Позиционный кризис: "главная ударная сила" в эпоху сверхдешевого управляемого оружия. Часть 2

Apr 26, 2024 02:06

В первой части повествования я как смог поднял вопрос о том что уже достаточно давно не "всё в порядке в танковых войсках" армий мира. "Главная ударная сила" Сухопутных войск явно перестала справляться с задачей прорыва подготовленной обороны противника и нанесения мощных рассекающих ударов на большую глубину.

В попытках прорыва подготовленной обороны танковые подразделения и части несут большие потери от управляемого противотанкового оружия, в меньшей мере от артиллерийского огня и противотанковых мин, танковые соединения быстро растрачивают боевой потенциал.

Проблема предельно обострилась с широким распространением на поле боя такого сверхдешевого и уже крайне массового управляемого средства поражения как FPV-дроны (применяемые против техники с кумулятивными БЧ, против пехоты - с осколочно-фугасными БЧ).

Так что же делать?

Для начала небольшая цитата:

"Совершенствование промышленных технологий влечет за собой повышение темпов обновления средств вооруженной борьбы, появление новых форм применения войск, сил и средств, способов ведения ими военных действий." "Военная мысль" № 1, 2015 стр. 51

И так, не смотря что армии мира до сих пор вооружены бронетехникой, базовые модификации которой разработаны ещё в годы "холодной войны", с темпами обновления средств вооруженной борьбы сегодня всё в порядке, прежде всего конечно же в "малых формах". Модернизированную бронетехнику времён "холодной войны" в ходе боевых действий уничтожают ПТРК разработки 1990-х и 2000-х годов. А в ходе текущих боевых действий самым массовым управляемым оружием стали изготавливаемые на основе гражданских "развлекательных" технологий 2010-х и начала 2020-х годов FPV-дроны.

На вызовы формируемые новыми средствами вооруженной борьбы нельзя ответить только изменениями в тактике танковых войск. Требуются так же организационные и неотложные технические изменения. Пожалуй с организационных изменений, как вопроса попроще, я и начну. Благо за меня этот вопрос тщательно продумали американцы.


В журнале "Зарубежное военное обозрение" №6 2023 г. Минобороны РФ была опубликована статья:

"Организация и вооружение перспективных дивизий Сухопутный войск США"

В статье отмечено что по мнению самих американцев увязнув после 11 сентября 2001 года в более чем 20 летней глобальной "Войне с терроризмом" американские сухопутные войска разучились вести крупномасштабные боевые действия, и что назрел отход от существующей "бригадоцентричной" модели организации СВ США, к дивизиям и корпусам. Что именно эти основные тактические и оперативно-тактические соединения сегодня являются главной силой, которая способна планировать и согласовывать применение широкого набора сил и средств в крупномасштабной войне.

Обосновывая необходимость и способность проводить действия, ориентированные на дивизию, командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск США (Training and Doctrine Command -TRADOC) в декабре 2021 года в впервые продемонстрировало предложения по перспективной организации дивизий сухопутных войск США и изложило предварительный план создания пяти специализированных соединений данного типа для ведения крупномасштабных боевых действий.

В целом TRADOC предполагается сформировать пять типов дивизий: прорыва (Penetration Division), тяжелые (Heavy Division), легкие (Light Division), воздушно-десантную (Joint Forcible Entry Division-Airborne) и десантно-штурмовую (Joint Forcible Entry Division-Air Assault).

Так как нам прежде всего интересно какие организационные изменения должны восстановить статус танковых войск как главной ударной силы Сухопутных войск, нас конечно же должна заинтересовать такая структура, как предлагаемая американским Training and Doctrine Command дивизия прорыва (Penetration Division) и её отличия от ранее существовавших в составе СВ США бронетанковых дивизий.

Как выглядела организация бронетанковых дивизии СВ США сформированных в рамках программы строительства сухопутных войск США "Армия-90" можно посмотреть по:

Этой ссылке

Организационная структура предложенной дивизии прорыва отличаться наличием в её составе большого количества бронетанковых и инженерных формирований. Эксперты TRADOC считают, что дивизия данного типа предназначена для прорыва обороны противника, в том числе с форсированием водных преград.

В соответствии со своим предназначением дивизия прорыва должна иметь в своем составе три бронетанковых бригады, артиллерийскую бригаду, бригаду армейской авиации (тяжелую), инженерную бригаду, бригады защиты и обеспечения, а также разведывательный батальон.



Каждая из бронетанковых бригад будет состоять из штаба и штабной роты, трех смешанных батальонов, разведывательной роты, роты роботизированных боевых систем, инженерного батальона и батальона обеспечения.

Смешанные батальоны будут состоять из двух танковых и двух мотопехотных рот, что является возвращением к их организационной структуре существовавшей до 2016 года.

На вооружении мотопехотных рот планируется иметь БМП "Брэдли" М2А4, на которой установлено усиленное бронирование, более мощный двигатель, автоматическая трансмиссия и усовершенствованная ходовая часть. Машина также оснащена более совершенными средствами связи и автоматизации, которые обеспечивают превосходство над противником в обмене информацией в бою.

Рота роботизированных боевых систем будет состоять из трех взводов по четыре легких (RCV-L), средних (RCV-M) и тяжелых (RCV-H) дистанционно управляемых машин (ДУМ) и по две - ДУМ управления MET-D.

Боевая роботизированная машина RCV-L представляет собой средство с дизельэлектрической силовой установкой, боевая масса около 4 т и грузоподъемность свыше 3 т. Максимальная скорость движения по ровной поверхности составляет до 64 км/ч. Машина предназначена, в первую очередь, для ведения разведки. В башенке, размещенной на крыше корпуса, смонтирована 25-мм пушка. Имеются также камеры ситуационной осведомленности об окружающей обстановке с круговым обзором высокого разрешения, датчики и навигационное оборудование.

ДУМ RCV-M - это бронированная машина с боевой массой 10-20 т, предназначенная для ведения разведки и огневой поддержки пехоты. На нее установлен боевой модуль c 30-мм пушкой Mk.44 "Бушмастер", аналогичный как на машине "Страйкер" в варианте БМП, 7,62-мм спаренный пулемет и ПТРК. Для ведения разведки RCV-M имеет малую беспилотную наземную систему с камерой для наблюдения "из-за угла", а также возможность запуска БПЛА. Машина развивает скорость до 64 км/ч и несет полезную нагрузку 3,6 т. Бронирование ДУМ обеспечивает защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских боеприпасов.

Роботизированная машина RCV-H с боевой массой до 30 т предназначена для совместных действий в боевых порядках с танками и БМП. Она получит бортовые системы вооружения для стрельбы прямой наводкой, способные поражать бронированные объекты противника. Американские специалисты предполагают, что эта машина должна быть многоразовым боевым бронированным средством и обладать такой же живучестью, как и системы, управляемые экипажем.

Машина управления MET-D предназначена для управления роботизированными средствами на поле боя. Предполагается, что экипаж одной MET-D будет управлять работой 2-4 ДУМ.

Согласно планам, опытные образцы RCV-L и RCV-М для проведения всесторонних испытаний должны были появятся в 2023-м году, а экземпляр RCV-Н - в 2025 году. Возможно что такие машины поступят в серийное производство к началу 30-х годов.

Разведывательный батальон будет иметь в своем составе штаб и роты - штабную, три разведывательные, а также еще две - наблюдения и снабжения. При этом разведывательные роты бригад и разведывательного батальона дивизии будут состоять из двух танковых (по четыре танка М1А2 в каждом) и двух разведывательных взводов (по шесть БМП "Брэдли" М3А3).

В состав артиллерийской бригады будут входить три дивизиона 155-мм самоходных гаубиц (СГ) серии M109A7 и один дивизион 155-мм самоходных гаубиц M1299, выполненных по программе "Эрка" (ERCA). Дальность стрельбы СГ до 70 км за счет применения снаряда с реактивным снаряжением.

Бригада армейской авиации (тяжелая) будет включать: штаб и штабную роту; батальон ударных вертолетов (три роты по 8 "Апач" в каждой); разведывательно-ударный батальон (три роты по 8 "Апач" и рота БАС в составе трех взводов по 4 БПЛА RQ-7 "Шэдоу" в каждом); батальон многоцелевых вертолетов (три роты по 10 "Блэк Хок" в каждой и рота управления движением вертолетов при высадке десантов); батальон общей поддержки (авиационная рота управления в составе двух взводов по четыре вертолета "Блэк Хок" и 4 EH-60, рота тяжелых транспортных вертолетов (12 CH-47F), рота медицинских эвакуационных вертолетов в составе пяти взводов по три HH-60M в каждом, рота обслуживания воздушного движения); роту БАС (три взвода по 4 БПЛА MQ-1C "Грей Игл"), а также батальон авиационной поддержки.

Инженерная бригада дивизии будет состоять из трех инженерных батальонов, куда войдут роты - семь инженерных и пять мостовых укладчиков.

Бригада защиты будет иметь в своем составе инженерный батальон, батальон военной полиции, зенитный дивизион, оснащенный комплексами "М-Шорад", батальон защиты от РХБ оружия, роту РЭБ и батальон обеспечения.

Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) ПВО ближнего действия "М-Шорад" представляет собой установленный на шасси бронетранспортера "Страйкер" дистанционно управляемый боевой модуль вооружения, в состав которого входят: 30-мм автоматическая пушка ХМ914; спаренный с ней 7,62-мм пулемет М240; комплекс ПТУР "Хеллфайр" с двумя пусковыми установками; транспортно-пусковой контейнер ЗУР "Стингер" с четырьмя готовыми для стрельбы ракетами, а также электронно-оптический блок обнаружения и сопровождения целей. Всего планируется приобрести 144 таких ЗРПК для оснащения ими четырех дивизионов войсковой ПВО.

Считается, что противовоздушная оборона ближнего действия в перспективе может включать только мощные лазеры, поэтому одновременно продолжаются работы по созданию комплекса ПВО ближнего действия с лазером мощностью 50 кВт, предназначенного в том числе для борьбы с БПЛА и вертолетами.

Рота РЭБ будет иметь на вооружении наземный комплекс РЭБ на уровне выше бригады TLS EAB, который предназначен для ведения радиоразведки в диапазонах от 3 до 3 000 МГц, радиотехнической разведки в диапазонах от 3 до 30 ГГц и радиоэлектронного подавления работающих радиоэлектронных средств противника на глубину до 70 км.

В состав бригады обеспечения дивизии будут входить батальон обеспечения, роты технического обслуживания, управления движением и квартирмейстерская.

Всего дивизия прорыва как ожидается будет включать свыше 300 танков М1А2, 261 БМП М2А4, 28 БРМ М2А3, 54 СГ М109А7, 18 СГ с увеличенной дальностью стрельбы M1299 ERCA, 42 120-мм самоходных миномёта М1064, 32 комплекса ПВО "М-Шорад", 48 ударных вертолетов АН-64Е "Апач", 38 многоцелевых вертолетов UH-60, 12 транспортно-десантных вертолетов CH-47F, 12 медицинских эвакуационных вертолетов HH-60M, 12 БПЛА RQ-7 "Шэдоу" и 12 БПЛА MQ-1C.

Какие из предлагаемых TRADOC организационных новшеств для перспективной американской дивизии прорыв хотелось бы видеть в штате отечественной танковой "ударной дивизии"?

Это прежде всего включение в штат дивизии большого количества инженерных формирований, до инженерной бригады включительно.

Наблюдая за ходом текущих боевых действий мы видим что инженерно-сапёрной техники на поле боя явно не хватает. Не хватает инженерных машин разграждения, бронированных ремонтно-эвакуационных машин, мостовых укладчиков и т.д.

Более того, в войсках сегодня по моему не хватает даже танковых минных тралов. В результате чего обрёл популярность такой "тактический приём" как движение в атаку колонной бронетехники за лидирующим танком с минным тралом.

Минных тралов для лёгких гусеничных машинах, таких как колейный минный трал КМТ-10 для машин семейства БМП-1/БМП-2, я просто ни разу не видел в зоне боевых действий (может конечно плохо смотрел). Это особенно удручает потому что подрыв БМП-1/БМП-2 на противотанковой мине это всегда безвозвратные потери людей и самой БМП.

Второе - это смешанные батальоны включающие в свой состав как танковые роты, так и роты на БМП. Как отмечено в рассмотренной статье американцы было отказались от смешанных батальонов из двух танковых и двух мотопехотных рот в своих бронетанковых бригадах в 2016 году, но в штате перспективной дивизии TRADOC решило вернуться к смешанным батальонам именно такой структуры - с двумя танковыми и двумя мотопехотными ротами на БМП.

По взглядам отечественных экспертов такое организационно оформленное тесное взаимодействие танков и механизированной пехоты необходимо на современном поле боя, так как "танки недостаточно эффективно решают задачи борьбы с «танкоопасной» живой силой" и "малопригодны для выполнения задач по завершению боя: уничтожению остатков противника и овладению его территорией."

Смотреть статью "Имеют ли танки будущее?" опубликованную в журнале "Техника и вооружение" №1 2006 г.

Третье - это переход от полковой к бригадной внутренней организации танковой дивизии. Для СВ США бригадная внутренняя организация бронетанковой дивизии - стандартный подход. Но ранее, до внедрения "бригадоцентричной" модели организации СВ США, бригады в составе американских дивизии не имели постоянного состава. В штате перспективной дивизии прорыва СВ США мы видим три бронетанковые бригады постоянного состава (в составе бригады три смешанных батальона, разведывательная рота, рота роботизированных боевых систем, инженерный батальон и батальона обеспечения).

В связи с тем что сложно представить включение двух дополнительных батальонов (инженерного батальона и батальона обеспечения) в штат танкового полка отечественной танковой дивизии видимо отечественные полки в составе дивизий так же следует переформировать в бригады.

Традиционное наличие в штате американской бронетанковой дивизии бригады армейской авиации это конечно же для наших местных условий вариант непроходной. Но включение в штатную структуру формирований дивизии, начиная с ротного звена, подразделений разведывательных и ударных БПЛА - неумолимое требование времени.

Свои скромные мысли о самых на мой взгляд критических и самых неотложных технических изменениях необходимых для возращения танковым войскам статуса главной ударной силы Сухопутных войск я напишу в следующем посте. Сейчас же отмечу что без технических изменений одни лишь организационные искомого результата не принесут.

ВС РФ, Сухопутные войска, Танки

Previous post Next post
Up