Как я прочел этим летом

Aug 20, 2011 13:05

Меня немножечко смущает тот факт, что русские читатели в России сознательно отказываются читать современную русскую прозу.
Все почему-то заранее убеждены, что это плохо. Во всяком случае, по определению плохо то, что опубликовано.
Даже люди пишущие в этом смысле себя не обременяют. Т.е. авторы старшего поколения еще читают, знакомятся с новинками хотя бы в журнальном варианте. А молодые в 90% случаев уверены, будто русская проза кончилась сразу после Набокова и дальше поле выжженное, а не... Ну, вы поняли.
Мне такой подход не нравится. Не хочу составлять мнение о чьей-либо работе на уровне "Фигня этот Шаляпин. Сам я не слышал, но мне Рабинович напел". Хочу сама для себя понять, что у нас на прозаической полянке происходит.

Все, что вы прочтете далее - мое частное мнение, никого ни к чему не обязывающее.
У меня только одна просьба: не приходите в этот пост с комментариями в стиле "ах ты бедная, какую херню читаешь какой у тебя вкус дурной". Хотя бы потому, что я своего вкуса никому не навязываю.



1. Евгений КЛЮЕВ, «Давайте напишем что-нибудь»
Читала с удовольствием, местами смеялась, местами очень смеялась. При этом не покидало ощущение, что все это можно и не читать - ничего не потеряешь. Очень продвинутая, очень красивая, но игрушка. Однако всем практикующим литераторам я бы все-таки этот текст порекомендовала. Кроме прочего его можно использовать как очень точное теоретическое пособие по построению крупных форм.

2. Андрей РУБАНОВ, «Психодел»
Немного от детектива, немного от загадочной русской души, все это на современных реалиях. Вор в законе против белых воротничков, вроде как за социальную справедливость борется. Написано очень простым и ровным языком, с некоторой претензией в области психологии и моделей поведения. Эта «некоторая претензия», по-моему, сыграла с автором дурную шутку - привела вовсе не к нагнетанию атмосферы, как это, видимо, было задумано, а к бесконечным повторам.

3. Василий Аксенов, «Затоваренная бочкотара»
Яркий пример текста, который с течением времени утратил актуальность. Я в свои «слегка под сорок» еще помню, что такое бочкотара. А те, кому «слегка под тридцать»? Пока читала, поймала себя на том, что воспринимаю этот текст скорее как сценарный план. А что? Из этого мог бы стать чумовой мультик.

4. Ксения БУКША, «Мы живем неправильно» (сборник рассказов)
Особенного впечатления на меня сборник не произвел. Ощущение было такое, что все это я уже где-то видела раньше. Слишком эксплуатируются одни и те же приемы. Тем не менее один рассказ зацепил по-настоящему: «Последняя пятница лета».
Думаю, в данном случае надо учесть кроме прочего исключительную молодость автора (насколько я знаю, ей нет еще 30). Времени навалом, пиши не хочу.

5. Михаил Елизаров, «Библиотекарь»
Этот текст запихивала в себя буквально ногами - просто хотелось понять, за что нынче литературные премии дают.
Общая мысль, при всей маргинальности, довольно забавная. Но не более того.
Я лично пронаблюдала отсутствие причинно-следственных связей, полный развал формы и очень плохой русский язык. Примерно половина текста - это описания, кто во что оделся и кто чем вооружился. Вот как-то так: «У большинства гореловских были массивные биты, отличающиеся от бейсбольных вкрученными шипами. У некоторых на поясах висели одинаковые черненые мачете, явно фабричного импортного производства. Над строем возвышались копья с плоскими ножевыми наконечниками. Каждый боец был в армейском бронежилете древнего образца и каске…» Ну и так далее, с той же неряшливой приблизительностью. За описанием обычно следует большая драка и кровищи как в «Робокопе». Моя оценка - ноль.

6. Мария ГАЛИНА, «Малая глуша», «Гиви и Шендерович»
Про первую книгу как-то уже оговаривалась в одном из постов. Текст выглядит так, как если бы «Охотников за приведениями» и «Кладбище домашних животных» написали братья Стругацкие. При этом книга мне понравилась. По той банальной причине, что она написана профессиональным писателем, который знает что делает.
«Гиви и Шендеровича» не дочитала. Бросила там, где началась ярко выраженная «сказочная» линия. Не потому, что это плохо. Просто не люблю ни фентези, ни фантастики - ничего такого. Это определенно проблема не автора, а лично моя.

7. Алексей ИВАНОВ, «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови»
«Географа» читала с огромным удовольствием. У автора, мне кажется, дар божий писать диалоги. Очень смешно, очень точно. Местами смешно и страшно сразу. Такого эффекта мало кто умеет добиться. И очень мужское мировосприятие. Даже не мужское - пацанское. Живое, не слишком взрослое, не замкнутое на самокопание и собственную литературную значительность. Чего по нашим временам, увы, днем с огнем… А если еще учесть, сколько лет было автору, когда он написал данный роман, то совсем впечатляет.
«Общага» похуже - но это еще более ранний текст. Тут все серьезно и даже трагично. Поэтому возникает непрошенный комический эффект, когда студенты начинают философствовать. А ведь очень точно все сделано - именно так в нежном возрасте и рассуждают. Не по мелочи, а сразу о жЫзни и смерти. Взрослым людям, подозревая, повесть будет не очень интересна, зато в плюс-минус двадцать такой текст может произвести сильное впечатление.

8. Александр КАБАКОВ, «Невозвращенец», «Последний герой»
С «Невозвращенцем» - примерно как с «Бочкотарой». Текст был слишком привязан ко времени, а времена меняются. Видимо, раньше, согласно времени, в нем было многое. А не осталось ничего.
«Последний герой» на меня впечатления тоже не произвел. Слишком много намеков, литературной игры, слишком мало внятного действия. И зачем все это? Чтобы в финале разрешиться интимной сценой из «Пятого элемента»? Как-то это мелко, по-моему.
В недавнем интервью Александр Кабаков как-то обмолвился, что более младшее поколение его не понимает, любит только «Московские сказки», которые «написаны на сленге». Я тоже люблю «Московские сказки». Но уж конечно не за сленг. А за точность в деталях и чувство юмора, которых, к великому сожалению, не нашла в двух вышеописанных произведениях.

9. Павел КРУСАНОВ, «Укус ангела»
По-моему - очень интересная и достойная попытка изобразить архетипичного тирана и все, что обычно вокруг такой личности происходит. Порадовало, как автор обошелся со временем и пространством. Местами слишком туманно, но это ничего.
А сейчас стала читать «Бессмертник» (сборник рассказов). И словила на этом неожиданный эффект. Знаете, как оно бывает? Купил книгу, сунул на полку и месяц не подходил. А потом открыл и начал читать, не заглядывая в аннотацию и оглавление. Так вот, только на четвертом рассказе поняла, что это не один текст, а разные. Да и то лишь потому, что в оглавление все-таки заглянула. Клянусь, такого со мной еще не было.

10. Андрей МАКАРЕВИЧ, «Сам овца»
Собственно к прозе эта книга отношения не имеет. Нормальные автобиографические записки. Очень добрые, беззлобные и без понтов. Если кому-то Макаревич интересен как личность, смело можно читать.

11. Дина РУБИНА, «Школа беглости пальцев» (сборник повестей и рассказов), «Синдикат»
«Школа» - сборник ранних повестей и рассказов. И может быть поэтому повести и рассказы произвели на меня самое приятное впечатление. Например, «Все тот же сон!»
Тем больше разочаровал «Синдикат». Какая-то необязательная фигота без финала, словно нарочно написанная для того, чтобы подразнить антисемитов. Не надо их дразнить, правда.

12. Линор ГОРАЛИК, «Не местные»
Не скажу, что мне это близко. Но некоторые миниатюры произвели впечатление.
Больше всего меня в творчестве Линор Горалик смущает знаете что? Количество восторженных последовательниц. Девушки, зачем?

13. Михаил ШИШКИН, «Письмовник»
Прочла с удовольствием. Как минимум это очень профессионально. Вопрос, собственно, только один - сколько лет героям? Ну, в начале книги? Я, как ни считала, им должно было там быть что-то около двадцати. А психология сорокалетних. Впрочем, к финалу стало очевидно, что это абсолютно не важно.

На волшебном числе 13 закруглюсь пожалуй.
Помимо всего вышеперечисленного читала еще зарубежку, а также книги друзей, знакомых и френдов. Здесь я их обсуждать с вашего позволения не стану, особенно друзей и знакомых. Могу только сказать, что писатель Юрий Буйда (yu_buida) в последнее время выложил в своем блоге многие рассказы. Если кто заинтересован, можно пойти и прочесть.

литературная жЫзнь, библиАптечка

Previous post Next post
Up