"В Британии шутят, что Военное министерство всегда готовится к прошедшей войне"
Winston S. Churchill "The Second World War" 1948 г.
"Танковые войска - род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи:
• в обороне - по непосредственной поддержке мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесению контратак и контрударов;
• в наступлении - по нанесению мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитию успеха, разгрому противника во встречных боях и сражениях."
https://structure.mil.ru/structure/forces/ground/structure/tank.htm Можно наверное долго спорить когда проявились первые признаки того что "главная ударная сила Сухопутных войск" начала терять свой завоёванный в сражениях Второй Мировой войны статус.
Кто-то вспомнит Арабо-израильскую войну 1973 года, в ходе которой танковые силы сторон "внезапно" понесли очень большие потери.
Кто-то напишет что "Буря в пустыне" в 1991 году продемонстрировала что война 1973 года лишь частный случай, и что первые признаки системного кризиса "главной ударной силы Сухопутных войск" проявились в 2006 г., в ходе "Второй ливанской войны".
Кто-то заявит что танки как таковые "хоронят" перманентно, чуть ли не с момента их появления на полях Первой мировой войны, а танкам потом раз за разом удаётся продемонстрировать что "слухи о смерти сильно преувеличены".
В любом случае, сегодня, в 2024 году, о мощных ударах танковых соединений и объединений рассекающих позиционную оборону противника на большую глубину, говорить приходится лишь в историческом контексте.
Особенностью сегодняшней стадии "перманентной революции в военном деле" стало то, что танки, бронетехника в целом, из ударного тарана поля боя превратились атакуемую "страж-птицами" FPV-дронов "дичь", и несут от этого крайне дешевого и уже очень массового управляемого оружия несоразмерно больше боевые потери.
А без успешно атакующих "рассекающих" масс танков (атакующих с танковым "шлейфом" конечно же) система под названием "война на сухопутном ТВД" во многом вернулась к своему до танковому периоду, с сакраментальным "артилерия разрушает - пехота занимает". Вернулась даже без многокилометровых линий сплошных траншей и многорядных заграждений из колючей проволоки, по лучшим образцам западного фронта Первой мировой войны.
Я не знаю, стоит ли и дальше распространяться на тему "танк нонеча не тот, что давеча", или уже можно задать два извечных вопроса русской интеллигенции: "Кто виноват?" и "Что делать?".
На первый вопрос ответить легко - виноваты все те кто продолжал готовиться к давно прошедшим войнам. То бишь практически все кто был ответственным за то чтоб "главная ударная сила Сухопутных войск" продолжала и впредь сохранять эту свою главную ударную роль в условиях когда "перманентная революция в военном деле" вооружала армии мира всё новыми и новыми поколениями (одних ПТРК не менее трёх поколений) управляемых средств поражения бронетехники.
В ответ, за прошедшие после Второй мировой войны без малого восемь десятилетий, танки армий мира, как бы нехотя, обзавелись лишь относительно "круговой" динамической защитой (по сей день не во всех "передовых армиях мира"), и сегодня лишь одной принятой на вооружение моделью современного комплекса активной hard-kill защиты (израильский КАЗ "Трофи"). Одной принятой на вооружение моделью КАЗ при всей своей современности не способной защитить танк от средства поражения атакующего сверху.
При этом уровень пассивной бронезащиты танков от поражения со стороны борта, кормы, крыши так и остался близким к достигнутому в годы Второй Мировой.
А "перманентная революция в военном деле" между тем сбавлять обороты не собирается:
Click to view
И так, на вопрос: "Кто виноват?" - я как смог на мой взгляд ответил: "Виноваты все, кто "в передовых армиях мира" в последние пять шесть десятилетий отвечал за проектирование танков и строительство танковых войск".
А что сегодня делать?
Мои скромные мысли на эту тему я постараюсь собрать в кучу в тексте следующего поста.