Иерусалим, декабрь 2015 / Jerusalem, December 2015

Jul 29, 2016 04:09

Есть у меня такое правило в угоду собственной совести - заканчивать заметки о посещении той или иной страны или города до поездки в следующее путешествие. Особенно если это посещение произошло уже более полугода назад. Задачка не из легких, учитывая, что во время декабрьской поездки в Израиль мы побывали в четырех городах, а написано пока что только о двух. Что ж, будем пытаться исправиться.

Поехать в Израиль и не побывать в Иерусалиме - дело очень странное. Статусы Иерусалима как одного из древнейших городов мира, официальной столицы Израиля, столицы трех религий и «обиталища мира» идут здесь неразрывно с темами отсутствия признания со стороны большой части международного сообщества, палестино-израильского конфликта, военного присутствия и терроризма. Чуть более напряженная, чем обычно, обстановка в городе во время нашего приезда вселяла некоторые сомнения, но мы все равно решили ехать.




Как практически до любой точки Израиля, дорога от Ашкелона до Иерусалима занимает около полутора часов. На этот раз мы отправились на междугороднем автобусе. Автовокзал в Ашкелоне расположен практически в центре города, поэтому мы спокойно добрались до него пешком, но по прибытию на место пришлось немного побегать. Как такового здания, где можно было бы приобрести билеты и задать вопросы о месте и времени отправления маршрута, на автовокзале не оказалось. Как и табло. Обойдя несколько раз перрон автовокзала, укутанный палатками с едой и разной мелочевкой, и расспросив нескольких несчастных, мы уселись около таблички, где были указаны номера автобуса и направление. Оплата производилась не месте - непосредственно водителю, проезд стоил около 20-22 шекелей на человека.

Сказать, что мы очень удачно съездили в Иерусалим, будет неправдой. Да, мы сходили к Стене Плача, побродили по узким улочкам кварталов города, полюбовались панорамой и прошлись по Дороги Скорби. Главную христианскую постройку - Храм Гроба Господня - мы не увидели. Большая часть Старого Иерусалима - это нескончаемые рыночные коридоры, занимающие и без того небольшое пространство между соседними зданиями. Специфика и предлагаемые товары немного отличаются в зависимости от места, в котором ты находишься, но в целом это нечто застилающее одной большой полосой стены, проходы и иногда даже небо. Заплутав в одном из таких мест, мы вышли на крыши каких-то домов, оглянулись, и решили пойти в наиболее приметную сторону. Найдя уже под вечер проход к храму, мы столкнулись с охраной, которая сказала приходить завтра, т.к. на тот день все уже закрылось. Казалось бы, с кем не бывает. И вот здесь у знающего читателя должны бы закрасться сомнения. Только месяц назад, собирая информацию для этой заметки, я обнаружила, какими фееричными глупцами мы были. Место, куда нас не пустили, оказалось мечетью Куббат ас-Сахра, или Куполом Скалы, исламским святилищем на Храмовой горе. Сразу встало все на свои места - и виднеющийся золотой купол, и стена с проходом, и охранники… Храм Гроба Господня, вернее его серые купола, тоже были видны с тех самых крыш, но обнаружила их я уже на фотографиях. Такой вот конфуз. Что ж, как говорят в таких ситуациях, есть повод вернуться. К тому же, заложенного времени оказалось очень мало.

Но хватит отступлений. Кликаем галочку!


Погода в Иерусалиме оказалась достаточно прохладной. Это неудивительно - город расположен на высоте 600-800 метров на плато в горах в водоразделе между Средиземным и Мертвым морями. Для сравнения, теплый декабрьский Ашкелон расположен всего в 26 метрах над уровнем моря.
Время было ограничено, поэтому от станции прибытия мы направились почти прямиком в Старый город, разве что забежали по дороге на рынок и прикупили орешков. Этот же маршрут можно проехать на низком трамвае, но помимо древностей хотелось захватить кусочек современного города.
Сворачиваем с улицы Яффо к площади Сафра. Улица Яффо не просто является самой длинной в городе, но еще и обладает историческим значением. Она берет свое начало от Яффских ворот - именно эта дорога соединяла Старый город и Яффо. По ней паломники вели свой путь в Священный город еще в прошлых столетиях, а первыми, кто пустил по улице общественный транспорт (на тот момент - запряженные лошадьми повозки с людьми), были тамплиеры.
Площадь Сафра была построена относительно недавно, в начале девяностых годов, как часть проекта муниципального комплекса, целью которого было обновление здания мэрии и её интеграция в уже существующий комплекс Русского подворья.







Дорогу к комплексу проходит через сорок восемь пальмовых деревьев, поэтому это место также носит название пальмовая площадь




Комплекс выдержан в едином стиле, особое внимание уделено зеленым участкам










Узкий пешеходный переулок между зданиями ведет к площади Кикар Цабаль. В переулке - экспозиция подушек, выполненных из бетона. Выглядят как самые настоящие!






Целый сад разложили




У нас уходит какое-то время, чтобы убедиться в том, что это действительно бетон. Потрогать, полежать…










Изучаем макет на выходе из комплекса…




Юра поедает орешки




Я обнимаюсь со львом




Площадь Кикар Цагаль (бывшая площадь Аленби) выводит нас к северо-западным стенам Старого города




Под самими стенами разбит небольшой археологический парк. Но про раскопки мы даже не подумали, потому что все внимание заняла возвышающаяся за стеной рождественская елка.




Старый город был обнесен стенами в шестнадцатом веке во время правления Сулеймана Великолепного. В настоящее время в него можно попасть через восемь открытых ворот: Дамасские (Шхемские), Яффские, Сионские (ворота Давида), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Яффские ворота называют наиболее оживленными: это основное место входа в город для туристов, и почти сразу за ними начинается рынок.




Рядом с воротами в стене находится брешь, которая в настоящее время используется для проезда автомобилей в старую часть города. Появилась она там не просто так: в 1989 году кайзер Вильгельм II потребовал расширить проход в город, чтобы он смог въехать в него на белом коне. Согласно легенде, Иерусалимом будет править царь, который въедет в городские ворота на белом коне. Тогдашние османские власти побоялись предсказания, поэтому прорубили стену, а кайзер решил, что это были Яффские ворота.




Справа от Яффских ворот - башня Давида. Башня в текущем виде была также отстроена в период правления Сулеймана Великолепного. Постройка первого варианта уходит во второй век до нашей эры. Впоследствии башня много раз разрушалась и перестраивалась для укрепления обороны города. Проводимые в районе раскопки показали, что до возведения цитадели на этом месте во времена Ирода находилась крепость. Минарет, возвышающийся над цитаделью, относится к двенадцатому веку. В настоящее время внутри башни расположен музей истории Иерусалима.




Сразу за воротами можно выйти к христианскому, армянскому и мусульманскому кварталам. Всего в городе четыре квартала, помимо выше названных, есть еще еврейский.







Проходим через торговые ряды в закоулки еврейского квартала




Судя по всему, где-то рядом смотровая площадка




Но мы просто поднимаемся и наблюдаем панораму самого святого места иудеев - Стены Плача, обрамляющую западную сторону Храмовой горы. Интересно, что Стена Плача является не непосредственно стеной разрушенного храма, а остатками опорных сооружений, возведенных Иродом Великим для укрепления Храмовой горы.
На территории Храмовой горы находились Первый и Второй Иерусалимские храмы, которые оба были разрушены, простояв 410 и 420 лет соответственно. Считается, что после прихода мессии здесь же будет возведен Третий храм, духовный центр для иудеев и всего человечества.
А пока что в пределах Храмовой горы находятся два великих религиозных сооружения, но мусульманских: Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) и мечеть аль-Акса. Считается, что Второй Храм был расположен на месте, где сейчас стоит Купол Скалы. В поддержку этого мнения указывает находящаяся в центре мечети восемнадцатиметровая в длину скала. По иудейской традиции, это краеугольный камень, с которого Господь начал Сотворение мира. Мусульмане считают, что выступающая скала - это место, с которого пророк Мухаммед вознесся в небо на крылатом коне.




Более скромная по виду мечеть аль-Акса (с куполом, покрытым стальными пластинами) признается третьей по значению святыней мусульман после Мекки и Медины. Интересно, что во времена крестоносцев в мечети располагался штаб тамплиеров.




У стены оборудована стоянка, кое-где видны продолжающиеся раскопки.




Площадь перед Стеной Плача разделена на две части - мужскую и женскую. К стене можно подойти любому в соответствующей одежде: мужчинам на входе выдают кипу, женщины должны быть в скромной одежде с покрытыми плечами. В отличие от мужчин, которым позволено читать и молиться вслух, женщинам необходимо соблюдать тишину и строгость. Туристы есть, и в большинстве своем ведут себя подобающе: тихо стоят, кто-то пишет записки и осторожно, чтобы не помешать, просовывает их в стену. Но есть и такие, которые встают на стулья у перегородки, разделяющей мужскую и женскую стороны, и снимают происходящее на мужской стороне, на телефон.







После хотели попасть на экскурсию по подземным туннелям у Храмовой горы, но время начала оказалось неудобным. Поэтому мы просто пошли исследовать город в поисках прекрасного
















Выныриваем к площади еврейского квартала. Знак просит шумных туристов соблюдать тишину и чистоту










Крупнейшая синагога Еврейского квартала Хурва была отстроена заново относительно недавно. Изначально построенная в восемнадцатом веке ашкеназская (ашкеназы - это евреи- выходцы из Европы) синагога простояла совсем недолго, так как была разрушена мусульманами.




В течение ста сорока лет она простояла в руинах. Оттуда и название «хурва» - руины. Во второй половине девятнадцатого века синагога была восстановлена и простояла на этот раз чуть менее ста лет, до разрушения силами Арабского легиона.




С конца семидесятых до середины двухтысячных на этом месте была установлена памятная арка, копия одной из четырех арок, поддерживающих ранее купол Хурвы, и только в две тысячи десятом возведенная по проекту девятнадцатого века синагога была открыта.




В этом квартале с начала пятнадцатого века проживало сообщество ашкеназов. В 1721 году подворье было сожжен арабскими кредиторами. Только в 1836 ашкеназы смогли выкупить подворье и отстроить Синагогу Хурва.







Минарет неподалеку от Синагоги




Неподалеку памятник защитникам еврейского квартала







Во времена правления Римской империи в Иерусалиме, получившем новое название Элия Капитолина, произошел ряд городских и уличных перепланировок для соответствия римским городам. Во втором веке императором Адриана в Иерусалиме были проложены улицы Кардо, которая вела с севера на юг и Декуманкус, которая вела с запада на восток.




На их пересечении располагалась главная площадь города форум. Из-за холмового расположения города была построена вторая улица Кардо, так появились Верхняя и Нижняя Кардо. Уже в византийский период обе Кардо были расширены, также появились колоннады с крытыми тротуарами для пешеходов.




До настоящего времени от Кардо дошли различные фрагменты. Проводятся раскопки и реконструкция древней мостовой с двумя параллельными рядами пятиметровых колонн, на которых когда-то была крыша.







В конце улицы встречаются раскопки и план города во время Первого Храма. На таком уровне находилась улица в то время




Под современным зданием школы на пересечении улиц Плугат ха-Котель и Шонеи ха-Лакот по предварительной записи можно посмотреть на остатки в башню израэлитов железного века. В подвале здания были обнаружены фундамент башни периода Первого Храма, поврежденной во время уничтожения города Небухаднезаром в 586 году до нашей эры и остатки башни Хасмонейского периода (Второго Храма) второго века до нашей эры.










А мы продолжаем идти в поисках Храма Гроба Господня, и сами не зная как, выходим на крыши.




Как выяснилось, попасть на крыши - занятие не из легких, особенно для новичков. Во время написания заметки не раз наталкивалась на просьбы и сообщения на форумах и сайтах рассказать, как там оказаться.




По крышам доходим заднего фасада Церкви Христа Искупителя. Это немецкая лютеранская церковь, построенная в самом конце девятнадцатого века на месте храма одиннадцатого века.







Между стенами церкви и соседними зданиями виднеется мечеть Омара. Что мы узнаем об этой мечети? «Находится в христианском квартале Иерусалима неподалеку от Храма Гроба Господня. Построена в двенадцатом веке мусульманским халифом Умаром ибн Аль Хаттабом, которому предложили молиться в Храме Гроба Господня, но он решил возвести собственную мечеть, чтобы избежать столкновений на религиозной почве между христианами и мусульманами. После добавления к мечети в девятнадцатом веке шпиля, она стала чуть выше, чем соседний Храм.




Внимание, вопрос. Что за серые купола мы видим за заднем плане? Правильно, Храм Гроба Господня




Но куда мы пошли вместо этого? Правильно, искать вооон тот золотой купол




Несмотря ни на что, наша мудрая не по годам компания вышла к крестному пути, дороге, по которой шел Иисус Христос от места приговора к казни до Голгофы (где позже был возведен Храм Гроба Господня). Судя по всему, мы все время были где-то рядом, но так и не смогли найти хитрый проход через рынок или над ним, или как-то еще.




Каждую пятницу по крестному пути проходит процессия, которая совершает четырнадцать остановок на своем пути.







Выходим к Львиным воротам, которые также называют Овечьими, воротами девы Марии (неподалеку расположена её гробница) или Стефановыми (поблизости был замучен свяой Стефан). Они украшены львами и обращены в сторону Иерихона. Крестный путь начинается отсюда.




Мы возвращаемся обратно в мусульманский квартал, и, так ничего не обнаружив, ужинаем и собираемся до автовокзала.




Проходим мимо башни Давида, делаем селфи и отправляемся в путь.





израиль, поездки, отпуск, путешествия

Previous post Next post
Up