так, вроде праздники отгремели) можно собрать в непротокольный пост пять фильмов о космосе.
не все из них фантастика, но кто-нибудь со мной поспорит, может быть.
правда, в некоторых то ли космос, то ли космонавты не то, чем кажутся.
но конкретизировать не буду, сами разбирайтесь :)
сначала два не самых удачных на мой вкус, а вот три последующих на меня произвели впечатление. разное, но сильное.
Пандорум
Pandorum
2009, режиссер Кристиан Альварт
Земля перенаселена, в итоге жить невозможно, ресурсов не хватает, места тоже.
грандиозный ноев ковчег - звездолет "Элизиум" - построен, набит 60 тысячами спящих людей и начинает свой путь в несколько столетий длиной. для управления назначены несколько команд, которые сменяют друг друга, отдыхая в анабиозе.
однажды просыпается механик команды №5 капрал Бауэр (Бен Фостер), следом Пэйтон (Деннис Куэйд) - оба не могут понять, где они и где все люди. вокруг темновато и страшновато. приодевшись в форму, и даже не позавтракав, они пытаются принять вахту, но принимать ее не от кого.
Пэйтон решает остаться на месте у приборов связи, Бауэр идет на разведку.
следующие 40 минут можете промотать, ибо все это время Бауэр проваливается сквозь арматуру и кабели на нижние уровни, отбиваясь от непонятных мутантов, а Пэйтон пытается его провести по этим лабиринтам, все время теряя связь
потом, когда встречаются не только чудовища, становится немного более живенько, но все равно неинтересно и неправдоподобно. двух выживших и вооруженных встречных, которые привыкли драться и никого не оставлять в живих, Бауэр мирит короткой проповедью в стиле кота Леопольда.
но на пути героев встает пандорум - страшная, обросшая мифами болезнь, поражающая длительно летающие экипажи.
фильм ужасно муторный, темный и по большей части скучный. убрать драки - маловато останется, ну разве что на короткометражку. а драки неинтересные, их и разглядеть толком не удается. объяснить вот этих чудовищ тоже не удалось - откуда у них шипастые воротники в стиле трицератопсов - от пандорума?
все, что мне понравилось - это финал. феерично, красиво, с выдумкой. и как-то очень нереалистично, но в этом фильме такому уже не удивляешься.
совершенно никакого психологического аспекта, отношения персонажей нелогичны, поведение с трудом объясняется. хорошие актеры просто торгуют лицом. мелькнул Норман Ридус - такое впечатление, что типа "ребят, мне некогда, но охота украсить собой кино, а давайте я минуту повишу вверх ногами".
также
тут (с картинками и вместе с Высшим обществом)
Орбита 9
Órbita 9
2016, режиссер Хатем Храиче
в космическом корабле летит на вожделенную планету, годную к колонизации, девушка Элена (Клара Лаго). ввиду повреждений системы на корабле усугубляются проблемы с воздухом. ее родители несколько лет назад просчитали, что одна она выживет, и самоустранились. девушка освоила многие необходимые операции, но в данном случае понадобилась поддержка со стороны.
в какой-то момент стало возможным получить помощь с ремонтом системы, к "Ребекке" пристыковался симпатичный наладчик (Алекс Гонсалес) и все починил. поскольку девушке очень хотелось испытать на себе некоторые физические радости, Алекс также послужил этаким тренажером - правда, не по своей инициативе.
но после расставания оказалось, что Алексу по ряду причин хочется видеть Элену рядом с собой.
и тут зрителю открываются обстоятельства, согласно которым совы не те, чем кажутся, все это ужасно вопиюще и бесчеловечно, и Алекс, как Дон Кихот, идет на ветряные мельницы без особой подготовки.
фильм, начавшийся как нехитрая космическая драма, оборачивается простеньким экшеном с погонями, гостайнами, перестрелками и романтической же историей.
порой кажутся не слишком продуманными некоторые моменты, но в целом история получилась хоть и очень вторичная, но приятная, с относительно позитивной развязкой.
главный вопрос - чем можно жертвовать ради науки и ради будущего опять же обреченной родной планеты.
прочее - уже спойлеры. хотя фильм не раз шел по тв, и возможно, эта тайна для вас уже не тайна. заодно вспомнится еще кое-какое кино, слегка культовое.
также
тут вместе с Луна-2112 и картинками
Человек на Луне
First Man
2018, режиссер Дэмьен Шазелл
фрагмент жизни реального человека и космонавта Нила Армстронга, 1960-е.
весьма обыденно и до мелочей осязаемы производственно-технические моменты. страшно подумать, насколько менее совершенны были все системы обеспечения космических полетов - связь, безопасность, программы, общий комфорт. как люди шли на риск после того, как погибали их товарищи в куда более простых ситуациях, в том числе не взлетая с поверхности, вот просто - в замкнутом пространстве от какой-нибудь ерундовой неполадки.
похороны у нас - дело обычное, говорит его жена.
перед полетом заставляет его сказать детям, что он может не вернуться.
нам привычнее - когда боятся сглазить, даже намекать на страшные риски, когда уповают на позитивное мышление, говорят - все будет хорошо, мы молодцы, а случайности бывают везде и всегда.
это космическое братство.
- когда везунчик тот, кто следующим полетит рисковать, и ему завидуют. не думая о плохом, случайном и фатальном.
- когда бортовой компьютер зависает от не слишком нужного сообщения о том, чем можно пренебречь, и при этом не пропускает важные данные. и приходится действовать по ситуации, оценивая и управляя вручную.
- когда учебные полеты ориентированы прекратить риск сразу после сообщения об ошибке, а настоящие - на то, чтобы это сообщение не принимать во внимание.
Армстронгу на протяжении фильма случается рисковать всерьез не один раз, и удивляешься, как ему удалось прожить 82 года. вот кто везунчик.
когда за полетом Аполлона-11 следили в прямом эфире все американцы, включая жен астронавтов, нам о нем рассказали только постфактум.
если у нас космос был однозначно предметом народной гордости, то американцы активно протестовали против затрат на эту отрасль, ты летишь на Луну, а мне нечего есть. среди протестующих был, например, Курт Воннегут.
интересно, какой Армстронг был в жизни - такой, каким его показал Райан Гослинг? не слишком общительным, не выдающим свои горести и радости, раскрепощенным разве что с женой и детьми, реже с коллегами на отдыхе, и то не всякий раз.
перед полетом спрашивают, что экипаж возьмет с собой в качестве личных вещей.
один говорит - жена просила свозить в космос ее украшения, чтобы потом хвастаться.
Армстронг отвечает - если б мог, то побольше топлива.
но мы-то увидим, что он взял, и зачем. вряд ли он кому-то про это сказал, даже жене не факт.
хорошее кино, не пафосное, не хвастливое.
и когда у астронавтов в хорошую минуту вдруг появляется потребность сопроводить свою радость музыкой, у Армстронга находится кассета - он прихватил в космос ни много ни мало: свою любовь.
также с картинками
тут Высшее общество
High Life
2018, режиссер Клер Дени
высшее? или высокое? безгранично далекое и недосягаемое?
звездолет в форме спичечного коробка вышел за пределы Солнечной системы. общество в нем - одни изгои. преступникам без будущего предложили альтернативу - стать подопытными кроликами, а в случае выполнения планов даже немножко героями. если получится, они добудут из черной дыры энергию, а если нет - то хотя бы поживут еще несколько лет, испытывая безумные замыслы одной из них, ведьмы-доктора Дибс (Жюльет Бинош). она пичкает бывших уголовников успокоительным, а взамен собирает с них материал для создания космических непорочно зачатых младенцев. естественного способа для этого на корабле не предусмотрено.
фильм открывается малореальными на вид, но невозможно трогательными сценами, в которых Монти (Роберт Паттинсон) воспитывает, кормит, моет и баюкает малютку Уиллоу. это все, что осталось от эксперимента.
безумное, одновременно отвратительное и притягательное кино практически погрузило меня в транс. я посмотрела его почти два раза, периодически отматывая и вглядываясь в детали.
если о прошлом нам рассказано хоть и урывками, но достаточно понятно, то все, что происходит в данный момент, еще больше разорвано на куски и перемешано.
режиссер умудрилась сделать одновременно очень грязное и чистое кино. оно изобилует эротикой, причем жесткой, и при этом не демонстрирует больше обнаженки, чем в какой-нибудь романтической комедии. сцены насилия граничат с почти монашеским образом главного героя, сознательно отдалившего себя от всей этой вакханалии - но уберечься от участия в замыслах ведьмы, командующей дозами, ему непросто.
критиковать режиссера за странную форму звездолета, за невесомость, которая то есть, то нет, за псевдонаучность бесполезно. она сделала все так, как хотела, проконсультировавшись со специалистом, и у нее на все есть ответы. к тому же космос - это просто место, куда можно было отправить героев для полной изоляции, и у нее получилось. она вынашивала фильм 15 лет, а Паттинсон с боем отстоял свое право сняться в нем.
и что бы там ни происходило - сцены с ребенком, одетым в нечто пошитое из взрослой спецодежды, отрывающим от такой же самодельной куклы руку, которую потом через край пришивает Монти - они очищают все и выдают часть замысла автора: самое чистое и высокое может быть только вдали от нашей цивилизации, от ее влияния, безумия, насилия и лжи.
кроме названных, в фильме засветились Миа Гот, Андре Бенджамин, Агата Бузек и другие, а также малютка Скарлетт (дочь друзей Паттинсона), чьи первые шаги нам доведется увидеть прямо в кадре.
также
тут (с картинками и вместе с Пандорумом)
Луна 2112
Moon
2009, режиссер Дункан Джонс
на темной стороне Луны расположена база по добыче гелия. эта разработка уже несколько лет как ликвидировала недостачу энергетических ресурсов на Земле. на базе один человек Сэм Белл и один робот-компьютер Герти. Герти поддерживает Сэма морально и технически, обеспечивает ему бытовые нужды и медобслуживание и составляет компанию. потому что хоть у Сэма на Земле и остались жена и дочь, со связью все время какие-то проблемы, и ему только иногда удается получать от жены записанные видеосообщения.
Сэм уже ко всему привык, тем более что ему остались считанные дни конца стандартного трехлетнего срока командировки.
однажды один из харвестеров потерялся. исчезла связь с его аппаратурой. Сэм отправляется на поиски на другом харвестере и терпит крушение.
а потом приходит в себя на базе, слегка покалеченный, но живой.
все остальное будет спойлером, поэтому остается вещать про гуманитарные ценности и техническую информацию.
фильму уже порядочно лет, и те вопросы, которые он ставит, до сих пор не решаются просто потому, что наука пока не сделала показанное обыденностью. тем не менее их задают и теперь. это - человеческое отношение к человеку. не в смысле потенциальной гибели человечества, а про конкретного любого человека, неважно, в каких условиях он рос и какими полномочиями облечен. потому что у него есть душа, память, мечты и боль.
фильм снял сын Дэвида Боуи за совершенно смешные деньги. при этом обстоятельства позволили ему привлечь отличных специалистов по визуалу и спецэффектам, и хотя ничего особо головокружительного нам не показали, то, что мы увидели - за это не стыдно, это дало нужную атмосферу и приличную сцену для театра почти одного актера.
а этот один актер Сэм Рокуэлл продемонстрировал себя совершенно разного - молодого и бодрого, наглого и конформиста, усталого и даже еле живого, циничного и мечтательного. а да, еще голого, небритого и окровавленного.
а еще мои симпатии однозначно завоевал Герти (с голосом Кевина Спейси). ориентированный на всестороннюю помощь человеку, он оказывается способен пренебречь какими-то инструкциями, чтобы на самом деле помочь. ИИ, предавший все стереотипы о злобных бездушных роботах - это круто. а с другой стороны, может, это не так уж удивительно?
фильм недлинный, все что надо показали, разве что хотелось бы еще немного подробностей в финале.
но душу надорвать успели.
также
тут вместе с Орбита-9 и картинками