Недавно сходила в музей мыла. В Марселе их много, этот попался по дороге, часто прохожу мимо. При музее имеется мыльно-сувенирная лавка "Ликорн" ("Единорог"), и фабрика, производящее мыло носит то же название. Вход в музей стоит 2,5 евро, но на входе вам дают жетончик, который вы потом отдаете в лавке, и там вам взамен выдают бесплатно кусок мыла на выбор (если просто покупать мыло, стоит 2 евро).
Настоящее марсельское мыло на вид выглядит невзрачно - в него не добавляют красителей. Зеленоватый и желтоватый оттенки придает растительное масло, из которого готовят мыло. Я сама пользуюсь этим мылом с первой недели моего здесь пребывания - оно отлично отстирывает всякие проблемные пятна. Мыть тело им тоже можно - оно не сушит кожу. На верхней картинке вы видите цифру 86% - это содержание масла в мыле. Для того, чтобы мыло считалось качественным, достаточно 72%.
Под вывеской находится вход в музей мыла, справа - витрина мыльно-сувенирной лавки. Позже расскажу, за что я ее люблю. Девушка-сотрудница сказала мне, что они не просто дилеры мыла, музей и магазин работают от небольшого мыльного производства "Ликорн", которое находится в другом районе города.
Музей расположен в бывшей галерной мастерской - здесь когда-то ремонтировали лодки, и вода вплотную подступала к стенам здания
Это мой личный, персональный, собственный кусок мыла, его я купила задолго до посещения музея. В музее я выбрала туалетное мыло с ароматом лаванды, меда и оливок.
Мыло в Марселе делают с 12 века (!). Технологию производства привезли из Алеппо - Крестовые походы обогатили Францию не только материально. В Марселе было в большом количестве доступно оливковое масло, в качестве щелочи изначально использовали золу растений (суккулента солероса).Первая официальная коммерческая мыловарня здесь открылась в 14 веке, первый завод - в 16-м. Долгое время мыло просто разлеталось, его постоянно не хватало, приходилось часть экспортировать. В 1660 году в городе было 7 мыловаренных заводов, которые производили около 20 000 тонн мыла в год. Сам термин "Марсельское мыло" появился при Людовике 14. Изначально все мыло было зеленоватое, его продавали большими кусками, а уже затем его нарезали сами покупатели.
Итак, первый этап изготовления мыла: в чане смешивают масло и щелочное вещество (соду). Варят несколько часов, в результате получается глицерин (жирный спирт) и мыло (нерастворимая натриевая соль). Это называется «реакция омыления». В Марселе всегда использовали растительные масла для изготовления мыла (по большей мере, оливковое), поэтому мыло часто имеет зеленоватый, оливковый оттенок. Нагревали медленно, на пару, чтобы смесь не пригорала. В 18 веке началась колонизационная экспансия Франции в Африку и на Восток, благодаря чему стали доступны растительные масла другого происхождения - пальмовое, кокосовое и др.; также доступны стали экзотические ароматические эссенции. Ассортимент мыла расширился. С начала 19 века была разработана технология химического синтеза соды из морской соли, сода стала широко использоваться в мыловарении. К тому времени в Марселе было уже 62 мыловарни!
Емкость с рыхлым мылом-сырцом после остывания.
Машина, использовавшаяся для следующего этапа мыловарения, ей около 100 лет. Внутри имеются гранитные прокатные валики, через которые пропускалось мыло-сырец. Это второй этап изготовления мыла: формирование и гомогенизация мыльной массы. Ее выливают в формы, остужают, а затем прогоняют между каменными валиками. Так из масса становиться более однородной, без комков.
Следующий этап: измельчение и первая прессовка (на фото - натертое мыло). Мыло натирают, чтобы добавить в него дополнительные ингредиенты: растительные экстракты, ароматические масла, природные красители. Затем массу повторно прогоняют через валики, теперь еще более тонким слоем, чтобы придать ей идеальную гомогенность.
Следующий этап изготовления: экструзия, ее производили вот в этой машине. Масса прессуется в специальной машине и выдавливается через отверстие квадратной формы. Мыло выходит в виде бруска, который нарезается шпателем либо тонкой проволокой по размеру будущих мыльных кусков.
«Жерло» экструдера. Внутри веден винт, как у мясорубки. И принцип действия тот же - смешивание и выдавливание через отверстие.
Бруски мыла и насадки для выходного отверстия экструдера - они определяли форму бруска. Сзади слева - шпатель для нарезки
Пресс для штамповки мыла. Он необходим для последнего этапа: финальной прессовки. В специальном прессе формируются готовые куски мыла, одновременно на них отпечатываются клейма с именем мыловара и другие эмблемы. Отходы всех этих производств затем используются для вторичной переработки.
Готовые куски мыла разных форм с различными клеймами.
Стеллаж с кусками марсельского мыла. Настоящее Марсельское мыло должно быть зеленое или бежевое, иметь в составе не более 6 природных ингредиентов, иметь клейма на каждой грани куска
В музее много предметов, связанных с гигиеническими процедурами и купанием. Медная (сидячая) ванна для купания начала ХХ века. Внизу видно отверстие, куда можно было подкладывать угли для поддержание постоянной температуры воды.
С другой стороны - краник, чтобы сливать воду после купания.
Марсельская прачка, восковая фигура, и обязательный кусок марсельского мыла в руках. Здесь можно видеть типичную каменную ванну - такие устанавливались под навесом или под открытым небом. Рядом с девушкой рифлёная стиральная доска, у нас такие тоже использовались. Справа две непонятные штуки - написано «первые стиральные машины» - я так понимаю - ими вручную вращали и перемещали белье.
Профессия прачки исчезла в 1950-х годах, когда начали появляться первые стиральные машинки. Работа, как вы понимаете, была очень тяжелой, но прачки всегда считались веселыми, горластыми и общительными дамами. В каждом богатом буржуазном доме была прачка, иногда прачка могла работать независимо и обслуживать сразу несколько домов. Собирались для работы «коллеги» из разных домов обычно в одном месте - возле специальных ван или на водоемах. Работая, они обменивались секретами своих хозяев и беспощадно сплетничали, так что прачки были обязательным звеном в обмене городскими новостями. В течении года в каждом хозяйстве обязательно проводилось минимум две большие стирки в прачечной. Один трудоемкий цикл такой стирки включал несколько этапов: 1) замачивание белья с пеплом на сутки, 2) заливание горячей водой, 3)выбивание, вращение, перемещение белья в воде - собственно стирка 4) полоскание, 5) сушка.
Стиральная «машина» 19 века
Одна из экспозиций, посвященная изготовлению одного из важнейших компонентов марсельского мыла - оливкового масла.
Мельница для производства оливкового масла, здесь оливки, собранные в ноябре-декабре, перемалывались в однородную массу.
Жернова мельницы
Механизм для экстракции масла из оливковой массы
Капиллярный фильтр для очистки оливкового масла
Восковая фигура персонажа фильма по сценарию Марселя Паньоля «Манон с источников» Цезарь Суберран (там еще играла молодая и очень красивая Эмманюэль Беар, а персонажа-плохиша, Суберана, играл Ив Монтан, это он и изображен). Не совсем поняла, каким образом это относится к мылу, но к Марселю точно относится - Паньоль был местным уроженцем, воспевшим этот край, а Ив Монтан здесь вырос и долго жил. Здесь даже есть понятие «Мир (вселенная) Марселя Паньоля».
Фигура сделана очень хорошо. И мне очень понравился фильм, хоть в нем и есть некоторые излишне синтементальные моменты, присущие Паньолю.
Еще один из героев фильма - Суберан-младший, племянник. Его исполняет молодой Даниэль Отей, причем исполнят совершенно гениально, аж мурашки по коже. В фильме он загримирован до неузнаваемости и выглядит полным придурком, отношения с главной героиней у него, мягко говоря, не складываются, а вот в жизни у них все получилось ровно наоборот - во время съемок Отей и Эмманюэль Беар переживали бурный роман, после чего прожили в месте 10 лет.
Я не совсем поняла, при чем тут оливковая мельница, в фильме Юголен Суберан выращивал гвоздики. Но вообще это дилогия, первый фильм - "Жан де Флоретт" с Депардье, я его не смотрела еще, может, там подсказка.
Машина для производства лавандового масла и лавандовой воды. Всем известно, что Прованс - родина лаванды. Два основных летних запаха возле туристических палаток в Порту - лаванда и мыло. И мыло, ясное дело, бывает лавандовое - одно из самых продаваемых. Собирают лаванду в июле. Понятно, что для парфюмерных целей, в основном, используют не сами цветы, а ароматическое масло из лаванды.
Схема "лавандовой машины". В этой машине в течении трех часов водяной пар прогоняют через измельченные цветы, содержащие эфирное масло, таким образом это масло вымывается. Этот пар, наполненный эфирным маслом, проходит через змеевик, погруженный в холодную воду. Разница температур вызывает конденсацию с дальнейшим оседание жидкости. Эфирное масло менее плотное, чем вода, оно извлекается с поверхности воды системой экстракции. Дистиллированная вода с очень легким ароматом используется в качестве воды для стирки.
Пресс для печатания клейма на мыле
Пресс для печатания клейма на мыле
Разные клейма на мыле. Клейма очень важны - это гарантия качества и бренд-нейм производства
Разные клейма на мыле. Мыло "Кабил" было очень популярно, сейчас мыловарня, если я правильно поняла, не существует.
Разные клейма на мыле. Мыло старинное, многих фирм уже не существует. В начале XX века в Марселе было 90 мыловарен, но после Первой мировой войны производство сильно сократилось. Если в 1913 году производилось 180 000 тонн (исторический максимум), то в 1918 году оно сократилось до 52 817 тонн
Мыльницы и "винтажное" мыло. К сожалению, большой удар по мыловарению в Марселе нанесло дешевое производство химического мыла. Сейчас в Провансе всего 6 производств (4 в Марселе, 2 в Салон-де-Прованс), но они делают до 30% мыла Франции.
Терка для мыла. Ранее тертое мыло использовали для стирки. Сейчас его продают уже натертым.
Маленькая модель лавочки "Ликорн". Мыловарня "ЛИкорн" - одна из 6 оставшихся в Марселе, она находится на Кур Жульен. На ней работает всего 4 сотрудника, которые производят 8000 т мыла в месяц. Это немного. Самая большая мыловарня Марселя La Compagnie des Détergents et du Savon de Marseille делает 350 000 тон в месяц.
Мыльницы и винтажное мыло
Это современное оборудование для небольшой мыловарни. Если присмотреться, здесь используется все тот же принцип "мясорубки" -видно кончик бруска мыла, появляющийся из отверстия.
Современное оборудование. Оно здесь выставлено для туристов, в музее проводят показательные мастер-классы, но мыло варят на Кур Жульет
Зал с современным оборудованием.
Процессы фабричного производства мыла
Мануал по изготовлению марсельского мыла
Аттракцион для туристов "угадай запах"
В кубике лежит кусок мыла, надо его понюхать, и угадать, какой запах. А потом приподнять дощечку и проверить, правильно ли угадал (справа). Там лежит фиалковое. Мыло этой мыловарни действительно очень ароматное. Я положила его в ванной комнате, и оно долго источало приятный аромат даже через бумажный кулек.
Мыло мыловарни "Ликорн" в жестяной коробочке. Кстати, "единорог" на французском - женского рода. Как и Марсель, и Прованс.
Во Франции Жюль Ронкетти из Марселя выпустил мыло под маркой Le Persil в 1906 году - за год до того, как немецкая компания Хенкель разработала стиральный порошек под этим же именем. Во время Первой Мировой войны Société d'Electro-Chimie, дилер моющих средств Henkel во Франции, подписало соглашение с Ronchetti, согласно которому оно отказалось от продажи моющих средств под брендом Persil.
"Пальмолив" - не марсельское мыло, а американское. Но оно вполне заслужило, чтобы попасть в музей.
Рекламная компания "Пальмолив". Сейчас во Франции функционирует дочерняя компания "Пальмолив Франс".
Марсельское оливковое мыло с ароматом лаванды (туалетно-косметическое)
Мыло "Кадум" было разработано во Франции в 1907 году. В его состав входило масло можжевельника, предполагалось, что оно лечит кожные заболевания. Мыло очень быстро завоевало популярность, и, в отличие от марсельского мыла, до сих пор продается во всем мире. Сейчас бренд принадлежит ЛОреалю. Одно время было очень популярно детское мыло "Кадум-бебе", для рекламы которого использовали фотографии счастливых младенцев. Мыло не содержало химических добавок и предлагалось детям с диатезом и другими кожными проблемами. Первый "Малыш Кадум" - младенец, рекламировавший мыло, тот самый, что на куске мыла на картинке - дожил до 92 лет и умер во Франции в 2017 году.
Марсельское мыло "Кабил". Кабилы - это многочисленное племя берберов, проживающее в Алжире и других странах Магриба. Так, кабилом по происхождению является Зидан и отец Изабель Ажани.
Мыло "Амбре". Котик изображен, чтобы продемонстрировать мягкость этого моющего средства, на самом деле мылом этим моют людей, а не котиков.
Санлайт - первое в мире упакованное в коробку и маркетируемое хозяйственное мыло. Разработано в Британии в 1884 году (!), компания-разработчик потом выпустила широкую линейку моющих средств. До сих пор продается в США и Канаде.
Рекламная компания мыла "Кадум" для детей - листы-вкладыши с гномиками, предполагалось собирать коллекцию из 24 вкладышей.
Анонс радио-передачи для детей "Пер Савон" ("Папаша Мыло" - мыло с таким названием продавалось во Франции), выходившей на французском радио. В анонсе сказано, что будут разыгрываться призы.
Винтажная реклама мыла
Винтажная реклама мыла
Винтажная реклама мыла
Винтажная реклама мыла
Винтажная реклама мыла
В музее меня поразил старинный каменный умывальник. Работающий. Интересно, он со времен галерной мастерской здесь?
Музей посмотрели, идем в мыльную лавку отоваривать жетончик.
Я люблю эту лавку - она расположена прямо на набережной Старого Порта, ее витрины очень симпатично украшены.
И еще в витрину втащили целую лодку! Как такое не полюбить?! Туристы всегда останавливаются здесь и делают фото.
Здесь можно купить один кусок мыла за пару евро, можно приобрести целый набор. Еще здесь есть полотенца, шопперы, магнитики и прочая сувенирная дребедень. Я спросила у продавщицы, мыло с каким ароматом здесь самое популярное, она задумалась и потом ответила, что скорее всего лаванда - потому что это типичный аромат Прованса, а лавочку посещают, в основном, туристы. Еще часто берут мыло с запахом пастиса (знаменитая местная анисовая настойка) - из прикола. Я долга нюхала куски мыла, прежде чем выбрала свой - они все классные, а я Весы, мне нельзя давать такие задания!
Наборы с чашками и мочалками. Нет, у меня нет у них отката, хотя можно было бы и потребовать.
Наборчик. Мы прощаемся с музеем и магазинчиком, но я покажу еще пару фоток.
Статуи богини Гигиеи, выставленной в вестибюле библиотеки Альказар. Она сделана из цельного куска марсельского мыла весом около 2х тонн. Гигиея была богиней чистоты и дочерью бога врачевания Эскулапа.
В районе Старого Порта масса мыльных лавок. В качестве рекламы для привлечения клиентов перед входом выложены вот такие огромные куски мыла. Раньше такими кусками мыло и продавалось. Это два типичных цвета настоящего марсельского мыла.
Огромный куб в форме куска марсельского мыла на входе в одну из лавочек. Все, все показала-рассказала. Кто дочитал, тот молодец, и тому будет счастье.