"Фундаментальная потребность" ч.2

Dec 21, 2009 17:09

Классические примеры редукционизма - фрейдизм и истмат. Фрейдизм все явления человеческой культуры, практически любую человеческую активность сводит к некоей фундаментальной биологической энергии (либидо, которое заменилось затем "Эросом"). Истмат же рассматривает культуру как эпифеномен по отношению к производительным силам и производственным отношениям в так называемой "экономике" ("экономика" - один из самых мифогенных концептов последних двух веков, вокруг которого располагается неохватная взором кунсткамера всевозможных идолов, фетишей и монстров).

Бюхнеровский материализм - так же классический пример редукционизма. "Сознание - эпифеномен материи (в данном случае - нервной системы). Эпифеномен - нечто вторичное, производное. Вещь по Аристотелю тоже не существует без материальной субстанции, но она имеет цель своего существования и форму (идею), свой прообраз, архетип, без которого материя не могла бы ни во что оформиться. Эпифеномены - это в модерн-науке этакие монструозные фракталы. Меняется базис - меняется полуфантомная надстройка. Если ветку, на которой пел соловей, сломать и оставить сук - на этом суку засвистит Соловей-Разбойник. А далее испарится даже намек на некую соловьиность - и появится танцующий барсук, повесивший на бывшую ветку уши.

Пример бытового редукционизма - считать, что любовь вызывается в результат специфического изменения гормонального баланса в биологическом организме. Эллины бы указали, что гормональный баланс имеет прямое отношение лишь к физической стороне любви, которую они называли "эросом". Что касается "филии" - тут все будт сложнее. А уж когда речь пойдет об агапэ - "светящейся во все стороны" любви ко всем и ни к кому и к каждому в отдельности - боюсь, долго будут наследники модерн-науки выделять ее гормон (придется долго ждать, чтобы на феномен агапэ редукционисты обратили свое внимание
) - впрочем, не боюсь, скорее, можно сказать "Слава Богу".

Предельные утверждения о первичности и вторичности, о причинах и следствиях - бездоказательны. Ограниченные суждения такого рода имеют лишь ситуативный, относительный смысл - и не перестают быть безопасными для пользователя. Локальный штамп препятствует интеграции сознания иногда ничуть не менее эффективно, чем штамп, касающийся универсальных проблем.

Так что гормональный фон и биохимия нейронной сети, конечно, имеют отношение к проблеме сознания, но не более того. Мы можем констатировать только фактор корреляции. Биохимические изменения вызывают изменение сознания или наоборот - рассудку эта проблема неподвластна, здесь мы имеем дело с типичной антиномией в кантовском духе. Может быть, Спиноза со своей идей психофизического параллелизма тут нашел один из самых элегантных способов решения проблемы - но преодолел картезианский дуализм лишь формально и утвердил попутно абсолютистский вид детерминизма, вполне соответствовавший утверждению абсолютных монархий в Европе того времени и предвещающий более масштабные тоталитарные проекты.

Живут не в фундаменте. В подвалах устраивают бункеры, расстреливают контру и хранят картошку - и только. Живут в доме, а "у каждого дома есть окна вверх". Если не будет солнечного света, не будет ни картошки, ни человека, ни фундамента, который кем-то должен быть заложен.

И в модерн-науке начались брожения - кто заложил фундамент. Два варианта. Деистский: строитель мира - Бог. Материя - инертна, Бог придал ей динамику. И материалистский - самозарождение и самовозведение фундаментом самого себя. Без цели. То есть русское слово Вселенная теряет смысл. Вселенная больше не ойкумена, больше не дом, не жилище живых существ. По идее, логическим завершением материализма должен стать гилозоизм (учение о тотальной одушевленности), так как раз жизнь рождается в и только в материи, значит, жизнь есть неотъемлемое свойство материи, разница лишь в степенях реализации принципа. То же самое касается движения и разума.

Если же это учение, неизбежно эволюционистское (как и подобает модернистскому учению), продолжить далее и сделать предельный чисто умозрительный прогноз, то потенцией такой материи является тотальная целостность мира, появление разумной полностью интегрированной Вселенной, относительно которой теряют смысл даже категории пространства и времени. И мы можем сказать, что такое (Такое) называется уже не Вселенной, а Богом, который есть Альфа и Омега. И если Он - Омега, то Он и Альфа, то, что было в начале, Архэ.

Но таких шагов сделано не было (вернее, они остались в маргинальной области) - не по причине отсутствия смелости концептотворения, а по, скорее, вполне утилитарным причинам, в том числе политическим и экономическим.

фрейдизм, эволюционизм, редукционизм, деизм, философия сознания, ньютоно-картезианская парадигма, Философия, марксизм, материализм

Previous post Next post
Up