Выставка "Дягилев. Генеральная репетиция" Октябрь 2022 года. Часть 2-я.

Mar 22, 2024 17:15

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1664923.html

"Шехеразада"
Музыка Римского-Корсакова
Хореография Михаила Фокина
Либретто Александра Бенуа
Занавес Валентина Серова (1911)
Оформление Льва Бакста

Парижская опера (премьера 4 июня 1910)

Валентин Серов так очаровался балетом, что предложил нарисовать занавес к нему. Поэтому премьера в 1910 году, а занавес в 1911 году.

И кстати, я была на выставке Серова в Новой же Третьяковке, и по-моему там этот занавес (ну, часть его) даже была живьём.
Ну, а на этой выставке была картина-эскиз



Несколько лет назад я была на Крисмас балет-гала от Андриса Лиепы.
И там был занавес - всё не могу найти, кто автор, но тоже же "руские сезоны"
Вот как раз на том Кристмас балет-гала в 2016 году я смотрела "Шехеразаду" и в том же посте приводила эскизы костюмов Бакста и фотографии из балета
https://akostra.livejournal.com/1193271.html


Но я проолжаю про выставку в Третьяковке в 2022 году

Тамара Красавина - Зобеида



"Испания" и "Триана" 1916 (не осуществлено)
Оформление Наталии Гончаровой
Музыка Мориса Равеля, Исаака Альбениса
Хореограф: Леонид Мясин.

В 1916 году после поездки по Испании Дягилев загорелся балетом на испанские темы. Испания - пограничная территория, где соединились арабские и европейские традиции. К постановке были привлечены и испанские танцовщики фламенко, но они привыкли к импровизации и не могли раз за разом повторять выстроенный хореографом рисунок танца.

Дягилев всё же осуществил испанский замысел. В 1919 году Мясин поставил балет "Треуголка" на музыку Мануэля де Фольи, а в сезоне 1921 года в балете "Квадро фламенко" на сцену вышли танцовщики фламенко, специально принятые в труппу. Обе постановки оформлил испанец Пабло Пикассо.

Но мы возвращаемся к неосуществленной постановке с оформлением Наталии Гончаровой.





Балет "Литургия" 1915-1916 (не осуществлено)
Оформление Наталии Гончаровой

Либретто балета-мистерии построено на эпизодах из Евангилия. Он в переписке со Стравинским обсуждается музыкальное сопровождение балета: русские духовные песнопения, Перголези и Бах, авангардные опусы итальянских футуристов и даже танец без музыки под ритм шагов танцовщиков.

Наталия Гончарова стремится передать характерные особенности средневекового искусства - его монумантельность, условность, следование иконографическому канону. Она применяет жесткие конструкции, которые должны придать фигурам танцовщиков плоскостность, ограничить танцевальные движения, заменив их сменой позиций.
В окончтельных эскизах спектакля Гончарова обращается к технике коллажа, передающей эффект средневековой мозаики.

"Женщина в покрывале"



"Архангел"



"Христос"



Пастух

\\

Апостол Марк



Воин



Апостол Пётр



Херувим



Апостол



Израильский священник



"Половецкие пляски"
Музыка Александра Бородина
Хореография Михаила Фокина
Оформление Николая Рериха
Театр Шатле Париж (премьера 19 мая 1909 года)

Легендарный спектакль, не сходивший со сцены на протяжении 20 лет существования антрепризы. Танцовщики так входили в образы, что корреспонденты писали о нашествии "русских варваров", практически отождествляя танцовщиков с их героями. Яркие костюмы и панорамные декорации Рериха.
По воспоминаниям Бенуа "убедительны были костюмы, для которых Дягилев обобрал все восточные магазины Петербурга и которые поражали невиданной цветастостью". Яркие азиатские ткани и "половецкие" сапоги мгновенно вошли в моду.

Это эскиз декорацци Рериха, а на его выставке в Новой Третьяковке и сам занавес-задник, отреставрированный, был представлен. По самым скромным подчетам он использоваля более 2000 раз.

Вот тут о той выставке:
https://akostra.livejournal.com/1664635.html



Сапоги половецкой девушки - Рерих (эскиз)




Афиша руских сезонов



"Песнь соловья"
Музыка Игоря Стравинского
ЛИбретта Стравинского и Степана Митусова
Хореография Леонида Мясина.
Парижская опера (премьера 2 февраля 1920)

Новая вресия:
Хореография Джорджа Баланчина
Театр Гэте-Лирик, Париж (премьера 17 июня 1925)



Балет "Свадебка"
Музыка Игоря Стравинского
Хореография Брониславы Нижинской
оформление Наталии Гончаровой
Театр Гэте-Лирик, Париж (премьера 13 июня 1923)

Над оформлением Гончарова работала 8 лет, исполнив более 80 эскизов.
В качестве либретто художница использовала сборник народных песен Петра Киреевского, где описаны варианты свадебных обрядов различных губерний России. Костюмы и декорации Гончаровой вдохновлены кустарными изделиями этих мест: росписями, образцами резьбы, вышивок, кружев.
Эффектное оформление ыбло, однако, забраковано хореографом балета Брониславой Нижинской как "нетанцевальное". Чтобы найти решение, Гончаровой пришлось посещать репетиции - искать ход "от хореографии".
В итоге был найден компромисс: простая крестьянская одежда - сарафаны и рубахи, напоминающие репетиционный костюм танцовщиков.
Лакончная декорация, состоящая их нескольких деревянных помостов, панелей-задников и закрывающего их холста, стала символом завершения "живописного" периода оформления балетов дягилевской антрепризы.







Ещё из неосуществленных декораций и костюмов "Свадебки"
Гончарова.





Прервусь. Окончание в слудеющем посте
https://akostra.livejournal.com/1666922.html

Выставки, Русская живопись, Авангард, Театр, Балет

Previous post Next post
Up