Со второй четверти в нашем образовании произошли перемены. После
последней очной аттестации в гимназии я поняла, что, несмотря на весь оптимизм и позитивность, больше я это проходить не хочу. И неожиданно подвернулся вариант.
Мы
ушли из гимназии, где всё было очень жестко, и попали почти в анскулинг.
Пока я занималась разведкой нового места учебы и подготовкой документов, моя дочь не смогла удержаться от соблазна избавиться от школьной учебы полностью. На тот момент остались только курсы по математике и русскому, а также английский язык, который я преподаю дочке сама.
Через месяц начал как-то вырисовываться наш образовательный процесс.
В целом его можно поделить на три крупные части: организованная, полуорганизованная и спонтанная.
Организованная часть состоит из курсов по математике, русскому и наших занятий по английскому. Это приоритетные предметы, которые я считаю нужными в любом случае.
Про наши занятия по английскому я напишу в другой раз.
Курсы Шабашовой дочке очень нравятся. Она не раз удивлялась, что школьные предметы могут быть интересными, а уроки проходить спокойно, без того, чтобы учитель кричал или кого-нибудь ругали.
По математике преподаватель - волшебница: она говорит всего пару слов и всё становится понятно. Дома я дочке могу ответить на вопрос даже теми же самыми словами, но такого эффекта не будет.
По математике - система лекций, консультаций и зачетов. На лекции дается новый материал и домашнее задание, которое можно сделать дома или на консультации, где можно задать преподавателю любые вопросы. Зачет означает правильно выполненное домашнее задание. Оно объемное. У дочки есть пара долгов, но в целом, она нормально прошла всю программу. Сейчас они заканчивают шестой класс.
По русскому языку похожая система. На лекции дается новый материал и домашнее задание. На консультации дети пишут упражнения и различные работы, тесты, результаты которых оцениваются и могут означать зачет или незачет. Хотя преподаватель следует школьной программе, она использует проектор, презентации, формирует правила в таблицы - в общем, организует информацию так, чтобы сделать максимально доступной и наглядной. Минимум переписывания, максимум усвоения. На занятиях по русскому сложился хороший класс, дети весело проводят время, болтают, общаются на переменах.
Полуорганизованная часть начала вырисовываться случайно. Смысл в том, что в этой части я предлагаю направления на выбор, без четкого плана, расписания или структуры.
Уйдя со школы, я не планировала совсем прекратить учебу. Местами школьная программа достаточно разумна и даже интересна. Я считаю, что по многим предметам на нее можно полагаться, выбирая направления и темы для самостоятельного изучения.
Сначала я плохо представляла, как к этому вообще подступиться без необходимости «сдавать». Слова «школа», «уроки», «программа» стали кодовыми: при их упоминании у дочки начиналось моментальное отторжение, и донести до нее после этих слов хоть что-нибудь становилось невозможно. Но прошло время, она постепенно осмыслила то, что я пыталась ей сказать и процесс пошел.
Моя основная идея заключалась в том, чтобы встроить школьные предметы в нашу жизнь без открытой необходимости «учить». Мы решили начать с истории и русской литературы. Моя дочь любит читать и читает ОЧЕНЬ МНОГО и бумажные книги, и электронные. В поле ее внимания попадали в основном современные легкие книги.
С другой стороны, книги по программе вполне достойные и заслуживают внимания, но более «сложные». Самое худшее в уроках русской литературы - это анализ произведений по типу «что хотел сказать автор» и невозможность в свободном формате поделиться своими впечатлениями. Поэтому мы решили сделать так: вместе с любыми другими книгами в библиотеке нужно взять минимум одно любое произведение по русской литературе и прочитать его. Никаких анализов и ответов на вопросы. Потом делимся впечатлениями.
История дочке просто нравилась, даже по учебнику. Я предложила читать учебник как художественную книгу и по отдельным понравившимся темам посмотреть более подробные видео. Однако до этого дело не дошло.
Больше всего дочку увлекали средние века и Япония. Когда мы пошли в библиотеку, мы «неожиданно» обнаружили раздел для помощи по школе, а там множество всяких книг, сортированных приближенно к школьным предметам. Раздел и раньше там был, но оставался для нее «невидимкой». От количества книг по интересным ей темам мой ребенок вдруг «завис» и начал вытаскивать с полок все красивые названия. В итоге, она была готова забрать с собой чуть ли не половину раздела. Кое-как мы договорились взять самые интересные книги в количестве около 25 штук (наше обычное количество книг на месяц): по истории средних веков, про Японию, про историю церкви в комиксах, историю моды и разные другие.
На сегодняшний момент она уже прочитала «Уроки французского» Распутина и книга ей понравилась. Также она заметила разницу между этой книгой и теми, что читала в огромном количестве до сих пор.
Одна из книг по истории средних веков была начата и пока брошена, а вначале «сухая» книга по Японии чуть дальше стала «оживать» интересными фактами.
Третья часть нашего образовательного процесса - спонтанная. Здесь нет никакого плана, и темы появляются сами по себе. Частично дочка сама что-то находит себе в интернете, связанное с ее хобби или просто интересные факты.
Частично темы находятся в разговоре, когда мы гуляем или едем в машине.
На днях мы были в гостях. Неожиданно возникли вопросы по заданиям по английскому языку, и дочка захотела помочь.
Чуть позже обсуждалась тема беженцев в Европе и была упомянута фраза «Троянский конь». Выяснилось, что не все знают, о чем речь. Дочка неплохо помнила эту историю, рассказала, и мы погуглили детали, посмотрели картинки.
А при возвращении домой с курсов, возник вопрос «Где можно взять деньги?», который трансформировался в «Как вообще зарабатываются деньги?», а потом превратился в полноценный «урок» по финансам. Мы обсудили вопросы: принципы получения дохода? правило 80/20 или 2 из 10? что такое инвестиции? инвестиционный портфель? почему он так называется? доход на депозит? чем отличается банковский депозит от покупки недвижимости с точки зрения дохода? что такое акция? зачем нужны акции? как в жизни и экономике всё связано? что такое риск? легко ли быть инвестором? оказывается, это целая наука? надо так много знать?....
Я не тешу себя мыслью, что она всё поняла и всё запомнила. Это не важно. Появились вопросы, нужны были ответы. Здесь действует принцип «по потребностям»: если будет нужно уточнить или дополнить, она спросит еще. Где-то в спящем режиме ее сознания эта информация будет постепенно укладываться. В следующий раз будут другие вопросы, ответы, идеи и даже с теми же вопросами, наш разговор может пойти совсем в другом направлении.
Информация из этих трех крупных частей заполняет разные жизненные сферы. Постепенно она будет наслаиваться, расширяться, углубляться, превращаться в более ясную картинку о мире.