Ашкелон, Израиль, декабрь 2015 / Ashkelon, Israel, December 2015

May 15, 2016 03:11

Второй полноценный день пребывания в Израиле пришелся на субботу. А что это означает? Шабат. Начиная с вечера пятницы и минимум до вечера следующего дня перестают работать магазины и рестораны, останавливает работу общественный транспорт, закрываются музеи, практически вымирает любая сфера услуг. Потому что это время нужно посвятить Богу и семье. Даже писать нельзя или, например, нажимать кнопку лифта. Поэтому субботу мы решили провести в Ашкелоне, исследуя город и его окрестности.




По сравнению с тем же Иерусалимом, Ашкелон незаслуженно менее популярен и известен - ведь он старше и был свидетелем больших перемен. События, происходившие на территории города - завоевания, торговля, сносы, восстановления, разорения, укрепления - предопределили значение и современного города. Слой за слоем, из песка открывается по крупинкам история города: так, несколько лет назад шторм смыл часть берега, обнажив мраморную статую Афродиты. Позже, в другом месте, как будто бы из тысячелетнего забытья вернулась из прошлого мраморная колонна. Не менее удивительны легенды, сопровождающие древний город. По одной из них, во время остановки в Ашкелоне Александра Македонского по дороге в Египет, ему принесли подозрительный фиолетовый лук. Так лук-шалот попал в Европу. Здесь же Самсон (тот самый, который раздирает пасть льву) мстил филистимлянам за порабощение евреев и здесь же был предан Далилой, лишившей его главной силы.

Но, обо всем по порядку. Перед тем, как начать прогулку по Ашкелону, благодаря Славе съездили до Кибуца Яд-Мордехай и посмотрели на окрестности с «горы телевизионщиков».


Посмотреть на какой-нибудь кибуц захотел Юра. Я, к своему стыду, даже не знала, что это такое. Кибуц - это сельскохозяйственная община, основанная на принципах коллективного владения имуществом, равенства в работе и потреблении и отказе от наемного труда. Колхоз по-нашему. Первые кибуцы были основаны в самом начале двадцатого века, когда прибывавшая на Святую Землю молодежь была охвачена идеями социализма и возрождения еврейского народа через сельскохозяйственный труд. Это привело к созданию класса еврейских земледельцев, которым за очень короткий срок удалось развить и вывести на мировой уровень сельское хозяйство Израиля. Несмотря на достаточно традиционный уклад жизни кибуцев и аскетизм их жителей, изменения, происходящие в современном обществе, не обошли их стороной. Появились кибуцы со смешанной формой собственности, в которых разделяется общественное и личное имущество, стала происходить дифференциация в зарплате и вкладах отдельных участников в жизнь общины. Появилось несколько кибуцев в городской среде. Уже никого не удивляет роль кибуцев в качестве экономического партнера, ведь товары, произведенные в них (причем, не только сельскохозяйственная продукция), давно вышли на мировую арену и заслужили высокую репутацию.

Мы поехали в Кибуц Яд-Мордехай, расположенный в десяти километрах от Ашкелона. Община ведет свое начало с 1930-го года и ранее располагалась в кибуце Сдот Ям. Когда площадь кибуца стала недостаточной, чтобы вместить всех жителей, что мешало развитию, община переехала в текущее месторасположение. Яд-Мордехай является ведущим производителем мёда в Израиле, также здесь занимаются молочным животноводством, птицеводством и полеводством; это один из кибуцев, перестроившихся на рыночную модель управления.

Название кибуц получил в честь командующего еврейской боевой организацией в Варшавском гетто Мордехая Анелевича. Позже в память о герое был поставлен памятник, а в шестьдесят восьмом году на территории кибуца открылся музей «Холокост и Возрождение». Рядом находится военное кладбище, где похоронены бойцы, погибшие во время Войны за Независимость Израиля.




По территории мы особо не гуляли, так как в кибуце не оказалось того, что по большей части хотел увидеть Юра - построек по системе «стена и башня». Это тактика возведения поселений, существовавшая у евреев в период арабского восстания, когда за ночь огораживали кусочек территории и возводили вышку. По закону того времени, было запрещено строить новые еврейские поселения, однако существовала уловка, по которой возведенные за ночь строения сносить было нельзя. Так евреям удавалось увеличить свое присутствие в тех местах, где его не было или оно было ограничено, и создать некую цепь поселений. Яд-Мордехай был заложен только в сорок третьем году, и подобных строений в нем не оказалось.

Поэтому мы пошли в музей «Холокост и Возрождение».
То, что это посещение было странным - ничего не сказать. Двери музея были открыты. В нем был включен свет, звук, все работало. Не было только одного - сотрудников. Ни одного. Сначала мы робко побродили вокруг кассы, почитали брошюрки. А потом пошли смотреть экспозицию. К концу осмотра так никто и не появился. Наверное, шабат, подумали мы, и поехали дальше.







Музей рассказывает историю еврейского народа в первой половине двадцатого века, большая часть отведена истории варшавского гетто.




В апреле сорок третьего года в Варшавском гетто поднялось восстание, внесшее значительный вклад в отсрочку депортации евреев города. В течение трех недель около пятисот бойцов под командованием Анелевича оказывали сопротивление немецким войскам. В мае нацистам удалось обнаружить бункер на улице Милой, 18, где скрывался Анелевич, часть бойцов и простые жители. Немцы пустили в бункер газ, и большинство скрывающихся задохнулись.
Отдельная комната музея реконструирует обстановку в бункере













Также в музее есть макет варшавского гетто







Дальше мы поехали к скорее неожиданной смотровой площадке.
Здесь я передаю слово Юре.
Внимание, дебют в этом жж!




«Израиль - государство как Еврейская мама.
В Израиле есть возвышенность возле Газы - гора телевизионщиков. Это отличное место, чтобы наблюдать, как Израильская военщина бомбит беззащитных палестинцев, которые просто хотят убить всех евреев.




Что сделала Израильская военщина, когда узнала о месте, где снимаются сюжеты, о том какой плохой Израиль?
Израильская военщина сказала: «Как они могут нас клеймить с этого холма? Им же неудобно. Он совсем не благоустроен».
После этого военщина проложила дорожку, поставила скамеечки, сделала парковку, поставила убежища от ракет беззащитных палестинцев, чтобы клеймить Израиль.
Не знаю проверяет ли израильская военщина надели ли клеймители шапки, но я бы не удивился :)»













После насыщенной на впечатления автомобильной прогулки вернулись в Ашкелон, взяли пиццу в Domino’s (был открыт) и пошли в главное место, хранящее дух и архитектуру древности, Национальный парк Леуми.




Насколько я поняла, в парк есть основной вход, где за посещение берут деньги, и вход «для местных», с другой стороны по тропинке. Слава показал нам вход для местных, и мы потопали к берегу моря, то и дело оглядываясь на древние руины по сторонам и удивляясь современному благоустройству.







В парке очень много зелени, невероятное количество лавочек и столиков, урны, парковки. Можно расположиться в тени деревьев поглубже в парке,




А можно сесть прямо у моря







Оля рассказывала, что ей давно хотелось вот так пообедать с друзьями на берегу моря. Кажется, получилось :)




Из парка можно спуститься на пляж и дойти до причала. Но так мы поступим вечером, а пока отправляемся исследовать древности







Ашкелон - это один их древнейших прибрежных городов. История поселений на месте современного Ашкелона уходит в эпоху Неолита: примерно в полутора километрах от Тель-Ашкелон были обнаружены следы существования сезонных поселений.




Во времена Бронзового века город переживает расцвет: его отстраивают как порт, укрепляют стенами и рвом, тогда же возводят арочные ворота, которые до сих пор считаются самыми древними из уцелевших. Через город проходит ряд важнейших торговых маршрутов, в том числе дорога специй и дорога благовоний.




Большая значимость Ашкелона в качестве морского торгового порта послужила причиной названия города - корень «Шекель» обозначает меру весов. С другой стороны, подобное расположение, наличие плодородной почвы и богатство подземных вод во все времена привлекали завоевателей. Филистимляне, Вавилоняне, Финикийцы, Персы, Византийцы, Крестоносцы, Мамлюки… Всех не перечислить.




Современный город совсем молодой - он существует с середины двадцатого века. Тогда ему было возвращено древнее название, утраченное во время разрушения в тринадцатом веке.




В этот день мне особенно хотелось забраться на все подряд, поэтому пока возвращались до руин, в ход пошли деревья







Оглядываю окрестности как с мачты корабля




Возвращайся, говорят мне внизу




Там будут обнимашки, говорят они







<


Но это только до следующего дерева










Меня снимают с деревьев и постепенно мы углубляемся в парк. То и дело встречаются элементы древности: часть уже открыли и демонстрируют посетителям, часть огорожена, там до сих пор ведут археологические раскопки.







В 1920 году британский археолог Джон Гарстанг обнаружил длинную базилику с рядом параллельных колонн и здание с апсидами к югу от неё. Гарстанг предположил, что это было здание сената Ашкелона первого века. Однако при дальнейшем изучении обнаруженные в ходе этих раскопок статуи, в том числе знаменитой богини Ники на земном шаре, поддерживаемой Атлантом, отнесли к времени династии Северов (начало третьего века нашей эры).




В ходе недавних раскопок экспедиции Леона Леви удалось найти как базилику Ирода, так и небольшой одеон времен Северов, которые, по мнению Гарстанга, были частью одного строения. Дальнейшие раскопки должны пролить свет на здания, располагавшиеся в центре древнего Ашкелона.




В другой базилике разбит археологический парк скульптур, в котором собраны находки скульптур, колонн и надписей на разных языках.










Так и хочется потрогать каждый элемент, каждую скульптуру, каждую колонну, к которой прикасались совсем другие люди в совсем другую эпоху










Только посмотрите на этот мрамор






Колонны римской базилики после обнаружения и реставрации были возвращены на историческое место.







Поднимаемся к церкви Санта Мария Виридис, построенной в византийский период в пятом веке нашей эры. Она действовала даже в период раннего Ислама и во времена крестоносцев. Изначально была построена как базилика с шестью гранитными колоннами, поддерживающими галерею, и покатой крышей. Крестоносцы перестроили здание, оставив четыре колонны и свод в виде креста. На стенах остались изображения фигур четырех святых, которые держат свитки с греческими надписями.







Дальше было самое интересное. Парк окружен стеной постройки двенадцатого века, возведенной в сохранившемся виде мусульманами во время правления Фатимидов.




Опасаясь вторжения крестоносцев, было принято решение возводить стену на земляном валу города. После захвата города, крестоносцы укрепили стену и построили крепость. Часть стены была разрушена морем, часть пострадала от рук человека, но не меньшая часть сохранилась до нашего времени.










Я писала выше, что в этот день мне особенно хотелось забраться повыше.




Что ж, древняя стена подошла для этого идеально







С высоты хорошо видна часть парка, не скрытая за деревьями, и море







Дурной пример оказался заразителен, ко мне присоединился Юра




Оля потихонечку нас снимает







Как в гнезде




Но хорошего помаленьку. До темноты надо было успеть найти еще несколько вещей.




Заглядываем в колодец Антилия. Здесь была установка, при помощи которой из колодца качалась вода. Установка приводилась в движение животным, которое ходило по кругу и толкало вертикальную перекладину.




Она была прикреплена к двум зубчатым колесам, приводящим в движение вертикальную цепь. На цепях находились глиняные кувшины или деревянные ящики, которые черпали воду из колодца. Дальше вода по трубе шла в резервуар, а затем по водным каналам попадала на обрабатываемую землю.







Чуть подальше в парке стоят те самые деревянные колеса, которые приводили в движение цепь







Спускаемся к Ханаанским воротам. Думали еще найти амфитеатр, но потом выяснили, что он в другой стороне. Мы видим остатки храма, построенного в каменной насыпи, находящейся по дороге с пляжа в город. В хранилище храма была обнаружена бронзовая статуэтка тельца, покрытая золотом. Статуэтка находилась в глиняном сосуде, выполненном в форме усыпальницы. Телец отождествлял ханаанского бога грозы Баала. Храм служил нуждам жителей города, а также местом мольбы за успех путешествия тем, кто отбывал в морское плавание или возвращался с него.




Еще видим смелую лисичку




Ханаанеяне основали город примерно за две тысячи лет до нашей эры, в нем проживало около пятнадцати тысяч жителей. Через сто лет после основания, чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны египтян, город укрепили стеной и рвом. Стена располагалась на гласисе и окружала город в виде двухкилометровой арки.







Городские ворота были построены в форме купольной арки из известкового песчаника и глинобитного кирпича и составляли пятнадцать метров в длину, два метра в ширину и четыре в высоту. Это древнейшие арочные ворота в мире. Ворота в Ашкелоне были отреставрированы экспертами управления древностей Израиля.




Мы проходим через арку и спускаемся к пляжу




По песку идем к марине Ашкелона







Это был отличный день, и следующий обещал быть не менее интересным. Мы собирались в Иерусалим


поездки, Израиль, Ашкелон, путешествия

Previous post Next post
Up