Развитие техники не возможно без заимствования тех или иных удачных решений, узлов или даже целых образцов. Вопрос только часто возникает, стоит ли копировать или попытаться на опыте предшественников сделать что-то лучше? Чтобы сделать выбор копировать/не копировать нужно обладать хорошим техническим чутьем, ибо, как там у классика: «Воровство
(
Read more... )
Как результат, "Вассерфалем" и "Шметтерлингом" в небезызвестном НИИ-88 занималось два отдела, а с учетом НУРС "Тайфун" - на зенитную тему было брошено целых три (баллистическими ракетами, заметим, только один). Но поскольку не было жестких сроков и плотного контроля за внутри- и межведомственной кооперацией, испытания первых ЗУР начались только в 1949-м (для сравнения, в США копирование "Вассерфаля" было завершено уже в 1947-м). При этом НИР по ним были отнюдь не "поисковыми", а вполне полномасштабными с соотв. ОКР, на летные испытания тоже ни денег, ни ракет не жалели... но организация процесса оставалась камнем преткновения, скатившись по темпам и контролю на уровень даже не 1939-41, а 1936-38 гг. Причем тут же, рядом, имелась недосягаемая вершина и образец - королёвский отдел №3 того же НИИ-88, но в нем был фанатично заинтересованный в успехе дела главный конструктор - в отличие от.
Да, если по какой-то причине не устраивает грустная история первых ЗУР, то можно обратиться и к не менее печальной истории челомеевских 10Х-14Х-16Х, с которыми крайне неторопливо и безрезультатно возились 9(!) лет - по тем же самым причинам.
Reply
Reply
Reply
Reply
Т.е. на дальность ПКР (60-80 км) вполне годились и ЖРД ("Щука-А/-Б"), и ТРД ("Комета III"), и даже ПВРД (15ХМ, он же "Шторм"). А вот с бОльшими дальностями возникали вопросы...
Reply
Reply
Reply
С теми же 10Х была та же беда - народ не понимал, что с тогдашними системами навигации дело абсолютно тухлое. Фактически до появления GPS все эти "стендофвепонс" были нереализуемы - минимум требовалось ядерное БЧ и даже эффективность кассетных БЧ была под вопросом.
Reply
Золотые слова! В отличие от Ту-4, который, будучи самолетом, как раз и создавался, как комплекс (хотя в названии это и не фигурировало).
То, что ракеты надо "дуть" в трубе как самолеты как-то еще общепринято не было
А это уже проблема выбора подчинения разработчика. Спецы из НКВ, по понятным причинам, рассматривали ракету как боеприпас, оснащенный двигателем и какой-то системой управления. А вот авиационщики, занимавшиеся "Штормом" и "Кометой", быстро поняли, что ракета есть сложный летательный аппарат, требующий не только продувок, но и создания пилотируемых аналогов. И изначально создавали свои системы именно как комплексы.
Если бы с места в карьер запустили в массовую разработку ту же "Вассерфаль" - была только трата средств.
Так его и запустили в массовую разработку - но на два-три года позже, чем могли бы. В результате получили массу ценнейшего материала для отработки С-25 - но уже параллельно с работами по "Беркуту", а не до их начала. А вся задержка ушла отнюдь не на технические, а преимущественно на организационные вопросы.
С теми же 10Х была та же беда
А с 10Х/14Х/16Х проблема была в том, что девять лет не могли волевым порядком либо прекратить НИОКР по морально устаревшей тематике, либо перевести ее в другое русло со радикальной сменой концепции (как морской вариант 10Х стал "Кометой"). И опять же причины все те же - отсутствие комплексного подхода к теме, жестких сроков и четкого контроля со стороны Заказчика.
Reply
Leave a comment