и обнять любимую свою

Jun 21, 2024 18:35

два фильма одного режиссера.
работ у него не так много.
из двух представленных - первый фильм стал его профессиональным дебютом, второй поставил точку на его режиссерской деятельности в СССР.

Колыбельная
1959, режиссер Михаил Калик



- эх, как бы дожить бы! до свадьбы-женитьбы! и обнять любимаю свою!
- во все горло поет мелкий пацанчик, сидя на танке Т-134, нашедшем покой на территории послевоенного детдома.
новый директор удивится, не место танку в таком месте, где живут сироты войны.



летчик Лосев (Николай Тимофеев), у которого жена погибла прямо в роддоме под бомбежкой, едва успев родить, внезапно узнает, что не все новорожденные тогда погибли. и обретает надежду найти хотя бы дочь.
а нам показывают долгую и трудную историю, в которой есть несколько девочек по имени Аурика. Лосев находит информацию, что это может быть именем его дочери - она родилась в Молдавии.



мы узнаем, откуда взялось имя, как старик архивист позволил пожертвовать важными бумагами, чтобы помочь спасти младенцев, как раненый боец покупал в аптеке коробку сосок-пустышек, как простая случайность порой сводит людей, которые годами ищут друг друга.
и как причудливо переплетаются добро и зло, создавая наивный, чистый сюжет для людей, которые верят в человечность и в то, что добро сильнее.



набрела на фильм, поймав по тв "Альпийскую балладу" и заинтересовавшись актрисой в роли итальянской спутницы главного героя. Любовь Румянцева играет в "Колыбельной" небольшую, но очень важную, ключевую роль (первое фото).
Аурику (одну из) играет дебютантка Виктория Лепко - кто-то помнит ее пани Каролинку?



парня, ее коллегу и приятеля - немного позже запрещенный Лев Круглый. именно он поможет вывести на чистую воду одного корыстного жениха.
в фильме несколько важных героев - мужчин, которые как будто выстроились в цепочку, чтобы сыграть свою роль в истории Аурики, и эта цепочка закольцована особой колыбельной, которая помогла.
счастье постепенно выкристаллизовывается, пройдя несколько очень тяжелых стадий вызревания.



и несмотря на эту тяжесть и даже на слезы, которые легко навернутся, фильм в итоге светлый, теплый. мне очень понравился.
один французский критик, увидевший фильм на внеконкурсном (почти секретном) показе Венецианского фестиваля, отнес фильм к советской новой волне и посоветовал запомнить это имя молодого талантливого режиссера.

Любить...
1968, режиссеры Инна Туманян, Михаил Калик



это киноальманах; по определению создателей - «несколько необычных историй с анкетой и наблюдениями» на тему любви и ее проявлений.

- домашняя вечеринка, народ танцует и общается, и вдруг на магнитофонной катушке вместо музыки слышен разговор мужчины и женщины с признанием в любви;



- парень едет в пустом ночном трамвае по зимнему Ленинграду, замечает слезы кондукторши, провожает ее домой и выслушивает ее печальную историю;



- влюбленная парочка проездом в Москве, решает задержаться до утра, чтобы побыть вдвоем, и не может найти пристанища;



- молодой молдаванин везет на телеге сено и заодно подвозит односельчанку, они явно неравнодушны друг к другу, а сельские нравы довольно жесткие.



и между этими историями дают слово горожанам, встреченным на улице, а также Александру Меню - слово о том, что есть любовь.



в 1968 году такое непросто было выдать в эфир, и фильм еще в форме сценария вызывал споры. тем не менее он был снят и условно принят, но - после множества исправлений. цитаты из Песни песней вырезали, уличные интервью сильно перекроили и частично заменили. Калик пытался оспорить свое авторство после такого, в итоге эмигрировал, фильм запретили уже автоматом.
в 1990 году автор восстановил его, но не все потерянное было найдено.
и это - фильм о любви. без открытой эротики. о чувстве. священник, Песнь песней...



я смотрела, просто найдя его в фильмографии Калика, и не читая вот этой истории создания. и удивлялась. но уже знала, что он был восстановлен, а о причинах могла догадаться сама.
кто в ролях - сами видите, долго перечислять немалый список звезд.
по сравнению с Колыбельной это выглядит совсем иначе, не так хватает за душу, но истории на самом деле симпатичные и жизненные. а вот уличные интервью довольно простенькие, теперь-то понятно, почему - от тех, первоначальных,  мало что осталось, некоторые просто пересняты, чтоб дойти до прежнего хронометража.
как же сейчас все это невинно смотрится.
разве что транзитная парочка без конца курит и прикладывается к бутылке. можно опять перекраивать, добавив еще священников и осуждения парочки, которая невенчанной мечтала заселиться в номер.

1968, кинематограф, кинораскопки, 1959, Любить..., двойка, Колыбельная, наше кино, Михаил Калик

Previous post Next post
Up