Возвращение народа к жизни после краха государства и оккупации

Mar 29, 2017 10:40




Александр Суворов - наш великий полководец - прославился тем, что за всю жизнь не потерпел ни одного военного поражения. К сожалению, этот случай - уникальный: в жизни каждый человек, как и страна, рано или поздно встречается с поражением. Иногда от него можно отмахнуться, забыть. Но порой то, как человек или страна отвечает на нанесенное поражение, определяет всю дальнейшую судьбу: будет ли он или она сломана - или поднимется на ноги, с новой силой и опытом.
      Наша страна потерпела разгром в «Холодной войне». Мы были готовы отразить к военной агрессии, но оказались уязвимы перед нападениями информационными, политическими, экономическими, спецслужбистскими. В конечно счете, винить в проигрыше можно только себя - убежденность в наших идеалах оказалась хрупкой, власть - неподконтрольной народу (масштаб предательства «верхов» не может не поражать), да и само население то ли не поняло, то ли не захотело спасать СССР - хотя такие возможности были, и не раз.
      Что ни говори, а последствия развала Советского Союза мало чем отличаются от проигрыша в войне. Был и раздел территории, и крах экономики, и «покаяние», и уничтожение истории, культуры. «Русский крест» (рождаемость ниже смертности), потерянные поколения, сироты и беспризорники - которых до сих пор у нас не могут сосчитать. Большинство населения погружено в беспроглядную нищету, социальная система сломана… В (теперь уже) соседних государствах - вообще были полноценные военные конфликты, гражданские воины.
      Посреди всего этого нельзя просто заявит о «вставании с колен». Просто пережить крах такого масштаба, не умереть, не развалиться окончательно - уже большая задача. Но нам нужно не только это, а еще и возрождение, возвращение на пик развития и славы. А начинается этот путь с залечивания ран, нанесенных людям: их сознанию, их вере, их гражданственности, их культуре. Необходимо не только объяснить народу, что произошло, зачем и почему. Разобраться с мифами и пропагандой, внушающим народу комплекс неполноценности. Но и вернуть людям внутреннюю уверенность в том, что они вправе - и в силах - выбраться из болота пораженчества и вернуть утраченное, пусть и в обновленном виде.
      Всякая аналогия условна. Япония пострадала не только от американской оккупации - хотя де факто она не прекратилась и по сей день: и культурно, и экономически, и политически многое там замыкается на США. Ее собственная элита приняла фашизм, она повернула народ и культуру на пусть мрака и разрушения.
      Конечно, сравнивать денацификацию и десоветизацию как таковую - преступно. Коммунисты двигали историю вперед, дали человечеству новое слово и возможность пережить трагедию Первой Мировой. Они строили царство справедливости, творчества и любви - и хотя планам их не суждено было сбыться, именно они стали пионерами «социального государства». Мы с рождения привыкли к тому, что многое дается нам бесплатно - медицина, образование, кружки. И только сейчас, когда это у нас отнимают, можем как-то оценить масштаб сделанного в СССР. Нацисты хотели разделения человечества на людей и недолюдей, возвращения феодализма с господами и рабами, они ненавидели культуру, гуманизм, развитие. Масштаб их преступлений против человечества беспрецедентен. Фашистские партии возникали (и поддерживались «сверху») как ответ проигрывающей буржуазии на вызов социализма. Коммунисты были их самыми заклятыми врагами - и наоборот. ХХ век прошел под знаком столкновения двух этих полярных сил.
      Однако многие отмечают, что на практике денацификация боролась не с фашистами. Нацистские преступники благополучно уходили из-под ответственности, занимали высокие места в экономических и спец-структурах по всему миру. Взор западных «денацификаторов» падал то на менталитет народа, то на национальную культуру (Шиллера и Бетховена), то на «рабскую психологию» (эксперименты Милгрэма) , то на способность к творчеству («писать стихи после Освенцима - это варварство»). В общем, на что угодно, кроме реальных интересов элиты и её международных структур, а также капитализма, который заставлял народы идти на крайности.
      Это у нас говорилось: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». По итогам денацификации в странах был разгромлен не корень фашизма, а наоборот - то, что называется национальной идентичностью: ощущение себя единой полноценной нацией, с великой историей, глубокой культурой и светлым будущим. Фашистские пособники же в некоторых странах даже остались у власти (Испания). А где-то - правили из-за кулис: таким был военный преступник и гангстер-якудза Сасагава, на которого опирался американский куратор Японии Чарльз Уиллоуби (начальник разведки армии Дугласа Макартура). Впоследствии они же будут собирать антикоммунистическую лигу азиатских народов, положившую началу Всемирной АнтиКоммунистической Лиге.
      В любом случае, Япония была разгромлена - и никто не собирался ее спасать (разве что в качестве марионетки США). В такие моменты на выручку народу должна прийти интеллигенция - люди, способные разобраться в ситуации, найти выход и донести эту картину до народных масс. И такие интеллигенты в Японии нашлись. В их число входили и кинорежиссеры, самыми влиятельными из которых были, пожалуй, «Четыре всадника» (так называлось их творческое объединение - правда, просуществовавшее недолго): Акира Куросава, Кэйсукэ Киношита, Масаки Кобаяси, Кон Итикава.
      Им предстояло провести свой народ через фашизм, оккупацию, пересмотр истории и культуры - чтобы постепенно залечить раны и выстроить новую идентичность, непричастную ни фашистам, ни американскому масс-культу.

Читать далее на сайте информагентства REGNUM

Киносита, фашизм, культура, Япония, общество, Куросава, кино

Previous post Next post
Up