угасающее солнце, итальянский замок, внутренний медведь

Aug 17, 2024 23:35



мое летнее чтение - немножко фантастики, чуть больше детективов, а также про мальчиков, девочек и дам постарше.

Энди Вейер, Проект "Аве Мария"

недалекое будущее.
ученые замечают, что Солнце уже не дает столько света и тепла, как раньше.
одна из них, русская Петрова, умудряется разглядеть в телескопы как бы красную линию, идущую от Солнца и утолщенную в районе Венеры.
перед лицом прогрессирующего угасания - о чудо - правительства всех стран сочли нужным объединиться, вывести алгоритм спасения и снарядить экспедицию в очень дальний космос. по сути это самоубийственная миссия. и в нее каким-то странным путем попадает простой учитель физики, бывший ученый, успевший внести немалый вклад в исследование грядущей катастрофы.
в книге две линии. в одной - Грейс, в одиночку летящий в неизвестность.
во второй - начало всего происходящего, все это раскрывается постепенно, и все аспекты подготовки полета мы узнаем в процессе самого полета.

сам сюжет замечательный, повороты и события придуманы отлично, но надо быть готовыми к тому, что научные выкладки и расчеты составят наверное половину книги. то, что вы не в состоянии понять, можно не пытаться читать вместе со сносками. в целом и так все примерно ясно, просто автор подвел подробную научную базу для тех, кому интересно, и для тех, кто попытается разгромить сюжет и выкопать в нем море ошибок.
зато чисто человеческие вещи - поступки, решения, мысли - в книге очень хороши, хороши и основные персонажи и их взаимодействие.
но конечно спасибо за Петрову, а вот алкоголичка-космонавт Олеся Илюхина - это прям жирный фейспалм. учитывая, что Россия участвовала в подготовке экспедиции не меньше других, а может и больше. и что подготовка к полету у нас происходит в жесточайших регламентах, где контролируется каждый шаг.

Элизабет фон Арним, Колдовской апрель

Лотти ходит в недорогой дамский клуб ради отдушины от тусклой повседневности. однажды она читает объявление в газете о сдаче итальянского замка на месяц в аренду. и замечает, что тем же занята дама - незнакомая, но не раз виденная в церкви. Лотти решается на контакт и почти гипнотически склоняет Роуз к авантюре. заметим, что дамы не слишком богаты, но кое-какие средства у обеих есть. то бишь приключение осуществимо, но оставит их без сбережений на черный день.
уже сделав первый шаг и узнав подробности, решают найти еще парочку спутниц тем же способом - через газету. и вот четверка ранее не знакомых женщин оказывается в великолепном месте. каждая имеет проблемы или просто усталость от лондонской действительности, у каждой есть особенности, мешающие легко переключаться.
что за времена, когда небогатые люди легко отдают все свои деньги под простую расписку и соглашаются делить месяц своей мечты неизвестно с кем...

автор книги - классик британской литературы, графиня по двум мужьям (а было их больше), любовница Герберта Уэллса, крестница дочери другого любовника, в общем, жизнь у нее была насыщенная, и было о чем писать. думаю дальше с ней знакомиться. это очень приятное чтение, ироничное и притом вполне содержательное и внимательное к женским судьбам, дающее надежду, сообщающее, что всегда можно найти выход и добиться понимания, было бы желание.
фильм я посмотрела после книги, но опубликовала отзыв раньше.

Кристине Нестлингер, Гретхен

Австрия 80-х.
14-летняя Гретхен живет в приличной и благополучной семье. папа финдиректор макаронной фабрики, мама домохозяйка, младший брат собирает перья, младшая сестра каждую неделю ест что-нибудь одно, все упитанные, всё размеренно.
Гретхен тоже далеко не худенькая, но симпатичная и неглупая девица, влюбленная в красивого одноклассника без ответа.
и вдруг привычная жизнь дает трещину.
мама вдруг решает учиться, работать и худеть; папа психует и мечется; Гретхен обретает сразу двух поклонников и не может между ними сделать выбор; брат Гансик безудержно ест, толстеет и замыкается в себе, хватая единицы; и только сестренка Магда ко всему адаптируется даже тогда, когда маме приспичило уйти из дома.

это трилогия, в которой описывается взрослеющая Гретхен со всеми приключениями дома и в школе.
наблюдать за ней интересно - все меняется, меняется и она сама. обретает уверенность в себе, растет ответственность за свои поступки, за близких и друзей, среди которых есть верные и настоящие, а есть и те, кого не жаль терять.
интересна и картина жизни тогдашних австрийских подростков. как-то она с привычной нашей не очень похожа.
когда несовершеннолетнюю девицу застали якобы в близких отношениях с парнем, мама только пожурила, что дочь не посоветовалась с ней заранее и не запаслась таблетками.
многие школьники в свободное время подрабатывают.
в поездку на каникулы в другую страну девочку отпускают свободно практически с чужим человеком - соседом, на два месяца.
Гретхен совершенно спокойно принимает наличие у отца любовницы (в период разлада с мамой, но даже не развода), а у матери - сердечного друга.
третья книга заканчивается, когда Гретхен 17, и она намного самостоятельнее ее ровесников в мои советские юные годы.

Фрэнсис Хардинг, Девочка с медвежьим сердцем

в пуританское селенье прибывают чужаки - мать с дочкой. имя дочери изменено, чтобы меньше привлекать внимание - она становится Мейкпис. а мама тренирует ее, заставляя делать странные вещи. например, ночевать на кладбище, отбиваясь от призраков, желающих найти приют в голове девочки.
Мейкпис очень интригует, почему им пришлось бежать, откуда, кто ее отец и почему все это - строгая тайна. но однажды она провоцирует несчастный случай и остается без матери, да еще и в руках чужого человека, доставившего Мейкпис в родовой замок ее отца. ей приходится скрывать, что внутри ее есть уже один дух, но ее родственники планируют использовать ее позже для своих целей.

это приключенческое фэнтези, в котором Мейкпис предстоит защищаться, путешествовать, врать, шпионить, лечить, воевать с родственниками и дружить с некоторыми из них...
вот этот момент - вселение в человека чужих призраков - уже встречался у Буджолд, но здесь это показано немного иначе и как-то более понятно. тут не путаешься, все разложено подробно и по-своему логично. ну и в целом книга неплохая, увлекательно и переживательно.
чего нет в книге - так это романтической линии, так что кому такое надоело, смело читайте.

Елена Михалкова, Ваш ход, миссис Норидж

почитатели автора наверняка помнят первую книгу о строгой одинокой гувернантке, талантливой расследовательнице всяких темных дел, происходящих в ее окружении.
это - вторая книга. сделанная опять как цикл рассказов с центральной героиней и почти не пересекающимися локациями и персонажами.
миссис Норидж - из тех, кто уважает детей и котиков, не дает их в обиду, но и не балует, впрочем, после расставания они ее не забывают и всегда рады видеть.
но расследования могут касаться чего угодно, не обязательно ее основной деятельности.

локации - истинно английские. старые особняки со страшными тайнами, сады с кустами роз, мрачные деревенские церкви с кладбищами.
все это невозможно атмосферное и уютное, и обитатели подстать.
книга чрезвычайно увлекательная и обладает успокоительным эффектом. обычно все заканчивается хотя бы для кого-то хорошо. а финальный рассказ о кошачьем проклятии вообще шедеврален. и смешно, и трогательно, котики навсегда!

Эдуард Веркин, Планета чудовищ

Тим, лодырь и старшеклассник, распределен на летнюю практику. поскольку приличные планеты уже расхватали, парня ждет скучнейшее лето на Европе, спутнике Юпитера. жизни там нет (но есть гипотезы), есть много льда (и в нем ищут хоть что-то похожее на жизнь).
начальником практики становится боевитая и крупногабаритная Груша, еще одним практикантом - странный Барков с еще более странными ушами.
довольно жесткое посвящение ребятам пришлось пройти, а вот отколоть много льда Тим не успел - ночью куда-то ломанулся Барков, за ним Тим, а следом за ними... ну вы поняли.
теперь эта троица окажется на планете, о которой ничего не знает. но Барков помнит множество всяких космических баек, а еще у него явно была какая-то цель удрать, вот теперь надо разобраться: как выжить, как вернуться, и зачем Баркову вот это все.

такой милый инопланетный лайт-хоррор, с множеством отсылок к фольклору, с разнообразными версиями насчет обитаемых планет и инопланетян.
что-то этакое мы могли читать в детстве, а потом серьезная фантастика перестала радовать подобными фантазиями. вот Веркин не перестал, у него всякое есть.
книга небольшая, читается легко, фирменный юмор в наличии.

Евгения Горская, Неспособность любить

Данила собирается на дачу к другу, где тот традиционно отмечает день рождения в узком кругу. жену Ульяну не берет - женам там обычно скучно, да и именинник Кирилл в разводе. приехав с опозданием - наутро - застает два трупа: Кирилл и третий друг, Саша.
полиция определит причину смерти быстро, но как, зачем и почему - пока неизвестно.
после похорон оставшиеся в живых объединяются, чтобы как-то повлиять на раскрытие преступления.
это сам Данила, жена Саши Лиза и бывшая жена Кирилла Ника.
но ситуация меняется с каждым днем - появляются новые трупы, путая гипотезы и смещая акценты. учитывая потери, в сыщиках-любителях оказываются новые лица из близких погибших.

интересно, что предположение о том, кто все затеял, появляется довольно быстро. чуть ли не в середине книги оно подтверждается автором, можно подумать, не ложный ли это след. а потом просто остается интрига, как это было сделано и почему.
довольно странная роль полиции, которая почти не фигурирует. ощущение, что они просто констатируют новые факты и записывают информацию от самодеятельных сыщиков.
полиция как-то халатно отнеслась к сбору улик, неизъятыми остались ноутбуки и телефоны, а связи между несколькими убийствами ничего не продвинули.
написано простым языком, без особых изысков. читается легко. много подробностей из жизни персонажей, включая и рабочие, и романтические эпизоды.
книга из набора, рекомендованного Татьяной Устиновой.
любителям несложных отечественных детективов с минимальным полицейским компонентом вполне можно рекомендовать.

Игорь Лебедев, Метод римской комнаты

первая книга цикла Сыщикъ Ардовъ - это исторические детективы.
только что отучившийся в Цюрихе Илья Ардов приходит в полицейское управление на Фонтанке наниматься сыщиком. поскольку его тут никто не ждал, вежливо познакомились, но насчет трудоустройства проявили некоторый скептицизм - впрочем, определили ему что-то вроде испытания, никчемное дело о пропаже булавок из шляпной мастерской и три дня на расследование.
нетрудно догадаться, что дело оказалось гораздо сложнее и запутаннее, чем выглядело, а булавки еще и послужили орудием нескольких убийств.
кроме того, дело обросло побочными обстоятельствами, связанными с другими текущими прецедентами.
стоит отметить, что Ардов не просто умный и образованный человек, но:
- он крайне заинтересован добычей информации о нераскрытой гибели своего отца;
- у него есть некоторые сверхспособности - невероятная память и умение (или проклятие) ощущать чужие реплики в виде вкусов и запахов, от чего ему приходится прибегать к изощренным средствам, чтобы поменьше страдать от противных миазмов. память проявляется в том, что однажды увиденное он может восстановить в уме и рассмотреть даже то, на что не обратил внимания; запахи и вкусы помогают ему определить искренность, правдивость говорящего.

пишут, что Лебедев сочиняет в духе Акунина - возражать не буду, читала того только две книги, наверное да, но попроще.
помимо всего прочего, автор очень упивается малоизвестными ныне словечками из простонародного и блатного лексикона, а еще сочинением весьма витиеватых фамилий вкупе с экзотическими именами персонажей.
в целом же это легкое ироничное чтиво с яркими картинками городской жизни, а также множеством интересных примеров мошенничества. но интрига остается серьезной, и видимо будет мощная сквозная линия.
буду ли читать дальше - пока не знаю. на данный момент мне Лебедев больше нравится как музыкант, чем как литератор.

михалкова, арним, вейер, детектив, фантастика, нестлингер, хардинг, книжки, лёба, веркин, фэнтези

Previous post Next post
Up