фото с сайта
rostovru В рамках несения в мир света культур-мультур
написал тут массам популярное про удивившую когда-то меня ростовскую церковь Николы на Всполье, маленькую, незаметную, скромно спрятавшуюся среди деревянных домиков за пределами крепостных валов Яна Корнелиуса Роденбурга.
Про то, какое отношение она имеет к XIV веку и про роль Сретенского монастыря в ростовской истории.
Забавно, кстати говоря, что строили ее с 1803 года, 9 февраля 1813 года освятили, ан глядь - чего-то не хватает. И заказали крестьянину деревни Тереховской Николаю Подъячеву портики с колоннами, он их в марте пристраивал. Вот теперь все прилично - удовлетворенно решили ростовцы. Классицизм как-никак!
А здесь - картинки к тексту:
Храмовый образ Николы. XVI в. Серьезный, что тут добавишь. Обратите внимание на убор иконы.
Трапезная. Справа в роскошном барочном киоте - "Перенесение мощей Николы из Мир в Бари", концец XVIII - нач. XIX вв. Сверху видна наполовину фреска "Сретение".
Сретенский придел. В центре - икона Спаса второй пол.XVII в., видимо - работа мастеров митрополита Ионы, трудившихся в то время в храмах Ростовского кремля.
Первоначальная роспись митрополичьего живописца Ивана Гладкова 1816 года более-менее сохранилась только в куполе и на парусах, а ниже все улучшалось, дописывалось и переписывалось. Ну и как же в провинции без Леонардо да Винчи! Наш привет Santa Maria delle Grazie.
Иконостас Сретенского придела. Эк разгулялось запоздалое барокко! На дворе уже времена Ревизора - а тут все сочно, как при матушке Екатерине.
Главный иконостас ростовский мастер Петр Яковлевич Павлов доделал аккурат к декабрю 1812 года - к изгнанию Наполеона. А золотил потом Дмитрий Клочков из Богоявленской слободы еще 4 года - аж до 1817! А как свободно в этот микс классицизма и барокко вставили праздники конца XVI в.!
А это - Никола начала XVI в. из этой же церкви, он сейчас в Ростовском музее.
Чуть потерты верхние красочные слои, но уж очень тут Никола добрый, мягкий и деликатный:
Использованы фотографии из
статьи В.В. Зякина (Сообщения Ростовского музея. Вып. XIV. Ростов, 2004
Напомнили, кстати, что по большим праздникам, когда вовсю на разные голоса звонили все ростовские колокольни и звонницы, у николо-спольских звонарей был свой стишок-ритм звона, чуток охальный:
Из-под бани голяком,
Из-под бани голяком!
Извините.
такой вот тяни-толкай у меня вышел. :))