Apr 28, 2008 12:39
Книги Стругацких отличаются богатым содержанием и изощренными сюжетами. Поэтому воплощение их на экране кажется изначально трудным делом именно из за невозможности вместить все это многообразие в рамки изначально ограниченного киновремени.
Трудность перевода их прозы на язык кино очевидна. Попытка такого воплощения сама по себе заслуживала уважения, даже если бы не увенчалась успехом.
Однако при попытке экранизации повести Стругацких "Гадкие лебеди" режиссер Константин Лопушанский пошел другим путем. Он, видно, решил, что Стругацких надо дополнять, с ними надо спорить, их надо опровергать. Главное кардинально Лопушанский изменил образ детей - вундеркиндов. Если в повести Стругацких эти дети вызывали неоднозначный отклик, казались спорными персонажами, вовсе не всегда вызывали симпатию, то во всяком случае они производили впечатление именно детей, живых, непосредственных, хотя и необычных.
У Лопушанского в фильме они превратились в жуткие создания бесстрастные, бесцветные, неприятные всем своим обликом. Даже одеты они в ужасную коричневую униформу, которая делает их монстрами на одно лица, из одной пробирки. Еще надо заметить, что в повести это были подростки от 11 до 14 лет, а в фильме показаны дети гораздо младше, что тоже работает на создание негативного образа детей, которые вроде бы должны придти на смену старшему поколению - банкроту. Стругацкие вовсе не восхваляли новое поколенье вундеркиндов, которое должно заменить взрослых, утративших моральное право управлять миром, воспитывать младших.
У них был вопрос, размышление.
Если родители довели жизнь до такого плачевного состояния, то появление совершенно новых удивительных детей, которые в принципе отрицают все установки старших, это возможно, естественная реакция природы на сегодняшнее положение вещей. Каким путем пойдут эти дети, кокой мир они создадут - неизвестно.
Константин Лопушанский считает, что все как раз известно. Ничего хорошего не будет, даже надеяться не нужно. Современный мир несостоятельных старших приведет появлению еще более страшного поколения младших. В фильме "Гадкие лебеди" Лопушанского в отличие от первоисточника - повести братьев Стругацких - нет ни проблеска надежды, все погружено в тотальную депрессию. Режиссер явно повторяет мотив своего известного фильма "Письма мертвого человека". Возможно, таково его глобальное восприятие мира.
Однако книга Стругацких "Гадкие лебеди" все же более содержательно произведение, которое не сводится к одной черной краске и всепоглощающей депрессии.
Думаю, что для выражения своего мрачного мироощущения Константин Лопушанский мог бы написать оригинальный сценарий, а не опровергать идеи и образы, созданные Стругацкими с энергией, достойной лучшего применения.
литература,
кино