на сей раз по очереди посмотрела две экранизации пьесы Джеймса Голдмена. как ни странно, в хронологическом порядке.
Лев зимой The Lion In Winter 1968, режиссер Энтони Харви
было у отца три сына (вообще больше, но в наличии трое). он очень не хотел дробить свое наследство, которое изрядно просядет в цене. и подумывал оставить его не старшим, а младшему, Ивану-дураку. который забывает помыться, вечно ходит с открытым ртом, обо все спотыкается и смешно падает вверх ногами. все осложняется тем, что отец - король Англии, сыновья хотят все как один наследовать престол - "вы что, думаете все стать королями?" и к тому же все трое не дураки строить козни, чтоб этого престола добиться. даже Джон-дурак.
а еще у короля есть опальная королева - Алиенора Аквитанская. которую он держит под арестом за мятежи и выпускает изредка по праздникам. и она тоже любит строить козни против Генриха II Плантагенета, хотя не перестает его любить - о чем в пьесе предусмотрены подробные разборки. на дворе 1183 год.
классического рыцарского экшена в фильме почти нет - ну помахали вначале мечами, да и пошли обедать в замок, ибо махали в учебном порядке. но впереди Рождество, и Генрих, давно живущий с французской принцессой, соблаговолил пригласить законную жену на праздник.
и начинается противостояние, в котором собственно каждый против всех. всем чего-то надо, но никто никому не союзник. даже если так выглядит.
и Алиенора, которая периодически повторяет, что ей уже ничего не надо, на самом деле тут одна из самых волевых желающих. и весьма забавный, противоречивый, мощный финал, когда хоть кто-то начинает хоть что-то понимать и ценить то, что ценно. исторически это ничего не решает, впрочем. все будет идти согласно обстоятельствам.
помимо королевы, свои интересы готов защищать французский король Филипп, у него полно рычагов, но и Генрих непрост.
в процессе всякое будет, в результате чего королевская парочка будет и страдать, и рыдать, и терять... и обретать.
но очень мило вот это: выпустишь меня на Пасху? и что, ты даже в святое воскресенье на меня нападешь? хм, очень может быть.
фильм имеет много Оскаров, в нем все мощно, значительно и красиво. и музыка Джона Барри, и локации-декорации, и костюмы, и сценарий. и конечно актерский ансамбль - и увядающая, но задорная Кэтрин Хепберн, и 36-летний Питер О’Тул, играющий почти старика (в реале он на 25 лет младше своей партнерши, а в истории - примерно на 17), и молоденький но удаленький Тимоти Далтон, и несгибаемо хмурый Энтони Хопкинс, и все остальные.
Лев зимой The Lion In Winter 2003, режиссер Андрей Кончаловский
Генрих II Плантагенет (Патрик Стюарт) по итогам заговора жены и отчасти сыновей против него отправляет виновницу в застенки, где она коротает время за вышивкой и очередными планами мести. но на Рождество приглашает ее в замок, где Алиенора (Гленн Клоуз), никак не показывая ни униженности, ни уязвленности, как ни в чем ни бывало расточает улыбки и приветствия даже тем, кто ей не рад. в том числе юной любовнице супруга, которую она растила с малых лет как будущую невесту сына. а также сыновьям, которые особо ни между собой, ни с родителями не ладят.
если малахольный Джон (будущий Иоанн Безземельный) - любимец отца, а честолюбивый Ричард (будущий Львиное сердце) - мамин сын, то Джеффри вообще никем не любим, он третий лишний на этом празднике жизни. у него своя маленькая и недолгая история, не играющая для сюжета особой роли. и вот в это осиное гнездо также является французский король Филипп со своими интересами, в которых его сестренка не только любовница короля и невеста принца, но и разменная монета, ибо у нее есть приданое.
ох как все закручено... новый фильм следует пьесе почти так же точно, как и старый. но вот основной состав не менее сильный. и актерам конечно в лом повторять прежних. но от сюжета далеко не уйти. и они просто другие. разве что местами, заигрывая со старой версией, практически повторяют те же раскадровки, просто поменяв руку. Патрик Стюарт конечно более зрелый, чем Питер О'Тул. и в нем нет той придурковатости, которая заставляет зрителя гадать, чем же король так привлекает женщин и приковывает взгляд зрителя. а тут без загадок, есть просто Стюарт, брутальный и обаятельный. без особой многогранности. но мне уже чего-то не хватает :) при всем расположении к артисту. в Гленн Клоуз сложно найти приметы былой красоты. это та же самодостаточная женщина, не теряющая чувства собственного достоинства, но способная впасть в сентиментальность наедине с собой или с кем-то любимым. да, ее любовь причудлива, но сильна.
а любовница Элис тут просто рвет одеяло на себя, все-таки жене режиссера больше позволено. она не такая тихушница, как в прежнем фильме, которая заявляет о своих правах и желаниях ближе к финалу. Высоцкая куда ярче и кокетливее, на ней гораздо чаще останавливается камера. но ничего такого - она молодая-красивая, пусть будет. когда занялась скриншотами, бросилось в глаза, что совместных кадров в старом фильме больше у Алиеноры и Генриха, а вот в новом - у Генриха с принцессой. в разы больше. красивых, любовно выстроенных.
сыновья мне здесь меньше понравились. не слишком фактурные актеры, хотя и стараются. куда им до Энтони Хопкинса с горящим взором. зато Филипп - Джонатан Рис Майерс. мнение, что он переиграл прежнего, оспаривать не буду. он помельче и даже немного поженственнее, чем Далтон, и это примет тут дополнительное значение. пишут, что нежные отношения есть и в старой версии, но переводом или каким другим методом пригашены.
подытоживать сложно - я не могу сказать, что какой-то фильм из двух сильнее другого. в обоих есть достоинства, на разных ключевых фигурах разные акценты сделаны, кто-то обаятельнее и сильнее в одном, зато кто-то другой во втором. мне чем-то мил более старый, но и в новом есть нечто интересное (и нет, не то повесточное). визуально оба хороши, но старый яркий и лаконичный, а костюмы и декорации побогаче - или повычурнее - во втором. а елку я в нем не нашла. только гирлянды на лестнице. но главное - это достойные экранизации отличной драмы, смыслы которой хорошо раскрыты, после просмотров хочется почитать про этих людей и про то, что будет дальше. я так и сделала.
а теперь традиционный сравнительный скриншотопакет (26 кадров).
[кадры]кадры-68 откадрированы не по канону, чтобы вписать в формат поста.
опальная королева в трудах и планах
Иоанн будущий Безземельный, любимец отца
Ричард будущий Львиное сердце, мамин сынок
Джеффри II Плантагенет, никому не интересный
почти материнские объятия, довольно искренние
Алэ / Элис / Адель / Аделаида, история затрудняется утверждать, какое имя точнее. а какая актриса - это уж сами решайте :)
степень вовлеченности короля в отношения
единственные надежные друзья стареющей королевы - драгоценности. а не зеркало.
и корона пока что. даже две.
принц Филипп II Август, коварен и настойчив
было или не было?
даже смешно немножко. ну а что, сцена отличная. зачем что-то менять?
upd просмотр ленкомовского спектакля с Инной Чуриковой - здесь