О фильме "Мои черничные ночи"

Apr 13, 2008 20:36


                  О главном…

Что можно снимать в современном кино, когда, собственно, уже все снято. Какие темы можно брать, когда вся тематика уже исчерпана давным-давно. Конечно, существует и процветает коммерческое кино, где сюжеты становятся, чем дальше, тем запутаннее и нелепее, где содержание сводится к  эксплуатации нескольких тем приключенческого вида, где, главное, не дать зрителю задуматься хотя бы на минуту.
 Все же есть авторы, которые хотят делать кино, рассказывающие просто о жизни и человеческих отношениях. Режиссер Вонг Кар Вай создал фильм "Мои черничные ночи", основой взяв сюжет, банальнее которого и придумать нельзя.                           
 "Парень встретил девушку" - из этой истории и кино и литература выжали уже все, что можно, а создатели, авторы с завидным упорством продолжают его использовать снова и снова.
 Понятно, что история, о том как двое встретились и родилась любовь будет волновать людей всегда, и этот сюжет остается вечным и востребованным, несмотря на использование его неисчислимое количество раз и прошлом, и в настоящем, и в будущем.
 Поэтому, рассказывая вечную историю, успех возможен при внесении хотя бы небольшого нового акцента, хотя бы небольшого обновления формы.
 Елизабет (Нора Джонс) узнала об измене любимого от хозяина кафе "Ключ" Джереми (Джуд Лоу) и в отчаянии уехала из Нью-Йорка, пытаясь бесконечной работой и сменой обстановки залечить сердечную рану. Однако везде в разных городах она видит любовные или просто личные драмы. Здесь и история полицейского (Давид Стратайн), который слишком любил свою жену (Рейчел Велз), и история  Лейси (Натали Портман), которая из-за страсти к азартным играм потеряла контакт со своим отцом. Чем дальше уезжает Лиза от Нью-Йорка, чем чаще она вспоминает Джереми, которому она перед отъездом несколько вечеров поневоле рассказывала о своем разбитом сердце и находила у него сочувствие. Однако и Джереми все время вспоминает о Лиззи, о том, как он угощал ее черничным пирогом. В результате он испытывает желание узнать, в какие дали она заехала. Эти душевные волнения помогают ему, в свою очередь, преодолеть собственную несчастную любовь к русской девушке, с которой он приехал из Манчестера, и которая, здесь в Нью-Йорке, его бросила. (Недаром его кафе называется и пишется по русски - "Ключ").
 Закономерным итогом фильма становится возвращение Елизабет в Нью-Йорк, ее встреча с Джереми, осознание, что они преодолели свои прошлые драмы и нашли новую взаимную любовь, для чего потребовалось путешествие через половину Америки  и время в один год.
 Несомненно, Вонг Кар Вай достигает единства стиля от начала до конца картины. Подобный стиль хочется назвать кинематографическим импрессионизмом. Особенно впечатляют съемки ночи, ночных городских пейзажей, удивительные переливы света, которые придают улицам и кафе Нью-Йорка и Мемфиса странную поэтичность.
  В фильме нет ни малейшего социального контекста. Современная Америка предстает здесь страной, где люди глубоко погружены в сугубо личные проблемы. Несколько любовных историй пересекаются, перетекают друг в друга, как бы отсвечивая разными гранями. И сама суть жизни оказывается заключенной в стремлении к поиску единственного человека, родственной души. Остальное все несущественно, поверхностно и неинтересно.
 Хороший ли полицейский Арни - неизвестно. Главное, что он так любит свою жену, что ее уход означает для него конец жизни. Насколько удачливый бизнесмен Джереми - неважно. Он все равно будет печь свой черничный пирог, который никто не покупает, так как его любила русская девушка, а потом попробовала Лиззи.
 История о том, как "люди встречаются, люди влюбляются" для режиссера Вонг Кар Вая является, очевидно, единственно значимой историей, ради которой и стоит снимать кино.
 "Мои черничные ночи" раскрывают старую тему именно в таком, совершенно бескомпромиссном виде.

кино

Previous post Next post
Up