.html Фото из инета тоже:
Переулок и наш КП во дворах.
Кооотик!!! Как же Булгаков да без черного кота?
К тому моменту, когда Булгаков оказался в столице, литературная Москва ещё продолжала переживать и обсуждать два известия - о смерти Блока в Петрограде 7 августа и расстреле Гумилёва 24 августа 1921 года. Страсть горожан к пересудам по поводу трагических происшествий получит спустя несколько лет гротескное отражение в первой(вскоре уничтоженной) редакции "Мастера и Маргариты", где поэтесса Степанида Афанасьева сообщала по телефону всем знакомым литераторам "потрясающие подробности" смерти Берлиоза.
А мы пройдём на квесте и мимо памятника Блоку.
И недалеко от него тоже черный котик.
Но мы возвращаемся к Милютинскому переулку. Если церковь Апостолов Петра и Павла уже и не узнать, то располагавшуюся дальше по переулку Церковь Людовика Французского худо-бедно сохранили. Там тоже КП был
Да в ночи она не так эффектна.
Я уже говорила, что мы тут с квестом "Москва Французская" гуляли.
Фотка из той прогулки (по ссылке больше фотографий
https://akostra.livejournal.com/1680894.html):
Рядом на стене дома видим такие буквы.. Стоим с Аней гадаем (в этот период Аня была с нами), что могут означать. И тут доходит - это торец гимназии имени Александра Дюма! Бинго! О ней я тоже писала в посте о квесте "Москва Французская"
https://akostra.livejournal.com/1680894.html А там дальше видно здание Московской Центральной телефонной станции Шведско-Датско-Русского телефонного акционерного общества
В том же посте про "Москву Французскую" пишу и о нём.
Шикарнейшая заброшка в центре Москвы...
https://akostra.livejournal.com/1680894.htmlФото с тогдашней прогулки
Тут во дворах был ещё один КП. Правда, я так и не поняла, как он связан с Булгаковым. Но прикольный, не поспоришь. И дворики занимательные.
А это дворы Академии Глазунова.
Раньше было Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), для него это всё и строилось.
Нашла старое фото этих двориков
Общий вид дома 21 на Мясницкой улице, где находилось общежитие студентов ВХУТЕМАС (очередное переименование).
1930-е гг.
https://vk.com/wall-3617591_111367 Мы уже в темноте бродили - фотографировать сам дом уже не имело смысла.
Студенческое общежитие ВХУТЕМАС.
25 февраля 1921 года В. И. Ульянов-Ленин и Н. К. Крупская посетили здесь дочь Инессы Арманд и беседовали со студентами.
Фото из инета
И вот на торце этого дома наш КП
Нашла интересную статью об истории и несколько фотграфий, сделанных Александром Родченко, который жил тут долгое время вместе с супругой.
Александр Родченко. Двор на Мясницкой
https://vk.com/wall396143831_4842 (в посте и больше фотографий, и больше тескта, я лишь часть взяла)
Бывает так - лежит в архиве интересная фотография и дожидается своей очереди, все чего-то не хватает. А потом в сети обнаружишь еще одну - к ней в компанию. И уже понемногу складывается публикация. У Вера Мурзинова я встретила фотографию «Александр Михайлович Родченко (1891-1956). Зимний дворик. 1926 (Москва, Мясницкая ул.)». У меня был «Дворик» 1929 года. Остальное нашлось в интернете…
«…В 1843 году несколько московских художников-любителей и профессиональных живописцев переформатировали свой кружок в Училище живописи и ваяния. В 1844 году для нового учебного заведения был куплен дом Юшкова на Мясницкой, что и сейчас располагается между театром Et Cetera и «китайским» чайным магазином. С 1865 года там же стали учить архитекторов, и получилось Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
⠀
К началу XX века студентов и преподавателей в училище всё больше, требуется собственное жилое пространство. Поэтому по проекту архитектора Курдюкова в 1913-14 годах выстраивают два дома (7 и 8 этажей) рядом, но всё же с отступом от здания МУЖВЗ, чтобы обеспечить хорошее освещение квартир. Здания были оборудованы по последнему слову техники - лифты, паровое отопление, перекрытия из железобетона. Стилистически это дома в духе позднего и функционального модерна, с элементами национального стиля - простые кирпичные стены, углубленная в фасаде арка с круглым окном.
После революции 1917 года МУЖВЗ превращается в Высшие художественно-технические мастерские (легендарный ВХУТЕМАС), а дома становятся общежитиями для его студентов. В разные годы жильцами «дома ВХУТЕМАСА» были поэты Николай Асеев и Алексей Кручёных; художники Леонид Пастернак, Лев Бруни, Владимир Татлин, графики Владимир Фаворский и Петр Митурич…
В одной из квартир дома жили и работали супруги Александр Родченко и Варвара Степанова (у которых часто бывал Маяковский). Родченко, помимо прочего, еще и замечательный фотограф эпохи, пионер ракурсной съемки. В 1925 году он создает серию работ «Дом на Мясницкой», где прекрасно передана простая геометрия фасадов этого здания….
Повторюсь , мы это мало смогли оценить - было уже темно
Зато темнота такую атмосферу давала!!!
Ну, и раз Академия рядом, то и художества
А дом справа - ступенечками - это бывший Дом притча при той многострадальной Церкви апостолов Петра и Павла. Очевидно, его тоже наперестраивали...
В этих дворах ещё одно здание, но его так и не смогла идентифицировать...
Прервусь. И без того очень насыщенный вышел пост...
https://akostra.livejournal.com/1702157.html