и двойная сплошная пролегла между ними

Jun 01, 2017 17:43

Йентл
Yentl
1983, режиссер Барбра Стрейзанд




ну что, жениха узнали?
дада, это сама госпожа режиссер. и не потому, что у нее в фильме не согласился сняться ни один приличный мужчина.
их там есть, и немало, один Патинкин чего стоит.
а эта роль особенная. думаю, для Барбры она выстраданная. об этом фильме она мечтала много лет, пока не нашла возможность сама снять фильм и сыграть в нем главную роль.
фильм снят по рассказу Ицхака Башевиса-Зингера и основанному на нем бродвейскому мюзиклу с музыкой знаменитого Мишеля Леграна. сюжет довольно прост, но необычен, поэтому фильм кажется немного сказкой.




начало прошлого века, восточная Европа.
юная Йентл, воспитываемая отцом, вместе с ним изучает духовные иудейские книги. но для девушек предназначены  романы про любовь, а читать и толковать талмуд и прочие источники мудрости позволено лишь мужчинам. интересно, да? в христианстве то и дело встречаются сюжеты, в которых порабощенной женщине позволено читать одну библию, дескать, остальное от лукавого.
а Йентл настолько прониклась религиозной литературой, что после смерти отца срезает пышные косы, оборачивается наряжается парнем и едет поступать в соответствующее учебное заведение - естественно, для мальчиков.




первый, с кем она нашла общий язык, кто взялся опекать безусого хрупкого парнишку - брутальный бородач Авигдор. у него ни малейших подозрений. и в речку нагишом при ней прыгает, и сердечными тайнами делится. а у Йентл сердце замирает, но рассекретиться - значит, похоронить свои мечты. и девушка терпеливо играет роль наперсника - до тех пор, пока не расстраивается свадьба друга с рыженькой Хадассой, и взгляды ее родственников, желающих найти для девушки безупречного жениха, не переводятся на нашего мальчика.




невероятно, но Аншелю - так назвалась Йентл в мужском образе - удалось и жениться, и довольно долго скрывать свое истинное лицо.




ну да, конечно, тут играет роль некая невинность персонажей и их "треугольная" влюбленность, в которой каждый сыграл определенную роль. при этом Хадасса, в целом приятная девушка, производит впечатление милой пустышки, которой все равно, с кем быть. Авигдор, отдавший свое сердце Хадассе, повинуется судьбе и всякий раз дожидается кого-то, кто решит за него все проблемы. и только Йентл, уже доказавшая свою целеустремленность и готовность жертвовать, показывает всем, что настоящая любовь - это не ждать, не повиноваться, а действовать, пусть даже и не в своих интересах, и действовать так, чтобы тем, кого ты любишь, стало хорошо.




фильм довольно симпатичный, все весьма элегантно и деликатно преподнесено, и в то же время это довольно познавательно в части обычаев и быта. мне показалось, что он несколько романтичнее рассказа, в нем опущены какие-то приземленные подробности, но вместе с ними частично ушла и та местечковая атмосфера со специфическими шуточками. мне не хватило Песи, на которой был вынужден временно жениться Авигдор, и прочих ярких деталей.
но видимо, таково прочтение Барбры, посвятившей свой фильм отцу - и всем папам на свете.

жаль, что приличной копии не нашлось - звук был такой, что прекрасная музыка Леграна едва угадывалась. а испаноязычный вариант с русскими субтитрами как-то сразу не пошел. так что кто владеет языками - смотрите в оригинале.
у фильма интересная судьба. он одновременно номинировался как на высокие кинематографические премии - и получал их - так и на Золотую малину, причем за одно и то же (как играющая Хадассу Эми Ирвинг, к слову, бывшая когда-то женой Спилберга).
кстати, в фильме поет только Барбра, причем в основном за кадром. видимо, это такой прием. все герои могут выражать свои мысли открыто, и только Йентл вынуждена скрывать свою боль и радость.

также тут

кинематограф, кинораскопки, yentl, 1983, мюзикл, экранизации

Previous post Next post
Up