"Фундаментальная потребность" ч. 3

Dec 21, 2009 17:14

Концепт "фундамента", "базиса", "основы" органично появляется в рамках детерминистских редукционистских моделей. И в них возникают неравновесные бинарные оппозиции, подобные приведенной тобой марксистской. Вариант "первичного/вторичного" или "главного (основного)/второстепенного. Здесь, кстати, нащупывается еще один поворот сюжета с изменением значений слов. "Основной" - не обязательно "главный". Когда мы создаем нечто, мы говорим: "За основу мы возьмем то-то и то-то". То есть - это материя, болванка, заготовка. Но фундаментальная болванка не является сутью произведения искусства. Другое дело, что невнимание к "фундаменту" может дорого обойтись - краска облупится, ноги статуи подломятся, психофизическое состояние художника тоже вещь важная - поститься ли ему, а если да, то как, или напротив - кушать хорошо. Или иную какую психотехнику применить. Но сводить произведение искусства к куску мрамора, к бутылке абсента или к гормональному фону - это и есть типичный редукционизм, часть ставящий выше целого. В психологии такое явление называется фетишизмом.

редукционизм, ньютоно-картезианская парадигма, Философия

Previous post Next post
Up