подставь другую щёку... или нет

Feb 21, 2023 15:15

что-то есть общее в этих фильмах.
причудливая притчевость, разного рода абсурдность, непрямое авторское высказывание.
понимать их буквально - сложно и ни к чему. а трактовать можно так, как вам лично нравится.

Священный дым
Holy Smoke!
1999, режиссер Джейн Кэмпион



в австралийскую семью внезапно прибегает подруга дочери и заявляет, что их Рут (Кейт Уинслет) отказалась возвращаться из Индии, куда они вместе ездили. вот прямо сожгла билет и собралась замуж за гуру, с которым они там знакомились ради интересных впечатлений.
мама с папой переполошились, разработали план, привлекли кучу родственников и снарядили экспедицию в ашрам. а еще подготовили вызов из Америки большого специалиста Пи Джея (Харви Кейтель), способного кого угодно излечить от сектозависимости. всего 3,5% рецидивов!

все это происходит то комично, то нелепо. все эти родственники периодически ходят при всех в нижнем белье, типа да у нас жарко, ачотакова. они то врезаются носом в столб, то обольщают специалиста, то ведут глупые разговоры, то притворяются мертвыми, играя в гольф. в итоге Пи Джей посылает всех куда подальше, уединяется с приехавшей Рут в отдаленном домишке и берет три дня на исправление блудной дочери.

фильмы про секты и избавление от зависимости я обычно смотрю с интересом. но в данном случае почерпнуть каких-нибудь умных рецептов не приходится, тут другое. Пи Джей, поначалу весьма заносчивый и ведущий себя как звезда шоу-бизнеса, в более частной обстановке оказывается несколько иным. а вот Рут обнаруживает как будто моральную незрелость, неспособность формулировать, чего она ждет от жизни и от себя. и в ход идут очень странные приемчики с нарушением всех возможных правил такого взаимодействия.
и бешеная семейка не удерживается от попытки контролировать процесс, отчего все становится еще веселее.
но дуэт Уинслет и Кейтеля показывает такой аттракцион, который не скоро забудешь.
а что секта? ну... хм. все нормально будет.
в итоге - мне понравилось.
танец Рут под Аланис Мориссетт весьма зажигателен. учитывая, куда и по какому поводу она едет в тот момент.

Адамовы яблоки
Adams æbler
2005, режиссер Андерс Томас Йенсен



в небольшой церковной коммуне главный - совершенно блаженный проповедник Иван (Мадс Миккельсен). при нем проживают на исправлении толстый вор-насильник и исламский мститель-грабитель. до кучи присылают только что отбывшего срок неонациста Адама (Ульрих Томсен), да еще забегает на кофе с печеньем потрепанная дамочка, мучимая дилеммой рожать - не рожать.
Адам вешает на стену портрет Гитлeра, которого Иван, кажется, путает со Сталиным, а по просьбе Ивана он должен выбрать себе цель, и увидев яблоню с еще незрелыми яблоками, заявляет, что целью будет испечь яблочный пирог. ну чтоб отвязались. сам же выжидает конца испытательного срока - соратники ждут.

элементы черной комедии тут есть - бронебойный юмор, глумление над святым; есть и параллели с религиозными источниками - книга Иова, те же яблоки, несколько парадоксальные проповеди Ивана и его собственные жизненные правила. но для меня это скорее трагикомедия - когда чередуется смешное и серьезное, мрачное и светлое, и плакать и смеяться приходится одновременно. особенно в финале.

хотелось записать кучу цитат, но отрываться от просмотра было выше моих сил.
Миккельсен тут фееричен, и герой его - не менее. он переживает еще до начала сюжета такие переломы судьбы, которые не каждый выдержит, а уж в течение фильма ему добавляют со всех сторон... и он подставляет вторую щеку. доколе? - вправляет ему мозги Адам.

а песню How Deep Is Your Love я теперь буду воспринимать куда более глубоко :)) вроде что там нового может открыться, я ее все 45 лет с выхода знаю. и тем не менее. фильм, правда, не про любовь. но в широком смысле - может, и про любовь.
а еще теперь знаю, что существуют чешские дрессировщики ворон. берут недорого.
отличный фильм - подумала я и захотела что-нибудь еще из Йенсена.

Зеленые мясники
De grønne slagtere
2003, режиссер Андерс Томас Йенсен



когда, посмотрев полфильма, задумываешься, а что это вообще я смотрю, и идешь одним глазом заглянуть на КП. а там видишь в отзывах, что это нежное, трогательное, сказочное и смешное кино. хмыкаешь - это про психов, убийц, кaннибалов? и идешь смотреть дальше, потому что оказалось - не показалось.
оно действительно такое, хотя не в самом привычном смысле.
по двум просмотренным фильмам Йенсена понимаешь, что доброе и вечное он несет через маргиналов, лишних и потерянных для приличного общества людей.

в этом фильме наши герои - два мясника-неудачника.
Берн - симпатичный парень в образе скинхeда, переживший гибель родителей и жены в аварии, совершённой слабоумным братом-близнецом Эйджилом (в роли обоих Николай Ли Каас). брат лежит в коме, а сам Берн прошел через жуткую депрессию, в рамках которой мстил животному миру, потому что авария случилась, когда на дорогу вышел олень.
Свен (Мадс Миккельсен) - рано осиротевший, затравленный, никем не любимый, неприятный, некрасивый и все такое. женщины, которых ему удается заполучить, рано или поздно бросают его.
и вот эти двое решают открыть свой мясной магазин после того, как в чужом ими постоянно недоволен хозяин.
никто не приходит на открытие... зато приходит проверяющий.

честно говоря, я б сама не решилась это смотреть, если бы не "Адамовы яблоки", неизвестно как попавшие в папку с фильмами на просмотр. раньше я такого стойко избегала, после того как мне приснилась отрубленная нога в почтовом ящике. но наверное, я закалилась с тех пор.
так что - странное кино, но вот оно настоящее, оно вызывает кучу эмоций и оставляет в раздумье - потому что автор вовсе не собирается навязывать нам свою точку зрения. он просто показывает.
в общем, я с Йенсеном пока не завязала.

Банши Инишерина
The Banshees of Inisherin
2022, режиссер Мартин Макдона



население небольшого ирландского острова (вымышленного) варится в собственном соку. все давно перемыли косточки друг другу, но деться от соседей совсем уж некуда. отсюда совершенно полярные вещи - смиренное принятие как данности деревенского дурачка, который может завалиться на ужин, а то и переночевать без приглашения - или вдруг превращение старой мужской дружбы в абсолютно (на сторонний взгляд) немотивированную вражду.
весьма немолодой музыкант Колм (Брендан Глисон) внезапно объявляет старому, но более молодому другу Подрику (Колин Фаррелл), что тот перестал ему нравиться, и за каждый навязанный ему разговор обещает присылать тому свой отpубленный палец.

несмешно, нелогично и совершенно не действенно. как и всё в этом фильме. и именно этой чудаковатой и парадоксальной логикой он удерживает и внимание, и интерес, и смену эмоций.
и какие-то мелкие моменты действуют на подсознание гораздо сильнее, чем вопиющие поступки. и в этих моментах зачастую задействованы животные, которые не могут враждовать, или надоесть, или объявить ультиматум.
на самом деле, конечно, два главных героя - представители разных миров, которые вынуждены сосуществовать и даже приспособились приятно общаться - но есть нечто полярное в них.
музыкант Колм, достаточно образованный и явно повидавший мир, вдруг осознает, что суета и местечковость, отвлекающие его от творчества, достали его и мешают. а простодушный и болтливый Подрик другого просто не знает, и ему не понять. конфликт практически неразрешимый - и в ход идут крайние средства. выглядит как игра, в которую заигрались...

смеяться от того, что обычно выглядит смешно в черных трагикомедиях, не получилось. тем не менее, очень тонкий баланс того, что может вызвать улыбку и слезы, есть. но - именно улыбку. и печаль. и досаду.
отличное кино, но объяснить, почему оно такое - непросто. видимо, в какие-то 25е кадры вшиты хитрые средства для сочувствия и умиления тем, что на самом деле движет людьми, невзирая на их поступки.

Догвилль
Dogville
2003, режиссер Ларс фон Триер



на павильонном полу расчерчена планировка крохотного городка с парой улиц, несколькими семьями, молебенным домом и кустами крыжовника.
в Догвилль - так называется город - прибывает беглянка, красивая молодая Грейс (Николь Кидман), за которой гонятся гангстеры.
начинающий писатель Том (Пол Беттани), который стремится стать духовным отцом города, прячет ее в шахте; бандитам обещает позвонить, если такая объявится; а после представляет Грейс горожанам, попросив принять ее, но - после испытания. девушка должна понравиться всем без исключения, и тогда они ее оставят, не сдадут.

за последующие несколько месяцев, тоже расчерченные на главы, Грейс приходится пройти не одно, а несколько испытаний. но она исповедует (или просто уважает) стоицизм, она само смирение, она исполнена добра и... высокомерия.
потому что если ты не отвечаешь на обиды, не удостаиваешь обидчиков своей реакции, не наказываешь их, значит, ты их презираешь, таков вердикт, который рано или поздно мы услышим.
смирение и есть высокомерие, нам это скажут и даже докажут. и покажут, что оно ничем не лучше лицемерия этого городишки.

конечно, это провокационный фильм от начала до конца. включая того пацанчика, который не оставляет выбора героине, хитро ею манипулируя. многодетную мамашу, которая разрешает всем идти по дорожке, кроме приезжей, и диктует параллели, которыми не грех воспользоваться. грузоперевозчика, который все оправдывает принципами грузоперевозочного кодекса. да что там перечислять...
зачастую фильм, в котором нам по полочкам все разложили и озвучили, не оставляет вопросов. после этого - сплошные вопросы. кто мы будем, когда займем ту или иную сторону? что выберем - смирение или справедливость? а чья она, справедливость, и что принесет?

фильм нарочито театрален, но меня это не смутило. условность, схематичность и притчевость - не всегда являют нехватку выразительности. я находила там свои маячки; я вспоминала кукольные домики из детства, нарисованные на асфальте комнатки; я все ждала, когда она застрянет в текстурах.
она не застряла, нет. ей не дали. третьего, как оказалось, не дано.
вы не приняли добро? так примите зло.

De grønne slagtere, йенсен, кэмпион, the banshees of inisherin, пятерка, макдона, 2005, Ларс фон Триер, Adams æbler, кинематограф, 2022, артхаус, 2003, dogville, holy smoke!, 1999

Previous post Next post
Up