Провёл вчера целый день в офисе MS (pun intended, речь идёт о помещении) в изучении MS Teams, читал тамошние пейджеры и много думал. Основной плюс -- Teams можно рассматривать как эдакую систему повышения осознанности в командах. Презентация продукта напирала на то, что Teams имеет много разных средств управления вниманием команды, это ровно в направлении мыслей по киборгизации команд:
https://ailev.livejournal.com/1488271.html Но основная проблема в сегодняшних Teams для меня -- не реализован жизненный цикл issue, а без этого проектная работа не будет полноценной. Обобщённый жизненный цикл issue (я даю его на курсах) таков: сначала появляется issue, который потом становится task, который потом превращается в notice. Ну что твоя бабочка, которая яички-гусеницы-куколки-бабочки, у каждой формы со своей жизнью, но это всё одна и та же особь. И вот эти отдельные жизни issue пока в Teams нельзя связать: обсуждение будет вестись в разных местах. Обсуждения в каналах-беседах, чатах, протоколах к собраниям, комментах к задачам тамошнего трекера оказываются несвязанными: эта мощная говорильно-комментаторская машинка по управлению коллективным вниманием крайне неоднородна, и даже ссылки на начало или продолжение разговора не везде просто ставятся из этих разных мест.
Как живут вместе разработчики и клерки (разработчики сидят в Visual Studio и Azure DevOps, клерки в Office и Teams) -- непонятно, ибо в Teams всё выстроено вокруг офисных документов в папочках, а в DevOps вокруг системы управления версиями кода. Всё, что на вкладках в Teams (даже на вкладках Planner как тамошней реализации канбан-доски) -- остаётся на вкладках и не втягивается в беседы, хотя есть способы привлекать внимание ко вкладкам (коннектор может сообщить, что во внешней системе что-то произошло и выдать в беседу ссылку на место, куда смотреть).
Но это же всё в Teams можно подавать как достоинство: каждая вещь может быть сделана несколькими разными способами, и это неплохо. Ну, и система открыта для интеграции: Forms, и PowerApps, и Flow -- простые автоматизации работы с формами, создания приложений, создания каких-то процедур/воркфлоу: можно легко наращивать функционал для каких-то рутинных задач, если они массовы и рутинны. Слова "приложение", "сервис", "продукт" отчаянно путаются, ибо интерфейс вроде как всё замешивает в одно целое на любых экранах. При всех ограничениях на эту целостность: поместить запись в окошко вовсе не означает, что тут же можно содержимое окошка обсудить. Нет, обсудить можно, функционально для этого отличная, но обсуждение будет где-нибудь ещё. Или прямо тут -- но вырванное из контекста других бесед.
MS Teams и экосистема вокруг довольно обширны, там всё кастомизируемо насквозь, и вполне может быть, что кто-то уже потратил свой месяц программирования и имеет уже ответы на некоторые из задаваемых мной вопросов. Там ведь боты-коннекторы-вкладки-сообщения плюс ещё рядом интеграционная платформа OneNote, где тоже всё кучеряво.
Альтернативные решения (сразу в голову приходит стек Jira+Confluence+Slack) по тем же критериям более заморочены: они ориентированы на разработчиков больше, и меньше на менеджеров, предпринимателей и уж тем более на внешних людей. Остаётся признать, что нет в айтишном мире счастья, оно всегда впереди, как горизонт.
Ещё одно -- это ни разу не социальная сеть, а тот самый "кровавый энтерпрайз" из айтишного фольклора, за файерволом. У нас же Школа, поэтому границы проектных команд и "просто сообщества" размыты (абитуриенты и alumni, а не только учебные группы. В учебных группах issue tracker и проекты, в сообществах -- чисто поболтать и такие проекты, как events: семинары и конференции).
Ещё барьер для входа. MS Teams это форум+мессенджер+контент+групповые звонки и поэтому входной барьер там примерно вчетверо от входного барьера в одиночных приложениях. Нужно полчаса на то, чтобы разобраться в интерфейсе. Если человек к нам приходит на короткий шестичасовой курс, то будет ли он доволен, когда ему придётся в этом разбираться? Но на втором же коротком курсе это окупится сторицей. Или если курс шестидневный. Это опять же к вопросу, что у нас Школа представляет собой какой-то симбиоз кровавого энтерпрайза и социальной сети.
Записал себе в план набросать архитектуру курса blended learning (cейчас Школа использует фейсбук, телеграм, imind, яндекс.диск, почту и ВКонтакте для организации работы -- плюс зоопарк самых разных authoring tools, от Офиса и yEd до видеокамеры, Archi и совсем уж экзотических рисовалок у наших курсантов). Сказать, что связность всех бесед выше, чем она была бы в Teams -- нельзя. Но значительная часть бесед идёт в соцсетях или группах telegram и публична. Но часть наоборот, непублична -- обсуждения в учебных группах, обсуждения по линии менторства. Там обсуждаются рабочие проекты, они не любят яркого света. Вот как правильно поделить внешние и внутренние беседы -- это отдельный вопрос.
Что касается учебных проектов -- идеи из статьи про учебный CAD+PLM остаются в силе (
https://ailev.livejournal.com/1473691.html), и будем их потихоньку реализовывать. Но думать и о социальном шлейфе, жизненный цикл курсантов начинается задолго до начала курсов и прекращается сильно после их окончания. С абитуриент-курсант/студент-alumni (при этом ещё для каждого отдельного курса и для школы со множеством курсов в целом -- есть разница) та же онтологическая проблема, что и с issue-task-notice: софт это должен поддерживать, но из коробки ни один софт это поддерживать не будет.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216340724924791