Написание компьютером спортивных новостей, финансовых отчётов, анализов недвижимости и прочих нарративов по структурированным данным начинает вылезать на рынок. Вот интересный клубок денег, технологий, амбиций
( Read more... )
Навигация на сайтах - довольно типовая задача, её нужно упрощать и ускорить как можно сильнее, чтобы человек прошёл до той точки, где он начнёт задумываться или останавливаться для потребления данных.
В этом месте начинает работать нарратив - сложные понятия объясняются, в текст вливают эмоции и очеловечивают цифры сравнениями, добавлением контекста и аргументов для «покупки» (т.е. для принятия решения - изменение позиции часто тоже является аналогом покупки).
Поэтому оба вектора будут работать и дальше: аморфные потоки будут структурироваться в числа и быстрочитаемое и быстроанализируемое наполнение, а потом эти же числа будут переделываться обратно под людей для того, чтобы отфильтрованное как-то цеплялось за сознание, не проваливалось в него.
В случае с цифрами понятно, для чего они (машиночитаемость и легкость манипуляции). А вот нарратив - это уже психологическая потребность человека, особенность его устройства. Люди мыслят (и про себя, и про мир) историями, и поэтому как только нужно сделать более насущную, важную подачу - нужно запускать истории.
Вот цитата из интервью с Дэвидом Саймоном, одним из создателей разных заметных телефильмов о разных проблемных темах: Bill Moyers: Can fiction tell us something about inequality that journalism can’t?
David Simon: I’ve wondered about that, because I did a lot of journalism that I thought was pretty good. As a reporter, I was trying to explain how the drug war doesn’t work, and I would write these very careful and very well-researched pieces, and they would go into the ether and be gone. Whatever editorial writer was coming behind me would then write, “Let’s get tough on drugs,” as if I hadn’t said anything. Even my own newspaper. And I would think, “Man, it’s just such an uphill struggle to do this with facts.” When you tell a story with characters, people jump out of their seats, and part of that’s the delivery system of television.
Именно поэтому так успешны новые жанры «очеловечивания» данных - Рослинг и вся история с тед-выступлениями, визуализация-цифр-как-поп-жанр, реконструкторская документалистика и пр.
Одни только числа и факты для восприятия сложных тем недостаточны, зритель и читатель не успевает отнестись как-то к этим цифрам, он не понимает, как из этих чисел создавать внутри себя полноценную картину. А именно эта картина и нужна для того, чтобы сделать какие-то выводы или выстроить отношение к предмету.
Тем не менее, языки программирования развиваются в сторону от Кобола -- "одни только числа и факты для восприятия сложных тем" почему-то с 0% стремительно повышают свой процент в общечеловеческой коммуникации, и не только с машинами (взять те же первые странички вебсайтов и буллетные презентации).
Такое впечатление, что это два разных нейромеханизма (и так, наверное, и есть): который убеждается нарративными паттернами, и который убеждается логикой и рассуждениями. Растет цивилизация, растет уровень обращения к логике. У детей и дикарей с логикой плохо, рассказываем истории. Когда из взрослых дядей и тётей делаем легковнушаемых детей, начинаем рассказывать им story with characters. Еще лет десять, и дяди (а потом и тёти, а может даже тёти первые) начнут ставить этот механизм реагирования на strory with characters на сознательный контроль...
Навигация на сайтах - довольно типовая задача, её нужно упрощать и ускорить как можно сильнее, чтобы человек прошёл до той точки, где он начнёт задумываться или останавливаться для потребления данных.
В этом месте начинает работать нарратив - сложные понятия объясняются, в текст вливают эмоции и очеловечивают цифры сравнениями, добавлением контекста и аргументов для «покупки» (т.е. для принятия решения - изменение позиции часто тоже является аналогом покупки).
Поэтому оба вектора будут работать и дальше: аморфные потоки будут структурироваться в числа и быстрочитаемое и быстроанализируемое наполнение, а потом эти же числа будут переделываться обратно под людей для того, чтобы отфильтрованное как-то цеплялось за сознание, не проваливалось в него.
В случае с цифрами понятно, для чего они (машиночитаемость и легкость манипуляции). А вот нарратив - это уже психологическая потребность человека, особенность его устройства. Люди мыслят (и про себя, и про мир) историями, и поэтому как только нужно сделать более насущную, важную подачу - нужно запускать истории.
Вот цитата из интервью с Дэвидом Саймоном, одним из создателей разных заметных телефильмов о разных проблемных темах: Bill Moyers: Can fiction tell us something about inequality that journalism can’t?
David Simon: I’ve wondered about that, because I did a lot of journalism that I thought was pretty good. As a reporter, I was trying to explain how the drug war doesn’t work, and I would write these very careful and very well-researched pieces, and they would go into the ether and be gone. Whatever editorial writer was coming behind me would then write, “Let’s get tough on drugs,” as if I hadn’t said anything. Even my own newspaper. And I would think, “Man, it’s just such an uphill struggle to do this with facts.” When you tell a story with characters, people jump out of their seats, and part of that’s the delivery system of television.
http://www.guernicamag.com/interviews/2530/simon_4_1_11
Именно поэтому так успешны новые жанры «очеловечивания» данных - Рослинг и вся история с тед-выступлениями, визуализация-цифр-как-поп-жанр, реконструкторская документалистика и пр.
Одни только числа и факты для восприятия сложных тем недостаточны, зритель и читатель не успевает отнестись как-то к этим цифрам, он не понимает, как из этих чисел создавать внутри себя полноценную картину. А именно эта картина и нужна для того, чтобы сделать какие-то выводы или выстроить отношение к предмету.
Reply
Такое впечатление, что это два разных нейромеханизма (и так, наверное, и есть): который убеждается нарративными паттернами, и который убеждается логикой и рассуждениями. Растет цивилизация, растет уровень обращения к логике. У детей и дикарей с логикой плохо, рассказываем истории. Когда из взрослых дядей и тётей делаем легковнушаемых детей, начинаем рассказывать им story with characters. Еще лет десять, и дяди (а потом и тёти, а может даже тёти первые) начнут ставить этот механизм реагирования на strory with characters на сознательный контроль...
Reply
Leave a comment