Два способа описания деятельности в условиях неопределённости

Apr 23, 2015 23:46

Есть две основных метафоры, которыми пользуются люди для показа всё большего понимания ситуации по ходу деятельности ( Read more... )

Leave a comment

Comments 28

vvagr April 24 2015, 00:27:13 UTC
Откуда ты взял в австрийской экономике "обучение"? Там метафора "открытия", "обнаружения" -- price discovery, preferences discovery. И это всё же очень разные метафоры - обучение и открытие.

Более того, мне кажется, что и в других областях там где ты видишь "обучение" - гораздо адекватнее говорить "открытие".

И открытие как раз легко сравнивать с совершенствованием, и понимать, что тебе ближе. А обучение - совершенно не при делах.

Reply

ailev April 24 2015, 07:08:42 UTC
Я согласен, что термин discovery очень часто употребляется. И даже в том же TameFlow упоминаются методы с прямым упоминанием discovery в названии (например, discovery-driven planning -- http://faculty.msb.edu/homak/HomaHelpSite/WebHelp/Content/Discovery_Driven_Planning.htm). Но основная терминология всё одно про обучение (несмотря на цитирование австрийцев), и не только в этой книжке. Ну, и у современных австрийцев -- в той же статье по капитал (http://www.utdallas.edu/~plewin/Can%20Ideas%20be%20Captal.pdf) слово discovery упоминается только в списке литературы, а learning четырежды. И когда читаешь менеджерскую литературу, там discovery (и рядом opportunity) относительно редко и только по отношению к предпринимательству, а learning (часто learning and understanding) -- буквально общее место по отношению в том числе и к ( ... )

Reply

ailev April 24 2015, 09:29:18 UTC
Вот, кстати, пример из TameFlow -- вообще всё поминается через запятую, но в конце опора делается таки на learning как обобщающую метафору.

Recognition of the iterative and emergent nature of knowledge discovery and creation permeates the entire approach. Therefore, there is space for tolerance for failure. ... Tolerance for failure is one of the virtues that needs to be learned, internalizaed and nurtured by the manager who wants to lead a hyper-productive knowledge-based organization. Failure is not perceived as a dificiency, but as an integral part of the learning process. It is through learning-by-failing that the process can refine, reconcieve and adapt the underlying assumptions.

При этом learning употребляется аж в двух смыслах (как чему должен научиться менеджер, и как learning process, learning-by-failing), это соответстсует бейтсоновскому мета-обучению (обучению обучению, иногда говорят о двухцикловом обучении).

И так рефреном через всю эту книжку. И через много-много других книжек.

Reply

vvagr April 24 2015, 11:04:10 UTC
Я, кажется, понял, в чём проблема.

В русском и в английском есть две пары существительных: "education-обучение" и "learning-научение". В русском разница гораздо более размытая, но для глаголов она более явная - "обучаться" подразумевает где-то и у кого-то, а "научиться" - можно и самому, по жизни. То есть "научиться" и "открыть" - гораздо ближе по смыслу, чем "обучиться" и "научиться".

Когда ты стабильно используешь перевод "обучиться" - это вызывает непонимание. А когда "научиться" - проблемы нет. Сравни " чему должен научиться менеджер" и " чему должен обучиться менеджер".

Reply


texonite April 24 2015, 07:40:49 UTC

Мне кажется, это все вопрос моды. Про Буллшит Бинго слышали? Словарь регулярно пополняется.

Reply

ailev April 24 2015, 11:41:32 UTC
Тут моды какие-то длинные. И циклам совершенствования, и обучающимся организациям по полсотни лет каждому.

Reply

texonite April 24 2015, 12:23:37 UTC
А вот знаете что интересно?
Как вы в рамках обсуждаемой модели опишете процесс, происходящий в обсуждении вашего поста?

В исходном комментарии я вел в ту сторону, что с ростом абстрактности модели растет зависимость результата от личного восприятия терминов.
Очень хороший пример - ветка выше, в которой делается различие между "обучаться" и "научаться", в то время как для многих эти слова означают одно и то же понятие - получение знаний. Если захотеть, можно подставлять все возможные приставки, получая еще более широкий спектр нюансов. Весь вопрос зачем?

Собственно, приводит это к тому, что люди ищут скрытый смысл там, где его может не быть. В чем принципиальная разница между discovery, learning и другими синонимами, если все они подразумевают некие умственные и/или физические усилия, направленные на улучшение результата через получение новых знаний?
На основании чего отрицается возможность, что автор исходного текста лишь литературно разнообразил ткань повествования?

Reply

ailev April 24 2015, 12:50:46 UTC
Если вы читаете одну книжку, или одно обсуждение на эту тему (как к текущему посту), то все ваши рассуждения верны. Но если вы вдруг прочтёте двадцать книжек, то в них будет явно больше закономерностей словоупотребления самыми разными авторами. Я же пост написал по прочтении многих-многих книжек по вопросам совершенствования-обучения в организациях, и не только по одной предметной области и одной научной школы.

Reply


obidam_net April 24 2015, 08:32:44 UTC
Принципиально различных типов развития организации я знаю два, в зависимости от того что идет первым - проблема или решение. Первый тип («прогресс» или «непрерывное совершенствование») идет от проблемы, к которой подбирается идея ее решения, которая затем внедряется/распространяется по организации. Обучением это чаще всего не называется, хотя сотрудники определенную информацию усваивают. Это напоминает «жадный» алгоритм оптимизации - он прост и понятен, однако несколько близорук ( ... )

Reply

ailev April 24 2015, 08:45:52 UTC
Да, я так и написал (решение проблем против не-пойми-чего), но вы уточняете:
-- цикл оптимизаций (усовершенствования) оптимизационный, и в нём ищется максимум
-- цикл обучения не связан с максимизацией чего-то, это не поиск известного (сформулированной проблемы нет).

Только не соглашусь, что как в школе "учат чему-то, чему не знаем пока применения". В этом и фишка, что бывает "обучение без учителя" даже в машинном обучении. Слово используется и для exploration, и для discovery: учимся в том числе тому, чего никто (ибо нет учителя) не знает. Более того, если есть учитель, и известно чему учиться, то это сразу "улучшения" (есть критерий: максимизировать научение, можно проверить реализацию). А вот этот менеджерский learning не измерить, не проверить.

Reply

obidam_net April 24 2015, 09:58:13 UTC
Да, метафора поиска максимума здесь очень подходит. Уточню оба варианта еще раз. Поиск максимума может проводиться двумя способами ( ... )

Reply

ailev April 24 2015, 11:31:05 UTC
Получается так, что оптимизационный цикл "найти-что-улучшать -- улучшить" (куда с некоторым натягом можно и цикл Бойда отнести, кстати) борется с циклом "найти-ошибку -- удавить" (куда помещается неожиданно много и из стратегирования: там ведь критерий наличия стратегии -- это перестать чем-то заниматься, прекратить обращать на что-то внимание, прекратить считать какие-то предпосылки верными). Эти циклы связаны, но если первый это цикл, то второй не цикл, в нём нет переходов к началу. Обучение не циклично, это "путешествие", а оптимизация -- всегда циклы ( ... )

Reply


buriy April 24 2015, 18:24:38 UTC
Логично предположить, что попытка улучшения ментальной модели каждого сотрудника сама по себе ни к чему не ведёт, кроме улучшения образованности сотрудников. Зачем обучать всех ( ... )

Reply

ailev April 24 2015, 21:43:54 UTC
Нет, всё совсем не так, я совсем не об этом пишу. Вы какие-то очень старые идеи поминаете, так лет десять назад говорили, а сейчас уже не говорят. Особенно про "соответствие планам руководства" (такого в learning нет в принципе). И там не про NLP, от слова совсем. Хотя в существенной мере про коммуникацию (но вовсе не про общую шустрость).

Reply

buriy April 26 2015, 14:58:27 UTC
Ок. Мне не хватает деталей, видимо, я неправильно понял.

>Особенно про "соответствие планам руководства" (такого в learning нет в принципе)
Так я и говорю, что, на мой взгляд, подобное стремление должно закладываться в парадигме, иначе эта парадигма на практике будет бесполезна.

Reply

perepertoz April 26 2015, 23:10:59 UTC
а что, "обучение без учителя" отменили ?
"планы руководства"™ - это если оно как господь бог, вездесуще и всезнающе. А раз нет, значит и соответствовать планам - не цель, а побочный эффект.

Reply


Leave a comment

Up