К вопросу об исламо-христианском диалоге (ч.4)

Mar 26, 2010 13:24




И, пожалуй, последним принципиальным моментом, рассматриваемым как точка расхождения, является христианская практика стяжания благодати и «обожения» верующего. Частично мы уже затронули этот вопрос выше применительно к учению о природах Христа и показали, что божественное Слово никоим образом не смешивается с тварной человеческой природой, точно также как это же Слово не смешивается с бумагой и чернилами Корана. Тем не менее, большой «страшилкой» для мусульман являются рассказы о Фаворском свете - в этом видится грубейшее нарушения учения о неподобии Бога выраженное уже в библейской максиме «нельзя видеть Бога и не умереть». В действительности, практики священного безмолвия (исихии), возродителем и защитником которых был св. Григорий Палама, не имеют цели превратить человека в бога или хотя бы дать человеку инструментарий видения Бога. Эти практики в занчительной степени схожи с практиками суфийских орденов, с деятельностью которых св. Палама познакомился во время своего пребывания в турецком плену. Как и  в случае с первородным грехом, для уяснения предмета исследования, необходимо вернуться к его истокам.

Итак, деятельность св. Паламы проходила на закате Византии, когда с востока Империи угрожали турки, а с запада и Империи, и Православной церкви угрожали католики. В этой сложнейшей обстановке св. Палама остается принципиальным исповедником православного учения, основанного не только на логическом понимании текста Писания, но и на мистическом богословии. Против этого восстает итальянский ученый монах греческого происхождения Варлаам. Основным предметом их спора была не мистика исихии, а понимание Сущности и энергии Божиих. Фактически обсуждалось, являются ли Божественные энергии (действия, благодать) тварными или нетварными, хотя сам вопрос был поставлен следующим образом: является ли свет Господня Преображения на Фаворе Полнотой Божества или же есть свет особый просвещающий, но сотворенный. Варлаам стоял на позиции, усвоенной им из учения Фомы Аквинского, и утверждал, что существо Божие непознаваемо принципиально и полностью трансцендентно миру, а благодать как Божественное действие (энергия) имеет тварную природу.

Со своей стороны, св. Палама отстаивали обратное мнение, что воссиявший на Фаворе свет, не есть самая Божественная Сущность, но и не является сотворенным. Действие Бога есть проявление Его Сущности и является естественным свойством Бога. В результате спора в православии признанным является учение о нетварной природе Божественных действий (энергий), хотя большинство католиков считают Божественные энергии тварными.

Сами же мистические практики «умной молитвы» и стяжание благодати рассматривались именно в указанном ключе. Никто не ставил целью слиться с Божеством, речь шла о видении света, что считалось милостью, одним из видов откровения верующему.  Приближение к такому откровению предполагает совершенствование  человеческой природы под действием благодати. Святой Григорий Палама говорит, что человек «...получивший во благой удел божественные энергии сам есть как бы Свет, и со Светом находится и вместе со Светом сознательно видит то, что без таковой благодати скрыто для всех, возвысившись не только над телесными чувствами, но и над всем, что нам ведомо... ибо очищенные сердцем видят Бога, Который, будучи Светом, вселяется и открывает Себя любящим Его и возлюбленным Им...». Очевидно, что речь идет о видении на нескольких уровнях, телесному зрению доступен только свет, о видении же Бога говорится только аллегорически, как о «сердечном зрении».

Примечательно, что именно такой взгляд на Действия, Имена и Атрибуты Аллаха является общераспространенными и неоспоримым в ортодоксальном Исламе. Так, например, уже упоминавшийся нами выдающийся исламский ученый аль Газали многократно утверждает, что Бог обладает «Сущностью и устройством», при этом «отрицание устройства - это отрицание Сущности». Очень подробно этот вопрос исследует и шейх Абулькадыр ас-Суфи. В итоге все мусульмане сходятся во мнении, что Атрибуты, Имена и Действия Аллаха нетварны не смешиваемы с Его Сущностью и неотделимы от Нее. Примечательно и то, что в результате отсутствия единого законченного учения об Именах, функцию которого в Исламе выполняет Таухид аль Асма уа Сыфат (Единобожие в Именах и Атрибутах), вопрос о соотношении Сущности и ипостасей в Троице периодически возникает в христианстве. Последний раз остро этот вопрос встал в 30-е годы XX века среди русской православной эмиграции в виде софиологического спора или  спора об Имяславии. Священник Сергии Булгаков и часть богословов чрезмерно сближали Софию (Премудрость) и Сущность, в результате Божественные Имена и энергии смешивались с самим Богом. Крайним результатом такой позиции становилось неоплатоническое в своей сути смешение Творца и творения. Критик этой позиции архиеп. Серафим (Соболев) наоборот излишне отделял Софию от Сущности, фактически внедряя иерархические отношения в Троицу.

Выше мы привели достаточно разъяснений того, что по указанным вопросам между ортодоксальным христианским вероучением и исламской акыдой нет принципиальных разногласий, позволяющих утверждать, что христиане и мусульмане верят в разных богов. При этом основные разногласия существуют в вопросах, где само христианское вероучение затрудняется дать однозначный ответ (как в случае с первородным грехом), либо незакончено (как в случае с вопросом божественных энергий и софиологией). Именно поэтому шейх Абдулькадыр и утверждает, что Ислам ничего не отнимает у христиан, не лишает их своего духовного наследия, не заставляет поверить в какого-то нового «цельнокованого» бога. Разница сводится к тому, что юристы называют вопросом факта, а по большому счету, вообще к одному вопросу - был ли Мухаммед Пророком.

Положительный ответ на этот вопрос приводит вас к необходимости следования шариату. Первое, что объясняют молодому мусульманину - это известные Пять Столпов Ислама, которые все есть база исполнения Закона. Уже первый Столп - шахада - есть не просто теоретическое признание существования Единого Бога, но и признание Мухаммада его Пророком и именно шахада влечет за собой четыре другие столпа - обязательную молитву (салят), очистительную подать с имущества (закят), пост (саум), и паломничество в Мекку (хадж). Действительно, мусульманин это не тот, кто говорит, что он верит в Бога. Таких людей подавляющее большинство, и даже не тот, кто считает Мухаммеда Пророком, но тот, кто исполняет шариат или, по крайней мере, признает шариат и осознает, что неисполнение предписаний Закона есть грех. Именно поэтому сами мусульмане называют Ислам не «религией», а «Дином (Путем, Законом)», что условно соответствует его квалификации в религиоведении как «ортопрактической религии» в противовес «ортодоксальному» Христианству.

Отсюда мы видим два вывода. Во-первых, у мусульман и христиан отсутствует спор в основных догматах, касающихся понимания непосредственно Бога, включая вопросы соотношения Сущности и Имен, а также в вопросах Христологии. Во-вторых, водораздел между Исламом и Христианством лежит в плоскости признания Мухаммеда Пророком.

Признание Мухаммеда - вопрос очень постой и одновременно сложный. Сложность вопроса в том, что существуют сотни свидетельств и фактов из жизни Мухаммеда, свидетельствующих, что он является Пророком, есть и подробные исследования Библейских предсказаний явления Мохаммеда. Одновременно на все эти доказательства существуют тысячи опровержений и контр-доводов. Здесь, вероятно, наиболее изящным будет довод Ахмада Дидата, спросившего у христиан, как может Библия, так подробно описывающая будущие события, ни словом не обмолвиться о человеке, основавшем самую крупную на сегодняшний день религиозную общину на планете и заставившего миллиарды людей признать Иисуса Христом, рожденным от девы?

Простота же вопроса в том, что тот, кто хочет верить, что Мeхаммед - Пророк, будет в это верить, так же как тот, кто хочет верить в состоявшийся факт пришествия Мессии будет в него верить. Тот, кто не расположен к этой вере, найдет тысячи объяснений тому, что Мухаммед - не Пророк, а Иисус - не Мессия из дома Давидова. Все доказательства будут очевидны для одних, тогда как другие останутся глухи. Безусловно, есть и группа атеистов, язычников или не определившихся людей, и для них эти доказательства как раз будут весьма полезны, но мы сейчас говорим о проблеме межконфессионального диалога.

Именно поэтому мы можем предположить, что отказ шейха Абдулькадыра от диалога базируется также и на глубоком понимании крайней опасности экуменизма для человека. Современные экуменисты, даже не говорящие о вульгарном объединении религий, тем не менее, приходят к выводу о том, что религии есть некие альтернативные пути к Богу. Продуманный до своего логического завершения экуменизм не отказывает в спасении ни одному «верующему», независимо от его конфессии. Однако этот гуманистичный, на первый взгляд, вывод на поверку оказывается как раз антигуманным. Малая правда экуменизма, заключается в том, что Бог не связан в своем решении о судьбе человека и зрит не столько на форму, сколько на заключенное в сердце. Но эта малая правда скрывает большую ложь.

Во-первых, сама идея альтернативных религий есть ложь, ибо от Адама до наших дней есть лишь одна религия от Бога, которая, не меняясь в сути учения, может меняться в форме следования этому учению. Именно поэтому с точки зрения Ислама, христиане первых веков есть вполне правоверные люди, ибо они следовали за последним известным им Пророком (Иисусом Христом) и если они это делали в рамках существовавшей тогда ортодоксии.

Однако явление миру Пророка Мухаммеда ставит перед каждым человеком принципиально вопрос о его личной вере. Ты либо веришь и следуешь, либо отрицаешь и остаешься. Точно такой же вопрос был поставлен перед евреями, а позднее другими народами Иисусом - ты либо «с нами, либо против нас». Уже сам этот вопрос заставляет человека искать, подвигает его, выводит из статики. И каким бы ни был финальный ответ, это будет ответ человека, прошедшего серьезный, иногда мучительный путь. Ответ человека, приложившего усилие. Но, говоря словами Евангелия, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12). Экуменисты же снимают этот вопрос, оставляя человека в иллюзорном комфорте его статичного состояния и, тем самым в принципе лишают его спасения, поскольку статичный теплохладный человек обречен уже в силу своего сонного состояния. Доказательством тому являются изумительные по силе своего воздействия строки из Откровения Иоанна Богослова, которые стоит привести полностью:

«знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды "; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. … Итак будь ревностен и покайся».

Экуменизм убивает ревность, поэтому никакой диалог нежелателен в принципе, диалог негуманен. Возможно объяснение учения и призыв, спор, обсуждение гуманитарных, политических, экономических проблем, поиск способов мирного сосуществования, совместное решение всего спектра проблем и т.д., но у диалога нет будущего. Диалог предполагает компромисс, а компромисса в вопросе признания Мухаммеда Пророком быть не может. И именно на это указывает шейх Абдулькадыр. «Если вы действительно любите Аллаxа, то последуете за Пророком, салла Ллаxу ‘алейхи уа салям. Это конец нашего диалога, все».

диалог, теология

Previous post Next post
Up