принципы и судьбы

Feb 19, 2023 01:12

три фильма, снятые сорок и более лет назад.
они о разном, хотя в двух можно найти кое-то общее и при  этом полярное.
но все касаются моральных, нравственных  и социальных аспектов.

Зима тревоги нашей
The Winter of Our Discontent
1983, тв, режиссер Уорис Хуссейн



в юности я не помню сколько раз перечитывала эту книгу - а начав смотреть фильм, пыталась понять, что меня в ней так привлекало.
думаю, в первую очередь легкий остроумный язык Стейнбека, все эти шуточки главного героя - какие-то его выражения у меня до сих пор в ходу (спасибо переводчикам, конечно).

но именно в этом возрасте, в расцвет юношеского максимализма, не могут не зацепить вот эти сюжетные повороты: как кристально честный человек становится таким, как все его окружение.
на фоне постоянного возвеличивания Америки - поскольку сын Итана пишет патриотическое эссе, сверяясь с воспоминаниями о предках - мы видим, как та же самая Америка склоняет героя к тому, чтобы стать как все.
его принципы загнали семью в бюджетную яму; магазин, на вывеске которого значится имя Хоули, принадлежит нелегальному мигранту, а Хоули в нем всего лишь продавец. его семья не может себе ничего позволить, хотя почти не жалуется. он ветеран войны, он трудяга - и что?
а ведь судьба начинает подавать ему знаки и даже кое в чем потворствовать.

фильм сделан простенько, но главную роль в нем отдали опытному Дональду Сазерленду, который посмеиваясь и пошучивая очаровывает всех встречных дам и покупателей; сквозь перевод мы слышим его низкий бархатный голос; и его почти двухметровый рост вкупе с пластикой и широкой улыбкой делает Итана весьма привлекательным мужчиной, как и задумано в книге.
и его метания - он просто хочет восстановить былую славу своей фамилии и дать семье процветание - заводят его туда, откуда он не вправе уже никого попрекнуть. потому что сам про себя все понимает.

копия в доступе довольно дрянная, изображение расплывчато, но перевод относительно сносный и разборчивый. в любом случае особого визуала там не ждала, но - вспомнила сюжет и посмотрела на все это уже с позиции какого-то жизненного опыта.

Аморальность
L'immoralità
1978, режиссер Массимо Пирри



начать с того, что подобный фильм не может быть официально снят и допущен к показу в наши дни; этим и интересен.
а еще в этом фильме нет положительных героев и поступков, мы никого не полюбим, ни за кого не будем переживать и никем не будем восхищаться.

живущая на отшибе состоятельная семья держится на сомнительных ценностях. инвалид отец (Мел Феррер) кое-как доживает свои дни в коляске, изредка беседуя с 12-летней дочерью Симоной (Карин Трентефоль), даже учит ее кое-чему непредосудительному, но особо повлиять на ее развитие он не в силах.
а шлюховатая маман (Лиза Гастони) не только шляется по кавалерам и учит дочь самоудовлетворению, но и замышляет поскорее добраться до наследства от мужа, желательно прямо сейчас.
Симона не только предоставлена самой себе. она скрытная, а раннее развитие и отсутствие воспитания избавляет ее от каких-либо нравственных тормозов.

интересы дочки и мамы может прямо сейчас воплотить сбежавший от полиции подраненный маньяк-пeдoфил (Ховард Росс), уложивший в могилу не одно растерзанное юное тельце.
да, я в курсе, что всегда есть женщины, которых как магнитом притягивают опасные извращенцы и половые преступники, но тут их концентрация доходит до 100% женских персонажей, мало-мальски замеченных в сюжете.
в этом фильме легко продают боеприпасы и лекарства несовершеннолетней девочке. жандармы заигрывают и заключают половые сделки с подозреваемыми, но не в состоянии дотошно обыскать дом и угодья. а неразвившийся ребенок сам склоняет человека, известного ей как самый опасный преступник, к сожительству.
кажется, что мир сошел с ума. ну или Италия как минимум.

попыталась найти что-нибудь про Трентефоль, типа того, как фильм испортил ей жизнь и карьеру. но про нее ничего нет. видимо, и правда испортил, во всяком случае актрисой она не стала.
собственно, все указанное не отнимает неплохого качества фильма. он по-своему увлекателен, не лишен символизма и интересных моментов - капканы и клетка с деревом понятно что означают, разговоры про птиц и все такое помогают раскрыть характеры.
актеры довольно интересные, противостояние мамы и дочки отлично сыграно.
перевод, правда, попался несколько неразборчивый, но это не слишком мешало, там и так все понятно.
финал, видимо, закономерен.

Девочка, живущая вниз по переулку / Девочка из переулка
The Little Girl Who Lives Down the Lane
1976, режиссер Николас Жесснер



Ринн (Джоди Фостер) отмечает свое тринадцатилетие в одиночестве, в арендованном коттедже на краю американского провинциального городка.
у нее есть тортик, и не успевает она задуть свечи, как в гости является молодой повеса Фрэнк (Мартин Шин). он сын хозяйки дома и считает, что ему позволено являться в любой момент, урвать пирога и может быть пощупать малолетку.
потому что Ринн всегда одна, а отец, который снял этот дом, все время занят стихосложением и никому не показывается.

второй налет на убежище девочки совершает уже его мать, бесцеремонная особа, которая считает себя вправе двигать мебель в доме и лезть во все углы.
Ринн крайне осторожно себя ведет, но не может устоять против грубого натиска и порой огрызается.
еще пара человек, проявивших интерес к Ринн - коп-итальянец, а чуть позже - его племянник Марио (Скотт Джейкоби), симпатичный юноша с легкой хромотой, который станет другом девочке. и в определенном смысле - больше чем другом. он разделит с ней ее секреты.

это очень пронзительный фильм об одиночестве, бессилии, бесправии, уязвимости и - стойкости.
Ринн крепкий орешек, но судьба предлагает ей такие испытания, которые одной только стойкостью не преодолеть.
против нее весь взрослый мир, в котором норма - воспользоваться чьей-то слабостью, вовлечь в опасную игру, из которой просто так не выйти.
не знаю, чем думал ее отец...
и что теперь будет дальше.
легитимного выхода тут не найти.

13-летняя Фостер сыграла свою ровесницу, и в некоторых сценах ей понадобилась дублерша, старшая сестра. но сама Джоди сыграла очень точно, без лишней суеты, с выверенными эмоциями и красноречивым взглядом из-под челки.
это очень грустный фильм.
это не хоррор, как кое-где пишут, это психологический триллер, и напряжение растет, и сочувствие героям тоже.
мне понравилось. не знаю, почему он у меня столько лет пролежал, давно надо было посмотреть. хотя - тяжелое кино, я это предчувствовала.

тройка, кинематограф, кинораскопки, L'immoralità, the little girl who lives down the lane, 1978, 1976, 1983, the winter of our discontent

Previous post Next post
Up