а теперь Бразилия - три фильма от Bruno Barreto.
так вот, с чего все началось. книги Жоржи Амаду присутствовали в моей жизни лет с 15 - когда я соврамши про свой возраст пробралась на киносеанс "Генералов песчаных карьеров" (но сегодня речь не про них) и потом долго ждала в библиотеке затрепанные номера "Молодой гвардии" с публикацией "Капитанов песка", потом переживала за сложную судьбу "Терезы Батисты, уставшей воевать", познавала бразильскую кухню с "Доной Флор..." и так далее. и по сей день, кидая на сковородку лук и чеснок одновременно, вспоминаю Флор, правда, знаменита она была не только кулинарными курсами. и теперь я решила добраться и до нее в том числе, то есть ее киновоплощения, а заодно ознакомиться с режиссером, который один из своих ранних фильмов снял именно по этой истории.
так что - экранизация двух книг Амаду, из которых читала только первую, и один из более поздних фильмов Баррету.
Дона Флор и два ее мужа
Dona Flor e Seus Dois Maridos
1976, режиссер Бруну Баррету
Баия, Салвадор. по бедным улочкам движется карнавальное шествие, а в каком-то дворике с друзьями выпивает Вадинью по прозвищу Гуляка. на нем женский костюм. увидев привлекательную танцующую мулатку, он вовлекает друзей в шествие, а сам неугомонно пляшет вокруг нее, взмахивая юбками и подвешенным под ними тряпичным эээ... причиндалом. и внезапно падает замертво. тут-то мы и узнаем, что он оставил вдовой молодую красавицу Флор (Соня Брага), что приличным поведением никогда не отличался, жену поколачивал, заработанные ею деньги тратил в казино и публичном доме.
казалось бы, тут-то ей перевести дух и заняться устройством личной жизни с более солидным человеком, благо, такой тут же нашелся и пообещал сделать Флор счастливой. но Флор тоскует по своему Гуляке, с которым ей не было скучно, который был беззастенчивым и любвеобильным настолько, что провизор, занимающийся любовью в темноте и не снимая желтой пижамы с золотым позументом, после Гуляки наводит на нее жуткую тоску.
нет, Флор вовсе не дамочка легкого поведения. она даже считает себя испорченной, и стесняется своих желаний. но главное желание оказалось настолько сильным, что небеса вернули ей блудного первого мужа.
какова картинка? благопристойное исполнение супружеских обязанностей под простыней, аптекарь преисполнен ответственности, Флор пытается изобразить счастье, а на шкафу сидит голый Гуляка и сатанински хохочет.
надо сказать, что голым Валдомиру (Жозе Вилкер) ходит добрую половину фильма. то он проигрывается в карты вплоть до нижнего белья, то сидит на окне, запустив руку в трусы, а уж когда помер, ему можно уже и не одеваться - его никто не видит, окромя жены.
интересно, что вернулся он благодаря молитве Флор в церкви, а вот избавляться от него пришлось с помощью местной ворожбы. но толку-то...
фильм очень откровенный, с таким простонародным юмором на грани, но не более пошлый, чем например картины примитивистов. в нем все это бесхитростно и без камня за пазухой. это классика, во многом опирающаяся на городской фольклор, в котором есть место колдовству, чудесам, сводничеству, сплетням и бесхитростным шуточкам.
Соня Брага молода, привлекательна, у нее много рискованных сцен, и я как-то вдруг припомнила, с каким придыханием произносилось ее имя много лет назад. тем не менее, есть в образе Флор некая скромность, застенчивость, она сама переживает смущенно свою сексуальность.
Валдомиру, напротив, вызывает весьма смешанные чувства. по мне - довольно неприятный тип. враль, выпивоха, блудник, игрок, да и внешность какая-то скользкая. единственное его достоинство - своеобразная любовь к жене - выглядит спорно на фоне остальных приключений. тем не менее он этакий дамский угодник, всегда готовый сказать комплимент, поддержать морально, и с ним уж точно нескучно. у актера несомненный комедийный талант, а еще он очень пластичен, в сочетании с его постоянной полуголостью все это выглядит занятно.
по теперешним понятиям - Флор виктимна, Вадинью абьюзер, аптекарь лох, но что поделать, как раз втроем им, как выяснилось, оптимально... тем более что воровать и просаживать деньги Флор теперь ни к чему.
интересно, что умирает герой под мексиканскую песенку Cielito lindo, известную у нас как Челита. а вот в остальном саундтрек фильма составляют мелодии прекрасного бразильского композитора Chico Buarque, причем песни переведены субтитрами.
Габриэлла
Gabriela, Cravo e Canela
1983, режиссер Бруну Баррету
этот фильм мне показался гораздо менее удачным, несмотря на уже зарекомендовавшие себя имена - той же Браги, но слегка постарше, и почти 60-летнего Марчелло Мастроянни - в главных ролях.
с первых кадров отдает какой-то самодеятельностью. небольшая толпа селян движется от измученного засухой сертана, видит на дороге лужу... и как будто слова режиссера за кадром: "так, все бегом в лужу... пьем, не бойтесь, хлорка добавлена. пьем, я сказал! а теперь плещемся! Соня, мажь лицо и волосы грязью, погуще, погуще! чтоб коркой застыло. и в детей как следует кидай, а то будешь одна такая чумазая"...
вот эту покрытую коркой грязи Габриэллу подбирает на невольничьем рынке местный владелец бара Насиб, говорящий о себе: "я чистокровный бразилец. отец мой сириец, мать неаполитанка". ему срочно нужна кухарка, и едва узнав, что Габриэлла когда-то и где-то готовила на богатых, приводит ее в дом.
пока Насиб занят делами, наступает ночь, и вернувшийся хозяин находит новенькую служанку эротично спящей под навесом. еще пара кадров - и заверте.
Габи почти все время голая, Насиб все время наготове. поскольку Габи по книге, как я поняла, совсем юная, а сеньор очевидно немолод, выглядит это совершенно наглядно - озабоченный старый охальник и придурковатая невоспитанная и невоздержанная девица нашли друг друга во взаимовыгодной позиции. но если б юной девице прощалась некоторая наивность, то Соня в свои молодые, но все-таки более осмысленные 33 выглядит малость нелепо, выплясывая в одних белых чулках перед цирковым шествием и играя с мальчишками в чехарду попой вверх. ну и если б было заметно хоть какое-то чувство, кроме полового, я б еще поверила в любовь. но как-то не очень.
вторым планом проходит линия, довольно важная для книги, но в фильме очень невнятная - какие-то общественные и коммерческие дела с гаванью и зависящим от нее благополучием горожан. все время кого-то убивают, и не всегда понятно зачем. довольно сложный сюжет сильно сокращен, и фильму это явно не на пользу, учитывая, что ранее снят аналогичный сериал, и возможно, в нем все немного логичнее.
линия же беспрестанно совокупляющейся парочки планомерно подбирается к браку, который оказывается не слишком законным и не слишком удачным, тем не менее они настолько удобны друг для друга, что расстаться так и не смогли. зрители, поверившие в их любовь, в конце должны пролить слезу умиления, но мне не удалось.
судя по всему, фильм снят в курортном городке Парачи. украшен музыкой еще одного известного композитора Antonio Carlos Jobim, и для меня это лучшее, что в нем есть.
Босса нова
Bossa nova
2000, режиссер Бруну Баррету
такой как бы расслабленный, но темпераментный фильм о переплетении нескольких любовных историй.
Рио, почти современность - та эпоха, когда знакомства по интернету еще не стали обыденностью, но уже не вызывали удивления.
Мэри Энн, педагог по английскому языку - бывшая американская стюардесса, похоронившая мужа, бразильского летчика, да так и оставшаяся в Рио.
ее подружка Надин, ожидающая встречи с американским художником Гарри - они никогда не видели друг друга даже на фото, но заочно влюблены.
Педру Паулу - немолодой юрист на стадии развода с женой, полюбившей китайского тренера.
Акасиу - знаменитый бразильский футболист, изучающий английский, чтобы ехать легионером в Лондонскую команду.
и еще целая куча народу, связанная с этими людьми.
всех их причудливым образом объединяют Рио и английский язык. они знакомятся, влюбляются, расстаются, становятся жертвами обманов или иллюзий, и все это под постоянно звучащую музыку в стиле босса нова, в том числе авторства все того же Tom Jobim.
в начале фильма я как-то заскучала от примитивных шуточек, незамысловатых перипетий. но красивейшие виды и какая-то легкая атмосфера постепенно вовлекли меня, и я уже стала немножко переживать за героев. тем более что большинство из них справляются с недоразумениями и путаницами и выходят на хэппи-энд.
любители бразильских сериалов узнают Джованну Антонелли (ее героиня носит типично бразильское имя Шерон) и Антониу Фагундеса.
в роли незадачливого американского любовника с фингалом - Стивен Тоболовски.
а вот в роли преподавательницы (практически главной) режиссер снял свою супругу Эми Ирвинг. когда-то она была женой Спилберга, а еще она играла Хадассу в "
Йентл". их союз послужил неким мостиком между бразильским и американским кинематографом. но на данный момент этот мостик уже упразднен.
подытоживая, придется признать, что первый фильм прекрасен, второй еле осилила, а третий смотреть и вовсе необязательно, но по крайней мере настроения он точно не испортит. получается, что в 21 год Баррету снял лучшее из того, что я у него успела посмотреть. но это мое личное впечатление.
и Бразилия - не та страна, чтобы не придать своего колорита и аромата любому, самому незначительному своему детищу. жара, океан, цветущие заросли, мощеные улочки и вечное желание не работать праздника - к вашим услугам.