будни и праздники королевского прайда

Jun 19, 2024 16:06

на сей раз по очереди посмотрела две экранизации пьесы Джеймса Голдмена.
как ни странно, в хронологическом порядке.

Лев зимой
The Lion In Winter
1968, режиссер Энтони Харви



было у отца три сына (вообще больше, но в наличии трое). он очень не хотел дробить свое наследство, которое изрядно просядет в цене. и подумывал оставить его не старшим, а младшему, Ивану-дураку. который забывает помыться, вечно ходит с открытым ртом, обо все спотыкается и смешно падает вверх ногами.
все осложняется тем, что отец - король Англии, сыновья хотят все как один наследовать престол - "вы что, думаете все стать королями?"
и к тому же все трое не дураки строить козни, чтоб этого престола добиться. даже Джон-дурак.



а еще у короля есть опальная королева - Алиенора Аквитанская. которую он держит под арестом за мятежи и выпускает изредка по праздникам. и она тоже любит строить козни против Генриха II Плантагенета, хотя не перестает его любить - о чем в пьесе предусмотрены подробные разборки.
на дворе 1183 год.

классического рыцарского экшена в фильме почти нет - ну помахали вначале мечами, да и пошли обедать в замок, ибо махали в учебном порядке.
но впереди Рождество, и Генрих, давно живущий с французской принцессой, соблаговолил пригласить законную жену на праздник.



и начинается противостояние, в котором собственно каждый против всех.
всем чего-то надо, но никто никому не союзник. даже если так выглядит.



и Алиенора, которая периодически повторяет, что ей уже ничего не надо, на самом деле тут одна из самых волевых желающих.
и весьма забавный, противоречивый, мощный финал, когда хоть кто-то начинает хоть что-то понимать и ценить то, что ценно.
исторически это ничего не решает, впрочем. все будет идти согласно обстоятельствам.

помимо королевы, свои интересы готов защищать французский король Филипп, у него полно рычагов, но и Генрих непрост.



в процессе всякое будет, в результате чего королевская парочка будет и страдать, и рыдать, и терять... и обретать.

но очень мило вот это:
выпустишь меня на Пасху?
и что, ты даже в святое воскресенье на меня нападешь?
хм, очень может быть.

фильм имеет много Оскаров, в нем все мощно, значительно и красиво.
и музыка Джона Барри, и локации-декорации, и костюмы, и сценарий.
и конечно актерский ансамбль - и увядающая, но задорная Кэтрин Хепберн, и 36-летний Питер О’Тул, играющий почти старика (в реале он на 25 лет младше своей партнерши, а в истории - примерно на 17), и молоденький но удаленький Тимоти Далтон, и несгибаемо хмурый Энтони Хопкинс, и все остальные.

Лев зимой
The Lion In Winter
2003, режиссер Андрей Кончаловский



Генрих II Плантагенет (Патрик Стюарт) по итогам заговора жены и отчасти сыновей против него отправляет виновницу в застенки, где она коротает время за вышивкой и очередными планами мести.
но на Рождество приглашает ее в замок, где Алиенора (Гленн Клоуз), никак не показывая ни униженности, ни уязвленности, как ни в чем ни бывало расточает улыбки и приветствия даже тем, кто ей не рад.
в том числе юной любовнице супруга, которую она растила с малых лет как будущую невесту сына.
а также сыновьям, которые особо ни между собой, ни с родителями не ладят.



если малахольный Джон (будущий Иоанн Безземельный) - любимец отца, а честолюбивый Ричард (будущий Львиное сердце) - мамин сын, то Джеффри вообще никем не любим, он третий лишний на этом празднике жизни. у него своя маленькая и недолгая история, не играющая для сюжета особой роли.
и вот в это осиное гнездо также является французский король Филипп со своими интересами, в которых его сестренка не только любовница короля и невеста принца, но и разменная монета, ибо у нее есть приданое.



ох как все закручено... новый фильм следует пьесе почти так же точно, как и старый. но вот основной состав не менее сильный. и актерам конечно в лом повторять прежних. но от сюжета далеко не уйти. и они просто другие. разве что местами, заигрывая со старой версией, практически повторяют те же раскадровки, просто поменяв руку.
Патрик Стюарт конечно более зрелый, чем Питер О'Тул. и в нем нет той придурковатости, которая заставляет зрителя гадать, чем же король так привлекает женщин и приковывает взгляд зрителя. а тут без загадок, есть просто Стюарт, брутальный и обаятельный. без особой многогранности. но мне уже чего-то не хватает :) при всем расположении к артисту.
в Гленн Клоуз сложно найти приметы былой красоты. это та же самодостаточная женщина, не теряющая чувства собственного достоинства, но способная впасть в сентиментальность наедине с собой или с кем-то любимым. да, ее любовь причудлива, но сильна.

а любовница Элис тут просто рвет одеяло на себя, все-таки жене режиссера больше позволено. она не такая тихушница, как в прежнем фильме, которая заявляет о своих правах и желаниях ближе к финалу. Высоцкая куда ярче и кокетливее, на ней гораздо чаще останавливается камера. но ничего такого - она молодая-красивая, пусть будет.
когда занялась скриншотами, бросилось в глаза, что совместных кадров в старом фильме больше у Алиеноры и Генриха, а вот в новом - у Генриха с принцессой. в разы больше. красивых, любовно выстроенных.



сыновья мне здесь меньше понравились. не слишком фактурные актеры, хотя и стараются. куда им до Энтони Хопкинса с горящим взором.
зато Филипп - Джонатан Рис Майерс. мнение, что он переиграл прежнего, оспаривать не буду.
он помельче и даже немного поженственнее, чем Далтон, и это примет тут дополнительное значение. пишут, что нежные отношения есть и в старой версии, но переводом или каким другим методом пригашены.

подытоживать сложно - я не могу сказать, что какой-то фильм из двух сильнее другого. в обоих есть достоинства, на разных ключевых фигурах разные акценты сделаны, кто-то обаятельнее и сильнее в одном, зато кто-то другой во втором.
мне чем-то мил более старый, но и в новом есть нечто интересное (и нет, не то повесточное).
визуально оба хороши, но старый яркий и лаконичный, а костюмы и декорации побогаче - или повычурнее - во втором. а елку я в нем не нашла. только гирлянды на лестнице.
но главное - это достойные экранизации отличной драмы, смыслы которой хорошо раскрыты, после просмотров хочется почитать про этих людей и про то, что будет дальше. я так и сделала.

а теперь традиционный сравнительный скриншотопакет (26 кадров).

[кадры]кадры-68 откадрированы не по канону, чтобы вписать в формат поста.

опальная королева в трудах и планах



Иоанн будущий Безземельный, любимец отца



Ричард будущий Львиное сердце, мамин сынок



Джеффри II Плантагенет, никому не интересный



почти материнские объятия, довольно искренние



Алэ / Элис / Адель / Аделаида, история затрудняется утверждать, какое имя точнее. а какая актриса - это уж  сами решайте :)



степень вовлеченности короля в отношения



единственные надежные друзья стареющей королевы - драгоценности. а не зеркало.



и корона пока что. даже две.



принц  Филипп II Август, коварен и настойчив



было или не было?



даже смешно немножко. ну а что, сцена отличная. зачем что-то менять?







upd
просмотр ленкомовского спектакля с Инной Чуриковой - здесь

1968, кинематограф, Лев зимой, кинораскопки, the lion in winter, кончаловский, 2003, сравнение, экранизации, двойка

Previous post Next post
Up