Итак, по немногочисленным просьбам рассказываю про "Unité d'Habitation", или "Жилую Единицу" - культовую многоэтажку, построенную в Марселе на начале 1950-х отцом современной архитектуры Ле Корбюзье. Здание в городе называют просто "Ле Корбюзье", или "Cité radieuse" ("Лучезарный город"), или "Фада" (что значит "Дурноватая" на провансальском) - последнее прозвище красноречиво демонстрирует отношение достаточно консервативных марсельцев к новомодной постройке на момент ее появления в городе. Фоток будет много, как-никак я две книжки, посвященные дому, в местной библиотеке взяла, так что бью на два поста.
На фото - Ле Корбюзье (слева) и Эжен Клод Пети (министр реконструкции и развития) на торжественном открытии дома 14 октября 1952 года. Министр поддерживал Ле Корбюзье на протяжении всего трудного и спорного строительства. У проекта была масса противников еще на этапе его предварительного обсуждения, а уж после окончания строительства в прессе началась настоящая травля. Архитектора обзывали инквизитором и сравнивали его идею социального жилья с концентрационными лагерями. Изначально в разрушенном войной Марселе планировалось возвести 4 таких дома, но с трудом закончили строительство первого, ставшего единственным. Не смотря на острый дефицит жилья в городе, противоречивый проект не прижился.
Парадный фасад дома. Видно, что здание ассиметрично, сооружения на крыше придают ему сходство с пароходом. Если посмотреться, можно заметить, что балконы разные по ширине - в доме имеется 337 квартира 23 разных типов, большая часть из них - двухуровневые. Ле Корбюзье (или Корбю, как его называли близкие и ученики) создал понятие "жилой ячейки" - квартиры. Ячейки вложены в несущую конструкцию, как элементы электронной игра "тетрис". Корбю называл это "бутылки в бутылочнице" (на французском это звучит элегантнее, на русском полная фраза достаточно тяжеловесна: "бутылки, лежащие на полках в винном погребе".
Жан Пруве и Шарлотта Перриан. Шарлотта Перриан - архитектор и дизайнер, активно участвовала в творческом проекте. Ей принадлежит дизайн мебели, а именно, стульев и кресел, а также многих предметов интерьера жилых помещений, таких как раздвижные двери в детских комнатах или на кухне. Жан Пруве участвовал в планировке жилых комнат, В частности, он придумал лестницу-трап, ведущую на второй уровень.
Некоторые типы квартир в доме. Те, которые подлиннее - сквозные, окна выходят по обе стороны дома: на холмы и на море.
Итак, 337 квартир 23 различных типов , классифицированных от A до H. Они предназначены для размещения семей от 1 до 10 человек. Ячейка A площадью 15,50 м² является базовым модулем. Тип B состоит из 2 смежных ячеек A и т. д. до типа H площадью 203 м². Дом планировался на 1600 жителей, но в реальности сейчас здесь проживает в 4 раза меньше народа, насколько я знаю.
Цветовая палитра, используемая архитекторами для дизайна здания и интерьеров. К сожалению, многие квартиры неоднократно перепланировались жильцами, хоть и с некоторыми оговоренными ограничениями, но сохранилось несколько, которые выглядят практически также, как при Корбю.
Строительство дома почти закончено.
Первыми постройками, которые создал Ле Корбюзье, были дорогие виллы - новаторские и лаконичные по дизайну, но, несомненно, буржуазные, что заметно противоречило вполне себе социалистическим идеям архитектора, которых он придерживался всю жизнь. Ему хотелось создать такое здание, в котором отдельная вилла была бы у каждого жильца. Он назвал это "вертикальной деревней", а позднее - "лучезарным городом".
Это зарисовка Ле Корбюзье 1920-30-х годов. Идея объединить общественные и индивидуальные пространства в одной постройке возникла у него давно. Он создал массу проектов на бумаге, зачастую абсолютно фантастических, окончательный план "Лучезарного города" у него сложился только тогда, когда он получил конкретный заказ в Марселе и приступил к разработке. Многие детали прорабатывались на ходу, что неизбежно породило кое-какие "косяки". Основной проблемой было недостаточное финансирование, которое несколько раз урезалось в ходе строительства, и острая нехватка квалифицированных кадров.
Колористическое решение фасада очень сдержанное - светло-серый бетон смотрелся бы совсем скучно, если бы не разноцветная окраска боковых стен в лоджиях. Большинство туристов из бывшего СНГ, увидев культовое здание на экскурсии, обычно восклицают: "Ну, дом! У нас такого серого унылого барахла полно! Совсем как Советский Союз!". Тут надо понимать, насколько революционным был проект для своего времени! Ничего подобного до этого никогда не строили. Кроме того, внешняя сдержанность скрывает за собой весьма инновационную необыкновенную "начинку" - Ле Корбюзье решил объединить в здании жилье со всеми необходимыми службами: спортзалом, библиотекой, магазином, прачечной, детским садиком и даже отелем на крыше. Был здесь кабинет врача, библиотека, галерея бутиков, зал для представлений и конференций и помещения для хранения всякого-разного. Справедливости ради отметим, что советская застройка и работы Корбюзье все-таки связаны и кое-каких идей он понахватался - Корбю строил в Союзе офисное здание Центросоюза и очень впечатлился "домом-пароходом", зданием Наркомфина Моисея Гинсбурга. Проекты социального жилья со встроенными службами пытались воплотить в 30-х годах во время застройки таких промышленных гигантов, как Запорожье и Днепр.
Также Корбю очень впечатлили шведские проекты, созданные в 1930-х годах для проектов жилья в пригороде Стокгольма архитектором Свеном Маркелиусом, сочетающие массовое жилье с рестораном, спортзалом, солярием, читальнями и игровыми комнатами. В 1934 году тот же архитектор завершил комплекс из пятидесяти шести жилых домов в Стокгольме (6, John Ericssonsgatan), дополненных детской, коллективной кухней, продуктовым магазином и грузовыми лифтами. Управляемое кооперативом, это здание, привлекающее внимание прогрессивных интеллектуальных кругов, представляет собой коллективный дом, «другую форму жилья», отвечающую напряженности, возникающей между оплачиваемой работой.
Еще в 1920-х годах Корбюзье сформулировал новаторские "Пять отправных точек современной архитектуры": 1) Столбы-опоры. При этом дом приподнят над землей, и освобождается под ним - для сада или стоянки автомобилей. Под "Жилой единицей" со стороны другого крыла располагается паркинг для мотоциклов.
2) Плоская крыша-терраса, которую можно вполне функционально использовать. Он чуть ли не первым стал делать такие крыши, причем по неопытности изначально не использовал гидроизоляцию, поэтому крыша почти сразу начинала протекать. В доме в Марселе с этим уже все в порядке - за 30 лет карьеры мастер набрался опыта. Крыша у здания просторная, на ней много чего имеется, покажу в другом посте.
3) Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.
3) Ленточное остекление. Благодаря каркасной конструкции здания, несущие нагрузки с наружных стен снимаются, их можно стеклить, как угодно.
5) Свободный фасад. Наружные стены из-за снятой с них нагрузки можно строить из любого материала.
Все эти принципы применялись и при строительстве "Жилой единицы".
Удивительно, как свежо до сих пор смотрится здание, которому же больше 70 лет!
Как установили историки, идея подобной организации жилья берет свое начало в путешествии архитектора Шарля-Эдуара Жаннере в Тоскану осенью 1907 г., когда, после посещения монастыря Эммы , где он видит, что кельи монахов начерчены буквой L вокруг небольшого сада, он пишет своим родителям: "Я нашел решение однотипного рабочего дома». В зарисовках, опубликованных Жаном Пети, он отмечает: «принцип организации келий в монастыре Эммы прекрасно подойдет для рабочих домов. Удивительное спокойствие!».
Этапы строительства. Видна технология закладки тепло- и звукоизоляции. Враги Корбю обвиняли его, что его дом, как воплощение социальной утопии, лишит жильцов возможности уединиться, сохранить интимность в виду близости общественных пространств. Автор одной из статей, обличающей Ле Корбюзье, начал свой гневный опус с этого, но закончил тем, что жильцы в своих отдельных жилищах-ячейках будут пребывать "в трагическом одиночестве".
Один из первоначальных проектов. Еще нет сооружений на крыше.
Строительство дома.
Квартиры-ячейки изготавливались практически кустарным способом прямо на месте строительства, что противоречило самой идее быстрого типового строительства. Изначально Корбюзье пытался найти способ заводского изготовления цельных ячеек, однако от этой идеи пришлось отказаться по многим причинам: их транспортировка потребовала бы огромных ресурсов, не ясно было, как в них интегрировать водопроводные трубы, кроме того, при таком производстве стены получались бы намного толще, что еще уменьшило бы площадь и высоту жилья. Так что строили долго, нудно и местами довольно криворуко.
Окончательная схема проекта
Рисунки Корбю. Если присмотреться и посчитать, можно увидеть, что в доме 17 уровней, но всего 7 коридоров (в "Лучезарном городе" их называют "улицами").
Один из рисунков Корбю, демонстрирующий кухню в развертке. Интерьеры тоже будут в следующем посте. Вообще подготовка к работе была начата еще в середине 1940х, она состояла из бесчисленных чертежей - две тысячи семьсот восемьдесят пять!
Пикассо в Гостях у Корбю на строительстве дома. 1949 год.
Рисунок дома, ранний - 1945 года, потом проект значительно был переработан. Изначально Корбю хотел делать каркас из стали, но не хватило средств. Сделали из железобетона.
Здесь наглядно демонстрируется, как взаимно расположены "ячейки" - по принципу инь-янь, внутри их пронизывает общий коридор-улица.
Схема ячейки.
Рисунок ячейки в журнале, изданном во время строительства. Демонстрируется принцип "бутылки на полке". Он реально хотел, чтобы их делали отдельно, как детальки конструктора, которые потом можно было бы вкладывать в каркас.
В солнечный день "город" действительно "лучезарный"!
Здесь видны колонны-опоры.
Опор 34 - 17 пар.
Каждая из бетонных опор держит вес ок. 2000 тонн
Один из боковых фасадов - глухой, без окон - с этой стороны дует мистраль.
Вокруг дома разбит тенистый парк. Также есть детская площадка и отдельная площадка для собак, ранее здесь были и общие огороды.
Это "Модулор"- собственная система масштабов, созданная Корбю. Это небольшой витражик в холле на нулевом этаже. Мужик изображает стандартного мужика ростом около 6 футов (182,8 см). Вокруг него строились все расчеты.
Система "Модулор" - мужская фигура с поднятой рукой. Далее следовали «красный» и «синей» ряд величин, рассчитанных с учетом «золотого сечения и чисел Фибоначчи. «Красный ряд» - рост мужчины около 6 футов (182,8 см), с поднятой рукой - 226 см. Это и есть высота потолка. Все размеры «Жилой единицы» соответствуют шкалам Модулора. Эти расчеты определили высоту дома - 56 м, ширину 24 м и ширину - 120 м (что, как написано на сайте объединения жильцов дома, «равно 12 выложенным в линию китам и 12 наложенным друг на друга жирафам»). Все "бывшие советские" обычно фукают - в стандартной квартире потолок был выше - 240 см.
Барельефы с Модулорами на фасаде. Издали они кажутся мелкими, но когда к ним приближаешься, видно, что фигура Модулора изображена в натуральную величину человеческого роста.
Модулоры
Наружное оформление пространства холла.
Фото, изображающее деревянную опалубку при заливке опор. От досок на поверхности до сих пор сохранились следы-полоски.
Опоры закончены, строят этажи.
Торжественная делегация (Корбю слева) у опор в день открытия.
Вообще, при ближайшем рассмотрении, видно много дефектов заливки бетона. Ле Корбюзье это не смущало, он считал, что дефекты - это живописно: «Ведь у мужчин и женщин вы не замечаете морщин и родимых пятен, кривых носов, бесчисленных странностей... Дефекты гуманны; они - это мы сами, наша повседневная жизнь».
Первый символический камень, заложенный при начале строительства дома
Создание Первого камня скульптором. Вообще Корбю, конечно, работал не один. Для строительства здания он создал Atelier des Bâtisseurs (AtBat), которое объединило архитекторов и инженеров во главе с инженером российского происхождения Владимиром Бодянским . Также с ним сотрудничали архитекторы Андре Вогенски, Жорж Кандилис и Жак Массон.
Первый камень
Уличный светильник
Вход в подъезд
Холл нулевого этажа
Решетка-витраж в холле
Почтовый ящик
Лифт. Туристам открыт доступ на 3 и 4 этаж и на крышу.
Лифт
Лифтовая площадка
Лифтовая площадка. Ну все, как-то я притомилась. По квартирам пройдемся в следующий раз.
Кого интересует современная архитектура, я в свое время
сделала фильм, там есть и о Корбюзье.