Вспоминая наши недавние хоумскулерские будни, я заметила, что вне школы и вне урочной сетки довольно сложно отделить "предметы" друг от друга. Всё настолько связано и переплетено между собой.... Может, это одна из причин, почему школьные уроки сначала трудно запомнить, а потом после школы в голове остается так мало....
Со второй четверти наш
образовательный процесс сложился из трех частей: организованная, полуорганизованная и спонтанная.
Организованная часть остается неизменной. Дочка всё так же ходит на курсы и делает домашнее задание. Даже иногда регулярно :)
Полуорганизованная часть посвящена истории. По программе шестого класса сейчас должна быть история Средних Веков, любимая тема моей дочки. За основу нами был взят учебник по истории, который читается в электронном виде - в основном, когда мы в дороге. Интересные факты дочка зачитывает вслух, отдельные вещи мы обсуждаем, делимся мнениями, ищем дополнительную информацию. Сначала разбирались с вариантами периодизации (в учебнике вариантов не было). Потом каким-то образом мы пришли к титулам: граф, герцог, маркиз… Чем они отличаются? И погуглив, разобрались с королевской иерархией.
Дальше оказалось, что информация про Средние Века в учебнике неполная, обрывается на середине эпохи, потому что дети будут проходить этот период и в следующем классе. Но в голове не складывались картинки о странах и регионах, поэтому мы скачали учебник за седьмой класс, чтобы охватить весь период Средневековья по каждому региону…
Кроме учебника, у дочки есть еще книги из библиотеки. Они не ограничиваются Средневековьем и заполняют собой раздел «История» как пазл: разными эпохами и странами.
Лучшей среди библиотечных книг стала книга Инны Соболевой «Принцессы немецкие - судьбы русские». В ней собраны истории жизни немецких принцесс, которые были выданы замуж и стали русскими царицами. Удивительно, как интересно и всестороннее передано столько разных областей жизни: и особенности эпохи, и мода, и силы характеров, и внутренние переживания героинь.
Следующей «по рейтингу», составленному дочкой, стала книга Пронникова и Ладанова «Японцы (этнопсихологиеские очерки)». В ней рассказывается о национальных чертах, особенностях межличностных отношений, общения, религии и тд. Книга не является исторической, но многое объясняется через призму истории. Понять Японию по одной книге невозможно, она скорее только разжигает интерес, поэтому у дочки уже готовится новый список «почитать» и «посмотреть» на эту тему.
«Секреты пирамид» Бьювэла еще одна достойная книга. Автор книги страстно увлечен египтологией и в своей книге пытается раскрыть тайны пирамид, используя научный метод, отвергаемый консервативными учеными. Что делает и без того захватывающую тему еще более интересной.
Четвертой книгой стала «История средних веков» Осокина.
Я не так представляла себе нашу полуорганизованную часть. В частности, мне казалось, что это будет больше похоже на прохождение школьной программы в свободном режиме, и я предполагала, что на один предмет будет уходить примерно неделя. По факту получается намного больше и я пока не знаю, что с этим делать дальше. Кроме того, я не подумала о том, что школьные предметы могут быть так сильно связаны, переплетаться. Например, сейчас иногда бывает трудно разделить историю и географию. И не всё относится к школьной программе…
С другой стороны, пока всё нравится, нету никаких «сроков», так что пусть так и будет.
Спонтанная часть нашего образования возникает сама собой. Какие-то мелкие беседы происходят постоянно, а более глобальные темы появляются время от времени.
Франция - еще одна тема среди интересов моей дочки. А французы - не менее интересная нация, чем японцы. Как-то раз у нас зашел разговор на тему поездки в Париж, и я рассказала о недавних событиях…
Мы затронули тему терроризма: откуда это явление пришло в жизнь? Почему и как именно человек становится террористом? Чем отличается терроризм от войны? Как было раньше, как сейчас?
А что про деньги? Им же нужны деньги? За счет чего терроризм существует и почему это возможно?
Что насчет политики? Развитые, развивающиеся страны. Доноры и реципиенты. G8. G20. Какова расстановка сил в мире?
Как избавиться от терроризма и почему «не получается»?
Почему Франция?... А что происходит в Сирии?...
Снова вспомнили о беженцах, порассуждали о финансовой, культурной и социальной составляющей беженцев для принимающего государства. Дочка вспомнила о Японии как о закрытой стране. Потом о мультикультурной стране США.
Мы поговорили о демократии, толерантности, разности культур. О взаимоуважении и границах.
Поговорили о религии вообще и об исламе и христианстве в частности.
Почему был выбран именно ислам? Вспомнили периоды агрессии в других религиях, в частности, инквизицию в христианстве.
Как влияет сочетание «исламист» на отношение к простым мусульманам? Кто на самом деле мусульмане?
Вспомнили принцип «разделяй и властвуй». Как он применяется на практике на уровне политики? На уровне межличностных отношений?
Этот разговор был спонтанным, на самом деле долгим и возможно шел не совсем в том порядке, как он описан.
Я задумалась о том, что дети вплоть до старшей школы не знают о мире, в котором живут, хотя интерес просыпается намного раньше.
А еще я подумала о том, каким образом наша современная история будет напечатана в учебниках через десяток лет, если даже мы, живущие прямо сейчас в этом моменте, не имеем достоверной информации о происходящем. Хотелось бы в учебниках видеть не только общепринятые или «выгодные для государства» точки зрения, а разные, которые побуждали бы думать, искать информацию и делать собственные выводы...