Еще немного о "Жилой единице".
В предыдущем посте мы добрались только до лифтов, теперь побродим по коридорам и по крыше. Ну, и в квартиры заглянем.
Как обычно, подробности - в подписях к фотографиям, но прежде чем вы отправитесь на прогулку по дому, я хотела бы в качестве послесловия привести здесь слова самого Ле Корбюзье. Всем известна его фраза: "дом - это машина для жилья"; для демонстрации его якобы сугубо утилитарного подхода к строительству, ее обычно бездумно используют, вырывая из контекста. На самом деле его высказывание полностью звучит так: "«Дом имеет два назначения. Во-первых, это машина для обитания, работы, удобства жизни… но кроме того, это - место для обиталища красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».
Вид на "Жилую единицу". Сейчас кварталы вокруг здания застроены гораздо гуще, плотнее. В 1950-е вокруг не было крупных магазинов, но все равно потенциальных арендаторов-хозяев торговых точек не особо прельщала перспектива обслуживать только жильцов дома. Галерею бутиков расположили на третьем-четвертом этажах, то есть вход предполагался не с улицы, и очередь из желающих не выстроилась, к тому же помещения под торговые точки было решено сразу продавать, а не сдавать в аренду
Это яркая демонстрация образцового (по мнению Корбю) общественного пространства - широкая "улица" с магазинами и длинный ряд каменных скамей. Кстати, один из сетевых супермаркетов "Карфюр" здесь работал до относительно недавнего времени. Представляете как удобно? - идешь себе в пижаме и клетчатых тапках за пивком и чипсами! Сейчас здесь офисы и несколько магазинчиков.
Вход на галерею бутиков.
Фотосессия 1951 года, дом еще не сдан. Тогда сделали открытым доступ для публичных посещений в пару квартир, обставленных типовой мебелью, но это не квартира, а галерея бутиков. Парочка разместилась на подушках поверх каменных скамей - без подушек сильно мерзнет попа.
Еще одно общественное пространство - для конференций и других мероприятий. Оно сдается и сейчас под всякое такое.
Небольшая кондитерская на третьем этаже
Художественный салон
Магазин сувениров и книг
Кабинет парамедицинских услуг (типа кинезиотерапии - в Марселе такого добра больше, чем полицейских)
Ресторан-бар отеля "Ле Корбюзье", верхний уровень. Кофе у них хороший.
Ресторан расположен на двух уровнях. Это нижний.
Нижний уровень ресторана
Лестница на второй уровень
Второй уровень ресторана
Терраса ресторана
Ручка на двери на террасу
Коридор третьего этажа
Симпатичным ящиком для доставки еды снабжена каждая квартира.
На архивном фото можно видеть, что ранее у входа был еще один ящик - для доставки льда: в 1950-е холодильник себе мог позволить далеко не каждый. На фото, собственно, доставщик льда.
Дверная ручка и замочек. Там еще звонок есть, посмотрите на других фотках ниже. Аутентичные.
Почтовые ящики. На каждом этаже свой.
Здесь уже чуть другие двери. Как я понимаю, это кабинеты и офисы сейчас. На многих дверях таблички: сплошь психологи, дантисты и архитекторы, средняя буржуазия. Изначально в дом предполагалось селить очень и очень средний класс, 80 квартир сразу закупили разные государственные конторы для своих сотрудников. Много квартир заселили теми, кто потерял жилье из-за разрушений во время Второй мировой войны.
Недавно одну из небольших квартир продали примерно за 750 000 евро.
Несколько квартир сейчас переоборудованы под номера отеля и сдаются приезжим.
Мусоропровод. Мусороприемник сейчас заварен. Он, кстати, относительно небольшой.
В комнатах отеля проводилась уборка, некоторые комнаты были открыты, но я не решилась туда заглядывать - нехорошо это как-то, да и через дверь видно, что номера переоборудованы, сильно отличаются от аутентичных квартир.
Входные двери разных цветов. Над каждой светильник.
Лестничная клетка
Лестничная клетка
Лампы над дверями обычного белого цвета, хоть и кажутся цветными. На самом деле, цвет придают двери.
Теперь идем на крышу. Эта часть закрыта для туристов, доступ только для жильцов и их детей; бассейн-лягушатник предназначен именно для последних. На последнем этаже располагается детский садик, как и во времена Ле Корбюзье, детей сюда приводят летом поплескаться, да и вообще погулять по крыше. Бордюры довольно высокие, чтобы никто не сиганул с крыши.
Еще бассейн. Я прошла в эту зону без спроса, но уж больно любопытно было. Кроме того, в этот день моросило, на крыше вообще никого не было, кроме меня.
Вентиляционные трубы похожи на трубы парохода.
В этом павильоне когда-то был спорт-зал.
Теперь здесь пространство для выставок и перфомансов
Вид на знаменитый стадион "Оранж-Велодром".
Детский садик на выгуле. Архивная фотография.
Корбю и Лилетт Рипер - владелица квартиры №50, воспитательница местного детского сада. Она прожила в доме 47 лет - практически с самого его заселения до своей смерти в 2000 году. Лилетт приятельствовала с Корбюзье и была его преданной поклонницей. В своей квартире она ничего не меняла, стараясь сохранить все таким, каким задумал мастер, только посудомоечную машину на кухне установила вместо кулера. Когда рядом с Единицей пытались построить какую-то халабуду, она подняла шум, списалась с Ле Корбюзье, и стройку запретили. Лилетт была бездетной и очень переживала по поводу того, что после ее смерти квартиру переделают, и от наследия Корбю ничего не останется. Вроде бы после консультаций юристов она особым образом составила завещание. Нынешние хозяева квартиры - люди артистичные. Они чуть ли не каждых год нанимают дизайнеров, чтобы по-новому украсить интерьер, но кардинально ничего не перестраивают. Каждый год они на пару месяцев открывают доступ в квартиру по предварительной записи. Все никак туда не попаду.
Корбю и министр развития на крыше дома в день его открытия.
Офис в одном из павильонов на крыше.
Летом здесь всегда дует ветер, поэтому гулять здесь в жару - одно удовольствие.
Висячие сады
В последний раз, когда я здесь была, из трубы шел дым
Теперь посмотрим фоточки квартир. Это все также рекламная фотосессия 1951 года.
Девушка на предыдущей фотографии держит вот этот рекламный проспект.
Кухня экспонируется в одном из художественных салонов, так что я смогла ее сфотографировать. Это типичная корпусная кухня, которую разработала Шарлотта Перриан, но первую корпусную кухню ("Франкфуртская кухня") придумала в 1926 году Маргарете Шютте-Лихоцки. Все компактно, все под рукой, и здесь есть все, что нужно. Я смотрела несколько интервью с жильцами, притензии у них есть к чему угодно в квартире, только не к кухне. Разве что освещения зимой маловато - кухня расположена у входа, далеко от окна. Но, думаю, это актуально только в редкие пасмурные дни. Чего-чего, а солнца в Марселе предостаточно!
Кухня на старой фотографии.
Еще кухня. Здесь видно, что она сразу у входа.
Корбюзье всегда любил раздвижные двери, в вот этом буфете-перегородке их две - внутренняя и наружная. Можно раздвинуть обе и через образовавшееся отверстие подавать еду в комнату.
Еще кухня. Вообще идея кухни, совмещенной со столовой, сейчас уже не нова, это широко распространено и в современной застройке. А вообще Ле Корбюзье очень пропагандировал квартиры-студии. Сейчас я живу в такой студии - вполне ничего, если живет один человек или молодая пара.
Еще кухня Видно раздвинутые дверцы.
Фото демонстрирует ужен семьи. Дубовый стол полностью складывался и прятался во встроенный шкаф.
Один из балконов
Квартира №50, той самой учительницы. На втором уровне - спальня.
Видны раздвижные двери, ведущие на балкон
Двухуровневая квартира. Сквозные решетки-"солнцерезы" мастер использовал в своих работах очень широко.
Комната с аутентичным дизайном
Комната с аутентичным дизайном, двери на террасу раздвинуты
А это детская - главная претензия жильцов: слишком узкая и длинная.
Раздвижные перегородки позволяли объединить или разъединить все пространства квартиры по воле жильца
Еще квартира
Второй уровень. Здесь, похоже, решили не делать спальню
Хоть детская и была слишком узкоя, зато раздвижная дверь была покрыта специальным черным составом, как классная доска. На ней можно было рисовать мелом!
Спальня на втором уровне
Здесь видно, что двери на балкон-террасу можно было полностью раздвинуть, объединив пространства двух помещений. Широкий и высокий порожек превращался с удобную скамью.
Лестница-трап ведет на второй уровень
Библиотека
Две детские, разделенные раздвижной перегородкой. Напомню, тут еще и потолки 2,26
Мероприятия в ходе Фестиваля абстрактного искусства в 1956 году. Выступления балета Le Teck на крыше. На сцене - Морис Бежар (уроженец Марселя, кстати, как и братья Петипа) и Мишель Сеньоре.
Афиша фестиваля абстрактного искусства в 1956 года с изображением "Жилой Единицы"
Выставки в ходе Фестиваля абстрактного искусства в 1956 году
Выставки в ходе Фестиваля абстрактного искусства в 1956 году