родовое проклятие, космическая угроза и такса в тележке

Oct 11, 2023 23:43

что-то мало российского кино последнее время смотрю. вот едва набрала пятерку за несколько месяцев.
отзывы располагаю в хронологическом порядке. собственно, один фильм достаточно старый, остальные из новой эпохи.
все фильмы неплохи. по-разному.

Дикая охота короля Стаха
1979, режиссер Валерий Рубинчик



конец 19 века. молодой ученый Андрей Белорецкий бродит по Полесью, собирает фольклор, особенно ему интересны местные мистические истории с призраками и прочими страшилками. когда его застал дождь, пришлось постучаться в ближайший замок. его приняли, но дом оказался почти пустым: юная хозяйка-наследница и немножко обслуживающего персонала. за ужином она как-то пренебрежительно отозвалась о его занятии - что за глупость собирать придумки темных безграмотных людей...
вскоре оказалось, что самая страшная местная легенда очень даже касается ее лично. ее предок убил некоего могущественного Стаха, тот успел проклясть его род, и как раз последнее проклятое колено - она, Надежда Яновская. ночи она проводит в страхе, дни в уединении, а ее родственники мечтают выдать ее замуж, и женихи имеются. весьма заинтересованные.
и главная угроза - Дикая охота, призрачные всадники на конях. которые угробили немало людей, в том числе и отца Надежды.
Андрей не склонен верить в мистику, но вокруг него постоянно происходит нечто очень пугающее, в том числе смерти людей из ближнего круга Яновских.

фильм на самом деле страшненький - пустынные пейзажи поздней осени, редкие странные постройки, бездорожье, огромный запущенный особняк (мы могли его запомнить в Трех мушкетерах), по которому то и дело снуют странно выглядящие существа.
в фильме немало отступлений от книги Короткевича, но сама суть остается, это в сущности борьба с тьмой, суевериями и злонамеренностью неких людей.
детективом это сложно назвать, но тут есть и загадка, и расследование, и его инициатор, и ответы на вопросы, и даже возмездие.
релиз неплохого качества, только звук очень разбалансирован; учитывая, что в него вложено много смысла, это мешает.

Плотников, Филозов, Хмельницкий - наиболее громкие имена из актерского состава; Надежду играет Елена Димитрова, еще есть безумная вдова в исполнении Валентины Шендриковой и зловещая экономка, в чьей роли  актриса сложной судьбы Мария Капнист.
тем, кто любит подобную тематику и немножко побояться, вполне советую.
смотрела почти одновременно с Джорджино, показалось - есть немало сходства в сюжете и атмосфере. остальное сравнивать, пожалуй, некорректно.

Не скажу
2010, режиссер Игорь Копылов



молодая пара, живущая в очень необычной съемной квартире, выясняет отношения.
казалось бы, у них все так интересно, оба яркие, красивые, их быт несколько фантастично обустроен, они как будто  максимально притерты друг к другу, ан нет, что-то между ними пробежало. и Анна кидает монетку в специальное устройство, которое когда-то смастерил Иван на такой случай.
практически весь фильм на экране двое, их пространство - сложносочиненная сцена, стиль игры - нарочито театральный.
им много чего приходится делать - и переодеваться, и танцевать, и крушить все подряд, и притворяться, и лгать, и выводить друг друга на чистую воду. казалось бы, интересно ли смотреть почти два часа на чужой затяжной конфликт - но я поймала себя на том, что собралась оставить последние полчаса на завтра, а сама не могла остановиться и выключить, пока не заставила себя волевым усилием в час ночи.

такие фильмы обычно провоцируют на то, чтоб начать анализировать: а что ими движет, а почему они что-то не поделили, а похожи ли они, а подходят ли они друг другу... но тут совершенно не хотелось этого делать, хотелось просто наблюдать. не зря говорят, что эта пара (Лиза Боярская и Максим Матвеев) образовалась именно на съемках фильма. они раскрываются для зрителя совершенно неожиданно, и понятно, что раскрыться друг для друга у них получилось еще успешнее.

музыкальное сопровождение у фильма довольно разнообразное. это и "шел медведь к себе домой" в исполнении детского хора, и нежнейшие почти симфонические мелодии, и современное холодное бряканье, изрядно раздражающее. метод, которым порой включались эти музыки, тоже весьма неоднозначен.
разнообразное цветовое решение тоже имеет место. черно-белое вступление, к которому не раз придется вернуться, и цветное "сейчас" в оригинальных квартирных декорациях, и контрастная дождливая ночь вне квартиры.
и жутковатые перемазанные белилами статисты, или бесы, или демоны, которые тихо дремлют, пока еще все можно уладить, но вмешиваются, когда назревает что-то не то.
это необычный фильм, который затягивает, с запоминающимся визуалом и высоким градусом надрыва, с которым ребята вполне справились.

Мира
2022, режиссер Дмитрий Киселев



у Леры (Вероника Устимова) все сложно. папа шесть лет на космической станции безвылазно, и контакт у них не слишком получается, есть обиды.
ее мама снова замужем и ждет ребенка, а от нового мужа в семье есть маленький немного надоедливый сводный братик.
а еще у Леры психотравма, связанная с настоящей травмой и отцом, ей сложно поддерживать отношения со сверстниками, и есть только один друг с рукой-протезом.

Земля ожидает близкого прохождения астероида, и все радостно ждут небывалого зрелища. и то, что узнают на космической станции про особенности небесного тела, слишком поздно как для землян, так и для космонавтов.
и вот они в экстремально критических условиях: Лера во Владивостоке и папа в космосе - объединяются, чтоб спасти хоть что-то и хоть кого-то.

всякие рекламы фильма и отзывы немного настораживали, но я все-таки решила его посмотреть.
не так уж он плох, только вот нелогичность поступков и немереное упрямство отдельных персонажей зашкаливают порой. а если б не - было бы меньше зрелищности. до сих пор не пойму, неужто интересность фильма должна строиться исключительно на чьей-то глупости и упертости?
ребенок школьного возраста, только что побывавший в смертельной опасности, весело скачет и убегает по страшным разрушающимся кварталам от сестры.
панически боящаяся пожара большая девочка бросается туда, где вот-вот все взорвется, а алгоритм предотвращения подсказать особо некому.

в общем, у нас как всегда. вспомнились и Притяжение с Вторжением, и Вызов, и всякое другое, так вот в Мире, кажется, несколько больше перегнули.
но зрелищно, ничего тут не попишешь, смотреть можно.
из наиболее известных актеров тут замечены Лагашкин, Мороз, Смоляков; в роли отца - Анатолий Белый.

Снегирь
2023, режиссер Борис Хлебников (в соавторстве с Натальей Мещаниновой)



двое наивных современных пацанов, учащихся мореходного училища, направлены на практику на рыболовецкий траулер "Снегирь". в порту они его еле нашли, а найдя, присвистнули - не то пиратское судно, не то аттракцион "комната страха". и - вот не зря, не зря.
приняли их как-то не очень радостно, хотя казалось бы - две пары рук кому помешают? тем более бесправных и не слишком затратных.
можно ими помыкать и давать самую нудную черную работу.
что, собственно, и было сделано.
а мальчики такие незамутненные, морковку из рагу брезгливо выгребают, пресную воду на душ переводят, рыбу не так обезглавливают, в опасной зоне плохо слушаются команд.
а вдруг шторм? а вот и он!

кино сильное, без прикрас. дедовщина как в армии, с жесткими розыгрышами. нет чтоб великодушно простить их глупость и научить правильному, но где тут правильное-то? просто экипаж друг к другу притерпелся, а вот эти винтики оказались лишними.
и то, что случилось, в общем-то назревало.
а то, чем кончилось - увы, тоже предсказуемо. у каждого своя шкура, она ближе к телу.

одного из парней, кстати, играет Макар Хлебников, сын режиссера. второго - Олег Савостюк, мне не знакомый, но уже с некоторым опытом.
ну и взрослые дяденьки, в том числе верный себе невнятный, но значительный Робак и совершенно филигранный Трибунцев. поднимает уровень фильма на приличную высоту, притом что его персонаж остается достаточно низкой личностью.

Поехавшая
2023, режиссер Антон Маслов



когда вам сегодня тридцать, вы обнаруживаете, что поздравить вас никто не пришел, банкетный зал пуст, а официанты вот-вот внесут тортик под соответствующее вокальное сопровождение, что будете делать?
благополучная Анна, ныне москвичка и инстаграмная гуру, усадив за тортик случайного курьера-киргиза, быстренько переосмысливает текущий момент своей жизни. садится на велосипед, в тележку сажает таксу Капу - и выезжает в родной Нижний Новгород к маме, с которой ввиду сложных жизненных коллизий практически утеряна связь.
а по дороге чего только с ней не случается - и непогоды, и аварии, и главное - люди: как хорошие, так и плохие. или наоборот: плохих все-таки меньше.

учитывая, что фильм снят по книге реальной Анны Смолиной, будем считать, что баланс добра и зла выдержан близко к действительной истории, разве что сюжет мог быть немного сконцентрирован.
в конце показывают настоящие фото автора, и становится понятно, что основополагающие моменты - от заплывшего глаза до судьбоносной встречи - не выдуманы сценаристами.
Ольга Лерман и Виктор Хориняк привычно и слаженно работают вместе, а Дмитрий Чеботарев успешно дополняет центральный треугольник.
Елена Яковлева играет маму, то реально присутствующую, то появляющуюся в мыслях героини, и порой это можно перепутать. но хороша.

героиня с характером, действует спонтанно, с людьми сходится непросто, но она живая, и ей веришь.
а чем дальше к финалу, тем больше переживаешь не только за ее путешествие, но и за личное счастье.
хороший, в итоге добрый, по большей части смешной фильм, смело можно смотреть, не боясь чернухи или тупого юмора.

2023, кинематограф, Мира, 2022, кинораскопки, Поехавшая, Снегирь, пятерка, 2010, Дикая охота короля Стаха, экранизации, фантастика, 1979, Не скажу, наше кино

Previous post Next post
Up