Об конспекты

Sep 30, 2019 10:06

В группе blended learning обсуждают эксперименты, показывающие преимущество написания конспектов ручкой, а не набор конспекта на клавиатуре. Они б ещё пообсуждали написание конспекта процарапыванием вощаных табличек или палочками на песке ))) Вот тут: https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2426775150898353/

Я бы вообще проблематизировал ведение конспекта как деятельность. Мне представляется, что польза от конспекта -- ноль. Или решение задач, или сочинение собственного текста или какие другие упражнения, но уж точно не копирование и не "делание заметок" -- они бессмысленны. Память у человека сейчас в компьютере, а поиск в компьютере упражнять не нужно.

Я к тому же не верю всяким одиночным психологическим экспериментам, по которым затем делаются далеко идущие выводы. Воспроизводимость этих экспериментов чаще всего крайне низка, переносимость выводов на иные чем в эксперименте ситуации тоже никакая.

Поэтому у меня blended learning -- в курсе системного мышления сейчас 181 задача, но в ответах мы будем требовать письменного обоснования. По факту тут нужно будет приводить рассуждение из учебника, но с клавиатуры. Или даже надиктовывать -- всё одно. Фишка не в том, чтобы запомнить это рассуждение. Нужно понять, какое из рассуждений в учебнике на 530 страниц привести, да ещё и применить его к ситуации из задачи. И это работает в разы лучше ведения любых конспектов.

И тут нужно заметить, что все эти конспекты -- это лень преподов. В самом ленивом случае они не готовят слайды к своим лекциям (по каковым слайдам через полгода после лекции можно вспомнить общее содержание, о чём речь. Скажем, только картинки даже без заголовков -- это плохие слайды. Слайды как раз и есть конспект). Слайды -- это менее ленивый случай. Но правильный случай -- это учебник и задачник. Хотя учебник -- это очень, очень трудно. Но надо. И тогда не нужен конспект. Ибо есть учебник и полнотекстовый поиск в нём. А запоминается всё в деятельности, а не в зубрёжке-повторении.

Если уж совсем хочется быть извращенцем, поставьте замедление на клавиатуру. Чтобы нельзя было быстро печатать. Зачем ухудшать устройство ввода, переводя с клавиатуры на ручку? Ухудшайте сразу клавиатуру ))) Можно ещё запретить пользоваться десятипальцевым методом печати и разрешать печатать только одним пальцем -- и сравнивать с набором на полной клавиатуре. Для меня письмо ручкой -- это ровно такие эксперименты. Ещё можно добавить в базу сравнений в этих экспериментах письмо ручкой, но ногой или хотя бы левой рукой (или правой рукой для левшей). Постановка этих экспериментов вызывает огромные вопросы! Это даже если отвлечься от задачи конспектирования как бессмысленной деятельности.

Напомню, что раньше я затрагивал тему письма ручкой как анахронизма в плане "необходимости для обучения": в тексте "черчение и мелкая моторика: удавливаем мультитаскинг" приведен ещё десяток ссылок на другие тексты -- https://ailev.livejournal.com/1291971.html. И там разбираются самые разные аргументы "за" и "против".

Если письмо ручкой так хорошо для интеллекта, почему вокруг меня никто-никто не пишет ручкой? Все почему-то увеличивают производительность своей интеллектуальной работы при помощи клавиатуры, а не при помощи ручек! Цивилизация опасносте! Средство усиления работы мозга осталось только у детей, в заповеднике "дня сурка" -- в официальной школе! Последние хранители тайного знания как работать головой лучше -- педагоги, заставляющие писать детей ручкой! )))

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216363160085656, ВКонтакте -- https://vk.com/wall2449939_2412, телеграме -- https://t.me/ailev_blog_discussion/510

Как обычно, много комментов (включая к оригинальному посту в группе blended learning -- https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2426775150898353/), тема исключительно холиварная.
Previous post Next post
Up