Ла-Сьота - очаровательный городок на Лазурном берегу на 35 000 человек, расположенный между Марселем и Тулоном - в 25 км от одного, и столько же - от другого. Здесь имеется много примечательного: есть ряд интересных старинных храмов, старый порт окружают живописные узкие улочки, есть здесь верфь, где строят шикарные яхты, и, конечно, природа - в Ла-Сьота имеется бухта, относящаяся к Клубу самых красивых бухт в мире (есть и такой, оказывается). Но я рассажу о том, чем Ла-Сьота знаменита на весь мир: здесь, по сути, был снят первый блокбастер в мире!
В Ла-Сьота французские братья Луи и Огюст Люмьеры сняли свой знаменитый на весь мир фильм «Прибытие поезда на вокзал в Ла-Сьота». Фильм настолько знаменит, что его долгое время считали первым фильмом в мире (что неправда), потом первым фильмом, показанным на публике (тоже нет), а потом первым фильмом, за показ которого брали платные билеты (тоже, как оказалось, нет).
А вот кинотеатр «Эдем», в котором проходил один из первых платных киносеансов этого фильма, до сих пор сохранился и существует именно как кинотеатр. Правда, теперь это скорее кино-клуб с лекториями, презентациями и фестивальными показами. «Эдем» не строился специально, как кинотеатр, просто Люмьеры использовали его для кинопоказа, до этого он использовался для концертов, спектаклей и даже боксерских поединков.
Братья Люмьер в детстве.
Братьям Люмьер на роду было написано стать родоначальниками кинематографа: во-первых, их фамилия обозначает «свет», во-вторых, это была династия, их отец Антуан Люмьер начал экспериментировать с фотографией с фотографией еще в 1860-х.
Антуан Люмьер в своем фото-ателье.
Родом Антуан был из сельской местности, оба его родителя умерли, когда он был подростком, начинал он, как помощник плотника, затем научился рисовать вывески. Став художником-оформителем, он познакомился и подружился со знаменитым фотографом и карикатуристом Недаром и даже нарисовал вывеску для его мастерской. Видимо, именно Надар и увлек его фотографией.
Антуан Люмьер с сыновьями Луи (слева) и Огюстом, у братьев 2 года разницы в возрасте
Женившись, Люмьер вначале пытался открыть дело в Лионе или Париже, но семье Люмьер на заре карьеры Антуана была не по карману жизнь в столице, и они переехали в Безансон, где и родились два сына - Луи и Огюст. Всего в семье Люмьер было 6 детей - еще три сестры и самый младший брат.
Кинотеатр «Эдем» в Ла-Сьота
Отец долгое время зарабатывал на жизнь фотографией. В то время это было относительно молодое ремесло - всего 40 лет назад была сделана первая фотография, да и то ее сложно было назвать полноценным фото - так, размытый отпечаток. Разъезжая по округе, Люмьер делал фотопортреты на заказ - тогда это было довольно дорогое удовольствие. Эксперименты с фото-технологиями и со светочувствительными составами в то время продолжались, и именно в этом Антуан преуспел. Во время войны Франции с Пруссией в он в 1869 году переехал с Востока страны в Лион, подальше от боевых действий, и открывает здесь свое фотоателье.
Макет кинотеатра в музее Ла-Сьота
Правда, фотографирование вскоре отодвигается на второй план и становиться для него просто хобби, так как основной доход Антуан получает с продажи готовых фотопластинок, которые он сам и производит - в то время фотографией увлекается все больше обеспеченных людей, для этого требуется все большее и большее количество расходников. Дело Люмьера-старшего ширится, он с детства привлекает сыновей к изготовлению пластинок, так как от количества рабочих рук зависят продажи и выручка. Поначалу семья работает в небольшой комнате в подвале дома, почти в темноте, со скудной оранжевой подсветкой, причем электричество тогда не поставлялось городом бесперебойно, и чтобы обеспечить его постоянное наличие, Антуан оборудовал мастерскую электростанцией. Они работают до упаду, что дает свои плоды - дело приносит большие доходы, и вскоре Антуан уже может себе позволить нанять рабочих.
Кадр из фильма «Детская еда»
Там временем Люмьеры-младшие, зараженные энтузиазмом своего отца, получают инженерное образование и начинают привносить в семейный бизнес полезные инновации. Луи Люмьер всегда считался ответственным за техническую часть кинодела, и вообще его вклад в семейный бизнес был более ощутим, Огюсту часто играл роли в фильмах, например, в симпатичном фильме «Детская еда», где он снялся со своей маленькой дочерью. Огюст рано охладел к кинематографу, его всегда больше интересовала биохимия и фармакология (во время Первой мировой он был медиком и работал на рентген-аппарате). Во второй половине жизни он занялся изысканиями в области любимой биохимии и гуморальной медицины, изучал туберкулез и другие инфекционные болезни, ревматизм и рак.
Фотопластинки Луи Люмьера
Луи увлекался химией, именно он придумал особый способ производства сухих черно-белых желатиновых фотопластинок, позволяющих делать мгновенные снимки. Технологию назвали «Blue Label», пластинки продавались в коробках по 12 штук, именно на них Люмьеры сколотили состояние. Семья Люмьер теперь вполне может перейти к массовому производству своего товара. Антуан берет кредит и открывает в Лионе фабрику, купив для этого большой пустующий сарай, который, к слову, существует до сих пор.
Кадр из фильма «Рабочие покидают фабрику в Лионе»
Кстати, именно на выходе из этой фабрики был снят фильм «Рабочие покидают фабрику в Лионе» - это были рабочие фабрики Антуана. Этот фильм и был первым фильмов Люмьеров. Всего было снято несколько его вариантов, как минимум три из них сейчас есть в открытом доступе на «Ютюбе». Что меня поразило в этом коротеньком фильме, так это вполне респектабельный вид рабочих - дамы в шляпах, мужчины прилично и элегантно одеты. Но я немного забежала вперед, пока Люмьеры заняты совершенствованием своего бизнеса по производству расходников для фотографирования
Братья Люмьер за работой
Условия труда на фабрике были достаточно сложные - в контакте с химикатами, в полутьме, в специальной униформе - худшими врагами производства фотореактивов были свет и пыль. На фабрике работали 300 рабочих, в основном - женщины и подростки - тогда разрешалось нанимать детей с 10 лет.
Братья Люмьер (слева - Огюст, справа - Луи)
Добавлю, что фабрика Люмьеров не ограничивалась только лишь производством пластинок, они сделали множество других изобретений и продавали такие механизмы, как приспособление для мытья стекол и их резки. Также Луи со временем создал систему удаления токсичного пара от химикатов, чтобы обезопасить рабочих. Также братья создали такие технологии, как механическая очистка форм после производства пластинок, систему автоматического слива конденсата - Люмьеры изобрели не только кино, но и все, что нужно было для его производства! Всего Люмьеры зарегистрировали более 170 патентов. Все свои документы они подписывали вдвоем.
Кинетоскоп Эдисона-Диксона
Толчок к «оживлению» фотографии дал тоже отец семейства. Он посетил в Париже показ кинетоскопа - изобретения Томаса Эдиссона и Уильяма Диксона. Это был ящик, показывающий «движущиеся фотографии», в который через линзы мог смотреть только один зритель, то есть без проекции на экран. Это был не первый опыт «оживления» фотографий, с которым столкнулся Люмьер-отец. Еще его друг Надар в свое время сделал свой «вертящийся» автопортрет, сняв себя по кругу с разных ракурсов.
Волшебный фонарь в музее Ла-Сьота
Известны уже были эксперименты с проекцией движущегося изображения с помощью «волшебного фонаря» - за три года до использования технологии братьями Люмьер, Чарльз-Эмиль Рейно начал показывать свой «Оптический театр», правда, он не делал его на основе фотографии, картинки на пленке он рисовал сам, то есть, по сути, он стал родоначальником мультипликации.
Цветная фотография, сделанная при помощи автохрома.
Вернувшись в Лион, Антуан Люмьер обсудил увиденное с сыновьями, убедил их, что новомодное веяние может иметь большой коммерческий потенциал, и начались поиски в новом направлении. Братья в это время работали над изобретением цветных фото-пластин, и, кстати, их поиск увенчался изобретением в 1903 году цинковых пластинок - цветных «автохромов Люмьер». Ими пользовались довольно широко, технологию потом вытеснил Кодак после 1935-го.
Справа - пленка Эдисона, слева - Люмьеров
В скором времени необходимый прибор был изобретен, братья потом признавались, что к открытию их подтолкнула идея механизма… швейной машинки. Некоторые сложности представляли собой патентные ограничения, наложенные Эдисоном - квадратная перфорация пленки по бокам кадра (Люмьеры первое время использовали круглые отверстия) и целлулоид в качестве материала для пленки - чистую пленку долгое время приходилось покупать за океаном, потом Люмьеры ее перфорировали и наносили эмульсию.
Синематограф Люмьеров. Сзади ручка для вращения.
Тем не менее после периода экспериментов братья Люмьер разработали оборудование, которое позволяло снимать фильмы, а также прибор-проектор, заставляющий двигаться фото-изображение и в то же время делающий проекцию на экран. Занятно, но даже название камеры - «синематограф» они купили у одного неудачника, который название запатентовал, но прибор разработать не смог. Камера-синематограф работала без электричества, при помощь крутящейся рукоятки, это позволяло ее выносить на улицу.
Создается впечатление, что Люмьеры все время шествовали на шаг позади первооткрывателей, но тем не менее, их коммерческий успех свидетельствует об обратном. Кроме того, братья Люмьер навсегда останутся великими - именно они объединили в своем изобретении все, что существовало до них, усовершенствовали и выдали готовый «рыночный продукт» - то, что понравилось зрителям, и то, что в короткий срок приобрело невиданный размах. Интересно, что сами Люмьеры поначалу довольно скептически относились к своему изобретению. Они были уверенны, что кино - это всего лишь игрушка, которая быстро надоест зрителем. Хорошо, что оба они прожили долгую жизнь, чтобы иметь возможность убедиться в обратном - Огюст - 92 года, Луи - 84.
Вокзал в Ла-Сьота
Сами Люмьеры не любили такой кинематограф, который близок нам в настоящее время. Хоть в их арсенале и есть несколько постановочных фильмов (в т.ч. знаменитый «Политый поливальщик»), но они всегда предпочитали кино документальное, то есть для них это были действительно «ожившие фотографии». Им нравилось запечатлевать жизнь такой, как она есть.
Вилла Антуана Люмьера в Ла-Сьота. Сейчас она, кажется, сильно перестроена.
А что же Ла-Сьота? Одно время Антуан Люмьер (отец) состоял в масонской ложе. Его собрат по ложе, Лазар Селье, поселился в Ла-Сьоте, выйдя на пенсию.
Биллиардный зал на вилле
Городок никогда не был настолько фешенебельным, как Ницца, Канны и т.п., так как здесь были порт и верфь, хотя протяженные пляжи и прекрасная природа присутствовали. Селье хотел привлечь в свою региональную ложу богатых и известных побратимов, он пригласил Люмьера-старшего в Ла-Сьоту. Тот приехал на Лазурный берег и бесповоротно влюбился в это место.
Антуан решил построить здесь свою летнюю резиденцию, и Лазарь Селье стал ее управляющим. Был куплен участок в 90 Га и возведен огромный особняк на 40 комнат.
Спальня в особняке Антуана Люмьера
Сыновьям поблизости построили две виллы, совершенно одинаковые, их и сейчас можно видеть через дорогу от Гран Пляжа. Кстати, объединенные общим делом, братья Люмьер оставались близки всю жизнь, они даже женились на сестрах.
Особняки братьев Люмьер в наши дни
Пляж неподалеку особняков Люмьеров теперь носит их имя
Живописные пейзажи Ла-Сьота и неповторимый южный колорит местных жителей и их быта в дальнейшем стали неиссякаемым источником вдохновения для Люмьеров.
Программа сеанса братьев Люмьер с перечнем 10 фильмов
Я все хожу вокруг да около, но никак не дойду до «Прибытия поезда». И еще пока не о нем. Первым фильмов Люмьеров был упомянутый лионский фильм «Рабочие покидают завод». Он был показан во время бесплатного закрытого показа 22 марта 1895 г. в Париже (в Марселе фильм показали через год), в Национальном обществе поощрения промышленности, и затем в числе 10 фильмов во время первого платного публичного показа 28 декабря 1895 г. в Индийском салоне Гранд Кафе.
Афиша сеанса
Успех был грандиозный! Сеансы показывали в течении нескольких недель, уже через неделю образуется очередь в 300 метров. Новинка будет привлекать в Индийский зал Гранд-кафе 2500 зрителей в день!
Панно в кинотеатре «Эдем»
Добавлю, что прибытие поезда пока еще не показали, вероятно, фильм еще не был снят. Его показали 25 января 1896 г. в Лионе.
Вокзал Ла-Сьота
Снят он был на реальном вокзале Ла-Сьота (он существует до сих пор) в 1895 году, Люмьеры попросили принять участие в сьемке своих родственников; так, считается, что на этом поезде, прибывающем из Марселя, ехала их мать.
Вокзал Ла-Сьота
По всем меркам фильм не был первым, почему же именно он произвел такое впечатление на современников и обрел всемирную славу? Я думаю, по нескольким причинам. Наверное, это произошло из-за анекдота, с ним связанного, который раздули журналисты в прессе: якобы во время сеанса зрители приняли поезд за настоящий, впали в панику и ринулись к выходу (подобную сцену мы можем наблюдать в советском (ужасном, на мой вкус) фильме: «Человек с бульвара Капуцинов», там почему-то фильм назван «Прибытие поезда на Сан-Лазарский вокзал в Париже», и бульвар на самом деле носил название «бульвар Капуцинок»). На самом деле все ограничилось возгласами удивления и неожиданности, зрители всего лишь инстинктивно отшатывались от экрана.
Кроме того, в фильме применен очень удачный и интересный ракурс. Современные операторы утверждают, что было использовано сразу несколько операторских фишек, которые сейчас носят научные названия, тогда же Луи Люмьер (он был оператором и режиссером фильма) наверняка действовал интуитивно, используя свой опыт работы с отцом в фотоателье.
Сейчас на вокзале имеется памятная доска в честь съемок фильмов (их тоже было снято несколько). Сам вокзал замечательно отреставрирован и те, кто не особо интересуются историей и достопримечательностями, наверняка даже не в курсе, что с железнодорожной станцией связано такое знаменательное для кинематографа событие.
Еще один фильм Люмьеров, связанный с городом: «Политый поливальщик», он снимался здесь. Это простенький постановочный фильм, его тоже показывают в «Человеке с бульвара Капуцинов»: садовник поливает растения из шланга, озорник наступает на шланг, вода перестает течь, садовник заглядывает в шланг, мальчик отпускает ногу, и струя воды бьет в лицо садовнику.
В фильме снялся реальный садовник Люмьеров, хулигана сыграл сын рабочего с фабрики. Маленькая комедия долгое время была самым популярным фильмом Люмьеров, зрители хохотали буквально до истерики. В городском парке Ла-Сьота установлен памятник «Политому поливальщику». Подозреваю, что еще один из 10 вервых фильмов, показанных в Гранд-Кафе - «Купание в море» - тоже снимался в Ла-Сьота.
Люмьеры обычно проводили в Ла-Сьота только лето, жили они в разное время в Париже, Лионе и других городах, но здесь их почитают необычайно! В городе есть большой кинотеатр «Люмьер», переоборудованный из крытого рынка рубежа 19 и 20 веков, именем Люмьеров названы улицы, школа, и т.д.
На набережной возле прекрасных пляжей установлен памятник Люмьерам в форме Триумфальной арки.