"Фундаментальная потребность" как концепт

Dec 21, 2009 17:04

Вообще сам концепт "фундаментальная потребность" весьма сомнителен, как и многие другие
Что-то такое весьма антихристианское мне видится в этом словосочетании, хотя сам я его и употребил. Ох уж этот язык...

Что за фундамент имеется в виду? Божественную свободу назвать фундаментом - стилистическая погрешность. А из нарушений стиля вырастают потом крепости с казематами, так что в словоупотреблении следует быть осторожным - вспоминая "эффект бабочки" и классическое философское утверждение Тютчева о невозможности вывести одновариантное каузальное следствие любой вербализации.

О разнообразных фундаментах любят поговорить детерминисты всех мастей. Редукционизм связан с детерминизмом неразрывно, это концептуальные головы одной гидры.

Напоминаю, что детерминизмом я называю учение о однозначной определенности всех событий в рамках жесткой причинно-следственной системы связей, охватывающей всю реальность, не оставляющей места случайности и свободе.

Редукционизм же - учение о том, что все "сложное", развитое, имеет в основе нечто простое и примитивное. Тонкость в том, что слова "простой" и "примитивный" изменили свое значение в 17-19 веках. И редукционизм фактически стал означать сведение высшего к низшему. Еще у Лейбница (17 век) forces primitives ("первичные силы") - это монады, простые изначальные субстанции. Они простые, но постичь эту простоту непросто (а некоторые полагали, что и невозможно). Что уж говорить о патристике и схоластике - не слышал, чтобы кто-то из богословов утверждал, что Бог сложен.
Но вместе с учением об эволюции и прогрессе появилась и новая экзистенциальная картина мира - согласно которой все прекрасные князья - цветочки, лютики, шишечки, иголочки, грибочки, ягодки, птички и уточки - появились непосредственно из грязи путем самовозникновения. Отменена аристотелева актуальность, осталась одна потенция грязи, и способность к движению. Из четырех аристотелевых причин осталось только две. Материальная и инструментальная. Материя и движение. Материя и есть тот фундамент. Низ без верха. Крыша зависит от фундамента, вторична по отношению к нему. Это утверждение, которое невозможно доказать, можно лишь принять на веру. Поэтому детерминизм и редукционизм правильнее называть не основой научного метода, а догматом и символом веры европейской мэйнстрим-науки модерна.

редукционизм, ньютоно-картезианская парадигма, Философия, детерминизм

Previous post Next post
Up