Белое и черное

Apr 13, 2022 15:22

https://www.flickr.com/photos/142063375@N08/albums/72157718967440951

В Казбеги я был в 2013ом; в отличии от Сванетии, которая показалась невероятно прекрасной, ВГД как-то не пошла; предположительно из-за погоды. Поэтому, раз уж я оказался в Грузии в непонятное время года, один и с временным ресурсом в два дня, то почему бы не дать Степанцминде еще один шанс?

С Кэтти было оговорено следующее: после Кахетии мы куда-то едем еще на два дня, но куда именно будет зависеть от погоды. Кроме всего прочего, Военно-Грузинская дорога была закрыта из-за снегопадов, так что быть уверенными что до Казбеги получится доехать невозможно. В качестве запасного варианта держался район Боржоми, но в силу разных причин моим первым предпочтением все-таки было ехать на север.

В день Х Кэтти радостно сообщила, что дорогу открыли, и можно ехать. Мы в очередной раз обсудили что можно сделать по дороге; поскольку в принципе я там уже был, то мне нужна была определенная свобода импровизации и нечто новое; и в традиционные 10 утра меня ждал Юза с Кэтти, готовые к моим капризам.

Мы достаточно резво выехали на север, и как и 146% остальных туристов первым делом остановились в Ананури.

В Ананури я тоже, разумеется, уже был; причем это было в гораздо более приятную визуально погоду. В конце марта же все было достаточно серое и тусклое. А главное, Жинвальское водохранилище на заднем плане блистало своим отсутствием.






По объяснению Кэтти, каждый год до весенних паводков открывается дамба, чтобы избежать переполнения водохранилище; и примерно два месяца в году вместо озера крепость Ананури стоит на берегу довольно малоприятного глиняного болота. С другой стороны, водохранилище было сооружено на месте древнего города Жинвали, и хотя сам город был почти полностью разрушен перед постройкой дамбы, он все-таки был разрушен почти, и два месяца в году эти обломки Атлантиды появляются из-под воды. Главным таким зданием является церковь 12 века, которую разрушать не посмели, но где она именно Кэтти не уверена.

Вот сейчас не соображу кто из нас первым предложил гениальную идею пойти смотреть на руины Жинвали, но как бы то ни было, второй посчитал это отличной идеей, и мы отправились в путь. Сначала даже Юза был в принципе не против, и поехал по невнятной грунтовке примерно метров 300, но потом случилось 3 вещи сразу: а)грунтовка из невнятной стала совсем невнятной; б)нарисовался не очень внушающий доверие мост и в)нашлись местные жители, сказавшие что церковь вообще не тут, а по дороге не проехать. Юза перед обстоятельствами пал и отправил нас идти ножками.




Первые минут 40 мы шли по грунтовке вдоль болота, просто мило беседуя. Времени, вроде бы, было уж явно больше чем воды в Жинвальском водохранилище, и сама идея погулять скорее выглядела способом провести время, ибо все равно до Степанцминды никаких планов по дороге не намечалось. Однако на каком-то этапе грунтовка кончилась, а болото - нет, зато на горизонте показалось что-то похожее не постройку, и в очередной раз старательно обсудив все за и против седунды на четрыре, мы залезли непосредственно в болото.

Я как избалованный турист шел по грязи в своих зимних немецких ботинках, весело считая количество и качество грязи, которое они пережили за эту неделю; Кэтти же просто разулась и пошла босиком. Черная грязь приятно хлюпала под ногами, но особо не сопротивлялась: по нашему счастью это все оказалось глиной, так что слишком глубоко мы не провалились.




Приблизившись к развалинам мы немедленно обнаружили, что это вовсе не развалины, а наоборот просто скала. Но зато на следующем горизонте появилась еще одна развалина, которая, как мы решили, вот уж точно именно та самая прекрасная развалина, так нам нужная. Обсудив и это секунды четыре, мы продолжили далее.

Вторая развалина реально оказалась чем-то странным: все-таки скала, но около нее построено нечто, что мы решили считать каким-то очень историческим важным строением.




Церковь-не церковь, но пройтись по дну морскому и найти там древнюю постройку мне очень понравилось как идея. Дальше идти уже было некуда - началась вода, но зато глина под ногами навевала нездоровые идеи начать что-то лепить.

У меня есть определенная традиция: если я оказываюсь в месте, где есть подходящий снег, то я леплю снежного зайчика. Снега в доступном виде нет, но творческие порывы никто не отменял, так что еще полчаса мы провели в художественной лепке. У меня получились зайчик-чебурашка, у Кэтти - кенгуру. А чтобы запутать будущих археологов, я еще нацепил глиняную маску на скалу.




Пускай потом думают что тут было за скопище у древних грузинов.

Мы похлюпали в обратную сторону, и с радостью обнаружили что Юза рискнул переехать мост, и таким образом ходьбы у нас будет в два раза меньше чем было туда. Мы помахали рукой гостепримной грязи, и поехали далее.

Как оказалось, Юза не просто так не стал ждать, и начались намеки на обед и рассказы про хинкали, изобретенные непосредственно в Пасанаури, куда мы едем следующим номером. Я не возражал против лучших в мире хинкали, и Кэтти было поручено позвонить в тамошний ресторан и заказать всю еду заранее ради экономии времени. С хинкали у меня хорошие отношения, но когда Юза и Кэтти в сумме начали приближаться к трезначным числам, я задумался о непонимании своего счастья.

Хинкали действительно оказались отличными, предварительный заказ секономил нам минут 40, а вот черно-белый ручей, в котором условно должны сливаться воды двух цветов, в это время года и погоды был просто мокрым и одноцветным.

После Пасанаури и хинкали мы ломанулись дальше. Между тем из-за закрытых дорог на Военно-Грузинской Дороге накопились километры грузовиков, так что примерно с этого момента и до конца мы ехали поочередно либо по пробкам, либо по встречке. Наверное я за всю предыдущую жизнь в сумме не видел столько фур. Юза демонстрировал чудеса лаврирования, обгоняя сразу по несколько километров грузовиков, но все равно, где-то ближе к Гудаури, когда вокруг начался снег и объезжать по встречке стало сложнее, появилось понимание что дорога может занять дольше желаемого.

Тем не менее, отказать себе в походе к Арке Дружбы я не смог.




...мои многострадальные ботинки.

Я, конечно, не совсем четко представлял себе глубину снега и общее состояние сугробов. Все усугублялось тем, что под сугробами, собственно, было не видно где кончается дорога и начинается пропасть, так что в теории можно было наступить в сугроб, и понять что этого делать не надо уже в ущелье. Кроме того, я не представлял насколько это, оказывается, тяжело ходить когда нужно ноги поднимать выше колена на каждом шагу. Тем не менее до смотровой площадки мы дошли, чтобы убедиться что не видно вообще ничего кроме однородного белого поля.

После этого до почти Степанцминды мы уже не останавливались. До заката/комендантского часа оставалось совсем немного времени, и было непонятно, успеем ли мы к Троице еще сегодня, чего бы хотелось. Кэтти опять уселась за телефон, и обзвонила гестхаусы, а после этого и знакомых водителей с джипами, устроив нам почетную встречу за какие-то полцены прямо на главной площади Степанцминды. Вообще, даже не считая ее способности как гида, особо бесценным было именно это умение импровизированно организовать любую логистику быстро и на месте, и таким образом секономить по несколько драгоценных часов.




Подъем к Гергети очень значительно отличался от того что было в сентябре 2013. Для начала мы ехали по снежному туннелю высотой в 2 метра, празднично украшенному сосульками. А кроме того, вместо пасмурного серого неба, все сверкало и светилось на предзакатном солнце.

В принципе в оригинале мы планировали подняться дважды - один раз пешком вечером, и один раз на машине утром, но из-за отсутствия времени вечером мы как-раз поднялись на джипе, а ехать утром уже просто не было смысла, так как ничего лучшего все равно бы не получилось.




В дополнение эффекта, из-за облаков показался и сам Казбек. Кэтти заявила, что Казбек открывается только если на него смотрят исключительно хорошие люди, что я воспринял на свой счет.




По легенде, рассказанной Кэтти (тут мои показания могут быть неточными), 14 что ли деревень боролись за право строить эту церковь, и в качестве борьбы за это право устроили забег представителей всех деревень: кто добежит первым, того и тапки. Но жители Гергети знали хитрый обходной...э... то есть наоборот, коротких путь через горы и всех победили.

На фасаде ожидаемый инопланетянин, который эту церковь строил, и несколько бронтозавров; внутри же из украшений нет особо ни фресок, ни барельефов, а только моя новозеландская шапочка, которую я там потерял и больше найти не смог.






Мы, разумеется, обошли все что можно и еще немного чего нельзя по периметру и дальше, благо больше людей в церкви не было вообще. Особая засада была пытаться впихнуть в один кадр и церковь, и Казбек.




После всего этого до комендантского часа у нас времени хватило только забежать в аптеку и купить мне конфеты от кашля (не ковид!), немного еды на вечер в магазине и вселиться в некий не до конца достроенный гестхаус.

Кстати, одним из моих опасений было что оговоренные "ночевка и еда за счет меня" могут превратиться в нелогичную статью расходов, если за этим не следить, но мои гиды были черезвычайно корректны и хранили мои финансы лучшим образом. Все ночевки что они находили, они прежде предлагали мне, и я, зная приблизительные цены, соглашался. В этом случае в качестве бонуса я получил виды из окна на церковь и Казбек, чем и воспользовался.




Утром и Казбек, и церковь все еще были на месте, а я получил очередную порцию легенд от Кэтти, на этот раз поэтическое сравнение Казбека со скромной невестой в фате, прячущей лицо от людей.

В фате:




Без фаты:




Я еще успел побегать по городу, познакомиться с местным псом, который решил стать моим лучшим другом, и сделать десять тысяч фотографий заснеженных гор.




Мы двинулись в сторону Гудаури, отказавшись от идеи съездить к российской границе или подняться на гору еще раз: мне нужно было подключиться к заседанию по работе, а в обоих случаях никто не обещал что будет интернет, хотя проводить заседание с Казбека могло бы быть пикантно. Вместо этого я сидел в машине и рассказывал как я отлично работаю.




Мы еще раз заехали в Ананури, на этот раз не пошли делать грязевые ванны, а гулять по самому замку. В Ананури не был только ленивый, а я не ленивый.
Замок не самый древний, построен где-то в XVI веке, но зато отлично сохранившееся.

Из интересного внутри есть хевсуретская башня.




Погода и время года не самые удачные, но все равно замок очень замечательный. Кроме всего прочего, и тут не было никаких туристов.




Я не окончательно уверен какие еще у нас планировались приключения на день, но Кэтти в очередной раз начала вести рассказы о церкви XII века, которая появляется на два месяца из воды, и о том как там никто не был кроме маленькой съемочной группы. Я это все послушал, и сказал что не воспользоваться столь редким случаем было бы преступлением, а поэтому мы идем искать эту церковь. Если не найдем, то поедем в Мцхету. Юза, вот только что не крутил пальцем у виска, но не возражал, и только сокрушался что такую хорошую камеру потом придется доставать с моего хладного трупа.

Не совсем понятно на основании чего, но мы поехали дальше на юг и встали в каком-то кармашке напротив дороги на современный Жинвали, где и начали рассматривать противоположный берег в поиске чудес. Как ни странно, но я таки увидел белое здание ниже уровня высшей отметки воды. Примерно замеряв где нужно остановиться сверху, "он сказал "поехали", и мы поехали искать буквально "второй столбик после мостика".

Столбик нашли, Юза нас высадил, пожелал успехов, попрощался навсегда и уехал. Мы же перелезли через ограждение и оказались на краю небольшого леска круто идущего в обрыв. Осмотревшись, мы обнаружили некое подобие сухого русла по которому, вроде бы, можно спуститься ниже. Там мы обнаружили некое подобие перил в виде привязанной веревки к дереву, что нас навело на мысль, что столбик оказался правильным. Мы продолжили ползти вниз, где лесок закончился очень быстро, и начались камни дна водохранилища. Скакать по камням стало намного проще, и действительно, очень скоро я заметил... лодку, отплывающую от берега и маленькую белую каменную церковь.

Да, церковь оказалась реальностью, так же как реальностью оказалась вероятность попасть туда на лодке от ближайшей деревни, которая почему-то не пришла в голову. Тем не менее, не лезть же обратно; и мы закончили спуск.




Чисто визуально, церковь довольно скромная, но зато вода и солнце ее отмыли до белизны; а без внешней штукатурки стало видно что церковь полностью построена из камня, включая крышу. Благодаря этому, ее состояние на удивление целое, вопреки воде, ветру и времени.

Мы зашли вовнутрь, где стало понятно что не только съемочная группа тут бывала - между камнями лежали мелкие сувениры и стояли новые свечки. Церковь оказалась отчасти действующей, так что Кэтти надела платок, и избегала залезать на ту часть где должен был бы быть алтарь, и куда женщинам заходить нельзя.




Изнутри это все выглядит даже более неожиданно целым, местами осталасть штукатурка и даже какие-то пятна, в которых с определенной долей воображения можно увидеть остатки фресок. Ощущение очень необычные - залезть в такое место, которое достижимо всего пару месяцев в год, а остальное время находится под водой... И видеть его пока победившим.

Мы начали карабкаться обратно, но не там откуда пришли, а в стороне, где камни выглядели более удобными. После валунов начался все тот же лесок, и там пришлось уже скакать по отвесно растущим деревьям. Стоять на чем-то кроме корней и стволов не представлялось возможным, поскольку почва тут же начинала крошиться и скатывать обратно в обрыв. Но скакать от дерева к дереву в принципе вполне получалось, и уже минут через 10 появилась долгожданная дорога... и заросли ежевики.

Такой засады мы не ожидали. До дороги оставалось метра три, но эти три метра были плотно закрыты колючими кустами, через которые продраться было совершенно невозможно. Даже игнорируя царапины, колючки не позволяли сдвинуться с места, цепляясь за одежду.

И разумеется, пока я с камерой на шее, посреди ежевики балансировал на одной ноге на стволе дерева, рискуя свалиться со скалы, позвонил телефон, где папа немедленно просил ему по телефону настроить скайп. Чем я и занялся, постоянно намекая что сейчас не лучшее время, без особых, правда, успехов. Пока я занимался техподдержкой над обрывом, Кэтти ухитрилась совершить геройский прорыв над ежевики, воспользовавшись палкой - она пригнула кусты, прошла поверху, после чего отправилась спасать меня...прежде всего от скайпа, но и отчасти от ежевики. С помощью той же палки я добрался до обетованной дороги, и мы, наконец, смогли поставить галочку и на жинвальской церкви.

Если кто-то ожидал что я попрошу пощады и попрошусь в Тбилиси, то он, понятно, ошибался. До комендантского часа оставалось еще немало времени, так что я поинтересовался у вошедшей во вкус Кэтти куда еще мы успеваем. Как оказалось - много куда, и следующим стал монастырь Зедазени.

Монастырь Зедазени, разумеется, был основан отцами-ассирийцами в VI веке, ну как же иначе; причем он считается первым монастырем Грузии, и в нем эти отцы жили всей компанией. Не смотря на супер-важную историю, существующий монастырь достаточно скромный - небольшая безкупольная базилика Х века без украшений и фресок.




В теории с этой горы открываются панорамные виды на все что можно, начиная с Мцхеты, но освещение и погода не способствовали. Монахопаломники живут рядом, в странной конструкции под здоровенным крестом и с какими-то непонятными плакатами.




Я как-то не очень проникся.

Изначально мы планировали заехать в Мцхету, но Жинвали это время успешно съел, так что времени осталось только на один последний монастырь - Шио-Мгвимо, находящийся несколько в стороне.

Да-да, вы правильно угадали, он тоже был основан ассирийским отцом Шио Мгвимским в VI веке. Место симпатичное, хотя несколько непонятное - там какое-то слегка хаотичное нагромождение базилик и хозяйственных зданий, где самый главный храм Иоанна Хранителя как-то хитро прячется среди ступенек и деревьев. Сам храм, предположительно, первый купольный храм Грузии вообще. Кроме самого комплекса, мне еще показалась интересной природа вокруг - сам монастырь находится около отвесной скалы с видимыми пещерами; не сомневаюсь что там где-то кто-то когда-то жил.




Вечерело, а потому я затащил Кэтти попробовать подняться на холм около монастыря, где мы еще немного попрыгали по кочкам, как если бы Жинвали нам не хватило. Но облик осуждающего Юзы приследовал нас, так что скоро пришлось отправляться обратно в Тбилиси и дожидаться комендантского часа...




Грузия

Previous post Next post
Up