По Карпатским горам или путешествие длиной в отпуск. Часть 3

Sep 03, 2012 15:57

День восьмой.

Встал я раньше, чем обычно. Сначала мне позвонили из дома, но трубку я не взял - все же международный роуминг это не шутки. А потом уже было не до сна - солнце уже нагрело палатку, да и пройти в этот день предстояло немало. Стандартная процедура в виде умывания, сушки вещей и палатки, завтрака и упаковки снаряжения были дополнены стиркой фуфайки. Воздав в очередной раз хвалу создателям термобелья, растянул фуфайку на передней поверхности рюкзака, расположенной за спиной - времени на стационарную сушку уже не оставалось.

Со спины я представлял забавную картину: слева и справа к рюкзаку были прикреплены берцы, сверху фуфайка - и все это двигалось в разные стороны во время ходьбы. Вполне можно было б устроиться на полставки пугалом для местных утко-ворон. Эти странные птицы, внешне похожие на классических ворон вместо "кар" кричали что-то похожее на "кря", а летали с таким хлопаньем, что не видя их можно было вообразить приближение цапли или аиста.

В дальнейшем этот день запомнился интенсивным общением с местными и не очень жителями. Сначала мы дойдя до поворота, все же решили свернуть к Дземброни - там было больше туристических маршрутов, да и дорога представлялась более разнообразной, чем блуждание вдоль поселков по грунтовке.

Уже спустя метров 500 после поворота нас поджидала первая за сегодня встреча. водитель старой "шестерки" узнав, что мы из России, заглушил двигатель и вышел к нам пообщаться. Основная тема его спича к тому, что все политики пассивные гомосексуалисты, а русские с украинцами братья. На радостях, что получил неожиданную возможность попрактиковаться в русском, житель Львовской области, в прошлом выпускник советской высшей школы извлек из багажника бутылку со стопкой и налил нам горилки - выпить за встречу. Затем еще сфотографировался с нами на память, взял у меня визитку и пообещал даже развестись с женой, но фотки нам выслать.

Ближе к финалу нашей встречи, он от избытка чувств перешел на украинский, который мы уже трошки разумели. Прощание было трогательным. Несколько раз желали другу другу хорошей дороги и всего самого лучшего по жизни. А вот матерился водитель старой шестерки по-русски виртуозно и без акцента. Мы потом даже решили, что русский мат это интернациональный язык общения.

А пока мы двинулись дальше в направлении деревни. И через некоторое время натолкнулись еще на одну местную достопримечательность - неработающую лесопилку. Ее эпичный внешний вид мог стать как прообразом, так и ареной для практически любого компьютерного шутера или хоррора. Мы не смогли пройти мимо, и запечатлели этот универсальный пейзаж для будущих поколений.

Следующий привал состоялся непосредственно в деревне Дземброня. Мы сидели практически на завалинке, уминали невероятно вкусное мороженое, запивая его местным газированным сокосодержащим напитком «Живчик». И смотрели на местных жителей, для которых магазин это не просто место для покупок, но и некий центр культурной жизни. Так, четверо мужиков за столом под открытым небом сначала пили пиво. А затем откуда-то извлекли коньяк, наглядно иллюстрируя поговорку, что водка без пива - деньги на ветер.

Помимо вкусняшек мы приобрели палку сырокопченой колбасы, два вида хлеба и вкусный соус. И уже было решили идти дальше, как к магазину подрулили наши старые знакомые с Донбасса. Они как раз спустились с горы, и зашли в местный магазин за местным разливным пивом, которое судя по всему пользовались неплохим спросом не только у жителей окрестных деревень. В процессу диалога мы выяснили, что ребята выходят из похода. И завтра уже у них поезд из Львова. Кроме приятного общения и позитивных эмоций туристы с Донбасса навели нас на хорошую мысль. Они планировали после небольшого отдыха договориться с кем-нибудь из местных, чтобы переночевать в цивилизованных условиях, вымыться и побриться перед дальней дорогой. А затем на автобусе или частнике доехать до вокзала. Мы решили, что сделаем также. Пока же у нас было еще 2,5 суток, которые хотелось использовать для получения новых впечатлений. И они не заставили себя ждать.

Тепло распрощавшись с дружественными украинцами, мы двинулись в направлении Быстреца. Дорога неуклонно поднималась вверх, солнце из зенита наблюдало за нами всевидящим палящим оком, а ветер лишь изредка освежал мокрые лица. Но люди, спускающиеся нам нам навстречу, дарили надежду, что подъем когда-то закончится, и мы выйдем к своей цели.

Надежда начала иссякать, когда мы поднялись еще метров на 200 вверх. Тропа, проложенная лесовозом закончилась, и дальше шла только неширокая пешеходная тропка. Маршрутных меток видно не было уже давно. Да и сил с каждым пройденным шагом становилось все меньше, как впрочем, и питьевой воды. Отцы-командиры приняли решение сделать привал для рекогносцировки и определения нашего местоположения.

Долго гадать не пришлось. Уже спустя минут 5 после начала привала навстречу спустился пожилой мужчина в спортивной одежде с легким рюкзаком. он оказался постояльцем санатория, расположенного ниже, преподавателем высшей математике в одной из украинских ВУЗов, в прошлом активным туристом, бывавшем даже на приполярном Урале, а также знатоком Вед. Этот замечательный человек не только помог нам сориентироваться по карте. указал ближайший родник, но и созвонился с руководителем санатория, чтобы помочь нам выйти на тропу, а затем еще и прочитал краткую историю заселения Карпат и Украины с точки зрения ведической Вед. И как наш предыдущий собеседник много сказал про то, что на Западной Украине живут в общем очень даже неплохие люди, а истории про ксенофобию и оголтелый шовинизм вкупе с радикальным национализмом в большинстве своем есть выдумки политиканов.

Воодушевленные появившейся определенностью, мы попрощались с нашим спасителем, взвалили рюкзаки и пошли вверх. По предложенному варианту, предстояло подняться вверх до первой развилки с разметкой. А потом уже по размеченной тропе спуститься до нужной нам деревни. Чуть позже правоту совета подтверди и местный житель, которого мы встретили чуть дальше за сбором черники. Вот только сразу уйти на тропу нам мешал тот факт, что источники воды находятся выше и дальше своротка на тропу. Когда мы все-таки добрались до метки, лично мои силы кончились, да к тому же разболелась нога. Поэтому было принято решение, что мои спутники налегке отправятся за водой и в заодно в разведку, а я останусь караулить рюкзаки и копить силы для дальнейшего движения.

Но долго усидеть не удалось, и спустя буквально минут 15 не удержался и сходил в недалекую разведку по предполагаемому дальнейшему пути следования. тропа оказалась вполне натоптанной, проходимой и главное ведущей вниз. Слегка успокоенный этим фактом, я снова сел и принялся терпеливо ждать своих спутников. примерно минут через 20 следом за нами поднялась еще одна небольшая группа туристов с набором для пикника. Мне попеняли на не самое удачное место для привала, на что я даже слегка растерялся. Потому что место действительно было не очень. Крутой склон, огромные хвойные деревья с широкими кронами, узкая тропа. Поэтому буркнув что-то про то, что мы здесь ненадолго, я снова уткнулся в телефон.

Спустя примерно час после ухода спутников я начал переживать. До заката оставалось около 2,5 часов. Про себя уже начал прикидывать, как буду двигаться навстречу ребятам, как по очереди переносить рюкзаки. Но реализовать план не пришлось - разведчики вернулись. Черные губы и кончики пальцев подсказали мне причину задержки. Оказывается они не смогли пройти мимо черничника. И стало понятно, откуда тропа и почему здесь часто ходят местные. Возмущение причиной задержки заставило на некоторое время забыть о гудящих ногах.

Из этого дня я вынес два основных урока. Первый: иногда нужно находить в себе мужество, чтобы поворачивать назад. Второй: не хочешь заблудиться, следи внимательно за разметкой, не перекладывая это на других.

Пока же предстояло подниматься еще минут 15-20 до места, выбранного для ночлега. Им оказалась неширокая полянка с небольшим уклоном и прекрасным видом на панораму гор, по которым мы шли еще несколько дней назад. Натянули и закрепили тент, нарубили лапника, чтобы компенсировать уклон. Натаскали камней для очага и сушняка для костра. Разожгли огонь и приступили к приготовлению ужина. Сегодня у нас в меню оказалась свежекупленная колбаса, хлеб и шикарный соус. Приготовленное на костре блюдо лично для меня затмило ассортимент Макдональдса, А потом Карпатские горы слушали творчество Арии и Киша в нашем исполнении.

Когда же совсем стемнело, я лежал на пенке, глядя на звездное небо, очарованный его пульсирующей жизнью. Мистическое очарование млечного пути, неторопливый бег по небосклону потихоньку убывающей луны и быстрое перемигивание спутников, наполняло душу восторгом. А аккомпанемент шума ветра в верхушках деревьев лишь дополнял величие и волшебство картины.

Когда костер окончательно прогорел, мы пошли спать. Но очарование от увиденного осталось и перешло в сны. В эту ночь я спал практически не просыпаясь.

День девятый.

В это утро мне впервые захотелось обратно - в цивилизацию и домой.До этого подобные мысли не приходили даже в момент наивысшей усталости, умереть хотелось, а вот домой нет. Пока же было около 8 утра, в палатке было жарко, и мои соседи вставать явно не собирались. Поэтому я выбрался наружу, и спустя короткий промежуток времени отдался процессу поедания черники. Это продолжалось довольно долго. А еще утро запомнилось тем, что впервые за весь поход палатка оказалась сухой - ни росы, ни конденсата.

После завтрака попили чаю, причем я пил горячую воду с сахаром (на протяжении всего похода), чем сэкономил заветных пакетиков своим спутникам. И в итоге мы вполне уложились в 2 пачки чая на все 10 маршрутных дней. Сложили вещи, упаковали по рюкзакам и отправились обратно, чтобы спуститься по меченой тропе. С собой у нас было около литра воды - идти к источнику поленились. да и понадеялись, что источник встретится по дороге. А между тем день обещал быть весьма жарким. Лично меня радовало, что впереди предполагался только спуск - мы выходили из гор и подъемов больше не планировалось.

Мы вышли на тропу. Первое время она шла вниз довольно полого, но становилась все круче и круче. Вообще. спуск в горах это не такое простое дело, как может показаться. Не зря ведь после интенсивных тренировок спускаться сложнее, чем подниматься. Спуски сменялись подъемами, но высота неуклонно понижалась. Мы шли вперед, внимательно высматривая метки и источники воды. И если первые находились с завидным постоянством, то от вторых не было и следа. В отсутствии воды атмосфера накалялась. Я вообще остро переношу дефицит значимых вещей в своей жизни, и стараюсь компенсировать его при первой возможности. А тут всего около 0,7 литра воды на троих. Был введен режим жесткой экономии. Конечно же, тут же невыносимо захотелось пить. Солнце продолжало невыносимо палить из зенита, стоило нам выйти из тени деревьев на открытое место. Километры троп бесстрастно разворачивались под ноги, и только потеря высоты, да метки дарили надежду на скорую встречу с людьми и возможность пополнить запас живительной влаги.

В какой-то момент тропа уперлась в забор из поперечных жердин и такие же ворота. Мы потеряли метку, и какое-то время потратили на поиски, уйдя вдоль забора. Тропа скоро кончилась и пришлось вернуться. После недолгих поисков метка была обнаружена за забором. Порадовало, что на Западной Украине практически не строят сплошных ограждений, и в подавляющем большинстве случаев вполне себе можно разглядеть, что находится за той или иной оградой. Отмечу, что до искомой деревни, несмотря на то, что мы шли по маршрутной тропе, пришлось преодолеть никак не меньше 6 ворот, что скорее всего говорит о невысокой интенсивности использования именно этого маршрута. Хотя метки были довольно свежими.

После продолжительного блуждания по полям и лугам, а также пустующих домиков, мы все же нашли одно жилое строение с обитателем внутри. Это оказался предположительно перевалочный пункт для польских туристов. Аутентичный поляк с двухнедельной небритостью, одетый в трусы и футболку, весьма дружелюбно показал нам ближайший путь к деревне, а так же предложил набрать воды. после того, как мы напились, и набрали с собой две полные полуторалитровые бутылки, жизнь определенно стала ярче, лучше, красивее. Немного отдышавшись и отдохнув, поблагодарили служителя и продолжили спуск.

До деревни шли еще около часа, сбросив еще не меньше 100 метров. И пройдя еще через парочку ворот, наконец-то вошли в Быстрец. Перешли по мосту через одноименную речку и уперлись в школу. Вот и цивилизация! А вместе с ней и приятная освежающая прохлада, от текущей воды.

Практически сразу нам навстречу попались нарядно одетые люди. Сначала мы подумали, что это очередная свадьба, но судя по количеству местного населения, одетого как на праздник, дело было в чем-то другом. Когда проходили мимо местной церкви, то стало понятно, что это скорее всего какой-то праздник. За оградой костела перекликались около двух десятков мужчин и женщин в национальных костюмах, а напротив раскинулась небольшая ярмарка со всевозможными сувенирами. В свою очередь запыленные мы с большими рюкзаками за спиной были чужеродны сложившейся атмосфере и невольно ускоряли шаг, чтобы не портить своим видом праздник.

Особенно мне запомнилась юная девушка в красивом вечернем платье нежно-голубого цвета. Накрашенные ногти, подведенные глаза, прическа... и шпильки не менее 10 сантиметров. В городе она смотрелось бы впечатляюще, но на грунтовой горной дороге среди сельских пейзажей породила в моем сознании эффект разорвавшейся бомбы. Я искренне надеюсь, что она себе ничего не подвернула, ходя в настолько неподходящей обуви по поселку.

Через некоторое время ходьбы по деревне ноги выразили протест и потребовали привала. Который и был организован в тени дерева у реки. Я не смог сдержать соблазна, и поскольку был в сандалиях, то не разуваясь вошел в воду. Ощущения были феерические, даже сложно сравнить это удовольствие от прикосновений тугих прохладных струй к горячим натруженным стопам. Минут 5 я боролся с нежеланием выходить берег. И хоть до предполагаемого места ночлега оставалось не так много, вот только уверенности, что оно подойдет не было. Поэтому к кемпингу нужно было выйти с запасом по времени, чтобы в случае чего успеть до захода найти другую подходящую стоянку. И мы пошли дальше.

Дошли до Т-образной развилки, где повернули направо. А на самом перекрестке стояло несколько микроавтобусов. Рядом с ними у реки какой-то мужчина, видимо  инструктор, наставлял группу молодежи в спас-жилетах. Так мы вышли к участку, где русло расширялось, углублялось и было пригодно для сплава. За этот и следующий день мы видел несколько групп рафтеров, видимо маршрут этот весьма популярен для водного туризма.

Следующей остановкой стал собственно кемпинг, который на меня произвел впечатление вполне себе приличного места не только для ночевки или дневки, но и для того, чтобы остановиться на нем на несколько дней. Что собственно и сделали две семьи, заняв примерно треть площадки. Мы с ними познакомились, а затем заняли один из углов площадки и поставили палатку. Затем ребята налегке ушли в ближайшую деревню в магазин и заодно на разведку. Ведь уже вечером следующего дня нам нужно было оказаться в каком-нибудь крупном поселке вроде Варохты. А я по привычке остался караулить лагерь, и между делом решил искупаться.

Ребята, которые стояли здесь лагерем не просто огородили себе площадку, но и сделали удобный спуск к реке, вырубив в земле ступени и натянув вдоль них канат. Я с разрешения воспользовался этим путем, чтобы выйти к воде. С удовольствием не только вымылся, но и поплескался, и даже успел немного постирать. Затем вернулся к палатке, и не успел обсушиться. как вернулись мои друзья с целым пакетом еды и мороженым для меня - вторым за поход.

Затем был короткий сон-час. После него сходили за водой, набрали дров. развели костер и приготовили ужин. На этот раз в меню попали жареные сардельки с жареным хлебом и на десерт жареный зефир. Особый шарм трапезе придавала возможность есть сидя на нормальных скамейках за нормальным столом. После недели приема пищи, сидя на земле, это казалось верхом комфорта. Вообще, поход это отличная возможность по-новому оценить самые привычные вещи. И этот дневник я начинал писать, лежа на коврике в палатке, а заканчиваю сидя за столом.

Ужин прошел на ура. Тем более, что основные блюда и десерт мы запивали соком, разбавленным водой в пропорции 1 к 1. Мне этот напиток понравился так, что решил и в дальнейшей жизни не отказываться от него.  После принятия пищи настроение поднялось еще выше, и до полуночи мы выплескивали свой позитив, дружно исполняя эльфийские песни. Я несколько переживал за комфорт наших соседей по кемпингу, но судя по отсутствию претензий их наше вдохновленно музицирование не напрягло.

Кстати, в этот же день. почти сразу после установки палатки мы познакомились с ребятами, отправившимися покорять велосипедные маршруты Закарпатья. В их планах значилась даже Говерла, и я как человек, прошедший Черногорский хребет, пожелал им успеха в этом предприятии.

День десятый.

Утро началось с мыслей, что мы выходим из похода, и что это была скорее всего последняя ночевка в палатке. Но сожаления по этому поводу не было. Скорее было волнение и ожидания от того, что день грядущий нам готовил.

После завтрака собрались на короткое совещание. Первым пунктом постановили отдать оставшиеся не скоропортящиеся продукты соседям по кемпингу. Он был выполнен с небольшими поправками. За тушенку, макароны и подсолнечное масло нам выдали кулек с конфетами и полулитровую банку пива. С учетом того, что рюкзаки стали легче, обмен был признан успешным. Вторым пунктом определили, что выходим на трассу и двигаем в сторону Варохты от одной автобусной остановке к другой, стараясь не упустить нужный автобус. И единогласно приняли программу к выполнению.

Пока привычно сворачивали лагерь, к нам подтянулся представитель старшего поколения соседей-туристов. Рассказал нам, что некогда отучился в СССР, а затем вернулся на родину. Затем поведал. что к русским здесь относятся хорошо, безо всякого негатива или предубеждения. Потом беседа плавно перетекла в русло сравнения социально-экономических особенностях в наших странах на потребительско-обывательском уровне. В результате пришли к выводу, что сходства у нас больше. чем различий, а значит все славяне - братья. И на этом трогательном моменте мы распрощались, и “каждый пошел своею дорогой. а поезд пошел своей”.

Каждый пройденный километр приближал нас к цивилизации: сначала появился асфальт, затем бордюры, капитальные мосты, построенные скорее всего совсем недавно. Стали чаще попадаться магазины, ассортимент которых становился шире. И вместе с тем увеличивалось количество как встречного, так и попутного транспорта. и вот наконец мы выбрались на трассу, отмеченную на карте. И на перекрестке возвышалось капитальное каменное строение с магазином внутри. Оно выглядело неким противопоставлением тем продуктовым ларькам из дерева и металла, которые мы встречали до этого у отрогов гор.  И купив вкусной местной газировки, провели рекогносцировку с помощью опроса местных. Выяснилось, что рейсовый автобус, способный довезти нас, как до Варохты, так и до Ивано-Франковска, будет еще только через час. Посовещавшись, решили не ждать его на месте, а идти по направлению к поселку, тем более, что до него оставалось не больше 20 км. И при самом грустном раскладе, к вечеру вполне реально было бы добраться пешком.

В автобус мы сели, пройдя около 4-5 километров по трассе. за это время понаблюдали патриархальную жизнь местных жителей. По сравнению с деревнями, расположенными дальше от областного центра, здесь чаще встречались магазины, придорожные кафе, а дома выглядели явно побогаче. Кроме того, встречались практически сплошные изгороди, так знакомые по родной России, да и вместо бруса в некоторых строениях использовался песчаник, кирпич и даже в одном случае пенобетон. Решили, что из пенобетона строит себе загородную резиденцию какой-то очень обеспеченный человек или выходец из России. Кроме того, наблюдали весьма забавную картину с участием коров. Местная жительница гнала 3 коров и быка вдоль дороги, видимо, куда-то поближе к дому или загону. По трассе навстречу ехал огромный-преогромный лесовоз. И одна корова вместе с быком почему-то вышли прямо навстречу - под колеса машине. Водитель успел оттормозиться. но животные и не думали уступать дорогу. А когда раздался звук клаксона, приличествующий пароходной сирене, парнокопытные отпрыгнули, но бык при это выставил рога, и как будто собрался атаковать лесовоз. Но тут подоспела хозяйка и с помощью хворостины  наставила живность на путь истинный.

Пешая часть маршрута подошла к концу. нам предстояло проехать около 15 км до Варохты. А на следующий день около 100 км до Иван-Франковска. Лично я не расстроился. За 9 дней маршрута мы прошли около 90 километров по пересеченной местности с перепадом высот до 1000 метров в день. Об этом я думал, сидя в автобусе с рюкзаком на коленях, и между делом пытался смотреть в окно. Но поскольку сидел у прохода то первое получалось лучше, чем второе. Примерно за полчаса преодолели расстояние, которое пришлось бы пешком идти 4-5 часов, и всего-то за 10 гривен. И высадились около центра Варохты с намерением найти приличное обиталище на предстоящие сутки, чтобы привести себя в порядок.

Место для ночлега отыскалось не сразу, но зато это был полу-люкс стоимостью в 200 гривен за сутки.  Мягкие кровати, душевая кабина с горячей водой, нормальный унитаз, телевизор - достижения цивилизации открылись в новом ключе. Прежде привычные атрибуты жизни стали едва ли не роскошью. Даже гудевшие до этого ноги, вдруг замолчали.

Между потребностями в еде и чистоте отдали предпочтение в реализации первой. А с учетом того, что в течении похода никто из нас не брился, это оказалось весьма нелишним. И спустя менее, чем час мы отмытые, гладко выбритые, улыбчивые и чисто одетые, вышли в свет на поиск цивилизованного места для ужина. Подходящее кафе нашли не сразу, но зато едва войдя внутрь, я оказался под впечатлением от аутентичного дизайна и девушки-официантки, которая как и многие местные жители по-русски не говорила. Правда это не помешало нам сделать заказ. Лично я остановился на "борще по-гуцульски" - без картошки, но с немаленьким куском баранины, фирменного блюда - драников в горшочках, а также 2-х полулитровых кружек невероятно вкусного кваса. И пока готовили наш заказ, отдался созерцанию сначала местных интерьеров, а потом и телевизору.

Атмосфера кафе была очень уютная. Люстры, стилизованные под тележные колеса, стены с обилием деревянных элементов, головы животных на стенах, ничуть не портили впечатление. И даже плазменный телевизор под потолком не раздражал. А невероятно вкусная еда лишь усилила впечатление от магии вечера и сделала более острым чувство возвращение в лоно цивилизации. За грех чревоугодия мы отдали 200 гривен, но после недели питания на костре было бы не жалко и большей суммы. Рассчитавшись с гостеприимной официанткой, довольные и счастливые мы вышли наружу. На повестке  дня стояла покупка карта оплаты для сотовой связи, чтобы позвонить родным и сообщить, как нам хорошо. Но поскольку шел восьмой час вечера, то карточку мы не купили, зато попали в сувенирную лавку, где я купил несколько сувенирных магнитиков с местными достопримечательностями.

Затем мы сходили на ж/д станцию, чтобы купить билеты на дизельную электричку до Ивано-Франковска. Уж очень нас заинтересовали эти маленькие составы с двумя локомотивами и одним вагоном между ними. Но с первого раза это сделать не удалось: оказывается билеты продаются в день отправления незадолго до прихода поезда. И сфотографировав несколько интересных видов, мы вернулись в арендованные хоромы. Я припал к зарядившейся за время нашего отсутствия читалке, и окунулся в мир фантастики Головачева. Причем настолько глубоко, что незаметно для самого себя уснул.

Отдельно хочется сказать про наши перипетии с сотовой связью. Сразу по приезду мы купили пакет МТС-турист. Тариф был выбран в связи с очень демократичными ценами на звонки в Россию. На телефоны абонентов МТС 25 копеек за минуту, на телефоны других операторов - 75 копеек за минуту. На балансе было около 20 гривен, да еще дополнительно положили 100, чтобы ни в чем себе не отказывать. Но уже через день выяснилось, что деньги подошли к концу. только спустя несколько дней мы разобрались, в чем было дело. Оказывается, что данный тариф действует на территории 5 области. а поднявшись на Говерлу, мы попали в зону действия области, не входящей в это число. Т. е. оказались в роуминге, и принесли неплохой профит сотовому оператору. А после спуска с хребта, когда мы вернулись в "родной" регион, то до самой Варохты не было связи, несмотря на наличие ретрансляционных вышек. Как нам объяснили местные жители, в этих районах более стабильной является связь, предоставляемая "Киевстаром". Таким образом, мы оказались жертвами рекламы, и я хочу предупредить туристов, планирующих поход по Карпатам, предварительно выяснить зону покрытия потенциальных операторов, чтобы не оказаться без связи.