ледовый мезальянс и снежный декаданс

Apr 26, 2021 20:58

традиционно смотрю всё невовремя. у вас весна и оскар, у меня сказочки минувшей зимы. российские, снежные, ледяные.
скриншоты в ассортименте, букв тоже немало. берегите  время, глаза и трафик.

Серебряные коньки
2020, режиссер Михаил Локшин



Санкт-Петербург в канун нового 1900 года.
молоденький Матвей (Федор Федотов), умелый конькобежец и доставщик пирогов, из-за досадного недоразумения теряет работу. в то время как его отец, фонарщик (Тимофей Трибунцев), тяжело заболевает и нуждается в дорогом лечении, нигде кроме как в Баден-Бадене.



любящий сын принимает предложение от шайки уличных карманников, задурманивших ему мозги идеями экспроприации и "Капиталом".
карманники - виртуозные и хорошо обученные конькобежцы - дают ему шанс заработать на папино выздоровление.



во время одной из вылазок Матвей знакомится с дочкой министра, увлеченной науками и предназначенной в невесты важному полицейскому начальнику - из тех, кто задается целью усмирить ледовую команду воришек.
умненькой Алисе (Софья Присс) Матвей нравится гораздо больше, чем жених Аркадий, умеющий фигурно кататься так и этак.



очень красивые локации - заснеженная северная столица с ледяными каналами-артериями, фееричные костюмы и интерьеры, пафосные буржуи, не знающие, куда б еще потратить награбленные у бедноты вековые достояния. в кокошниках и горностаях они устраивают балы, осваивают первые авто, затевают выгодные браки и искренне недоумевают, зачем женщине учеба и право голоса.



а зритель сидит и думает, кому отдать симпатии - неужто парню, который вроде как воспитан честным человеком, но ни минуты не усомнился, что вытаскивать чужие бумажники и часы хорошо. хотя нет, разок усомнился, но это была чистая сентиментальность. или девушке, которой взбрело в голову, что можно вот так взять и попользоваться бедным пареньком в своих целях, да что там, можно и голову ему вскружить, ей-то ничего не будет.

но история оказывается настолько сказочной, что и воровал не зря, и встал на путь исправления вовремя, и полюбила бедного мальчика искренне, и все обернулось просто сказочно прекрасно.
совершенно нереальная история, ну ладно, сказка, пусть и будет сказкой.

указанная википедией книга Додж в качестве основы может служить максимум отсылкой - ничего похожего на книгу, кроме названия и бесконечных каналов, я не заметила, даже хоть какого-нибудь фиговенького буера. зато цитирования "Титаника" то и дело мелькают.
Роуз!!! Джек!!!



за неоднозначность происходящего здесь отвечают два второстепенных, но достаточно ключевых персонажа.

первый - жених Алисы, Аркадий (Кирилл Зайцев). если абстрагироваться от того, что он буржуй, он в общем-то не так плох. Алисе обещал некоторую свободу выбора, да и ее защищал до последнего, несмотря на ее явный интерес к нищему. но однажды таки показал истинный оскал капиталиста, нарушив слово дворянина.



второй - предводитель воровской банды Алекс (Юра Борисов). вооруженный идеями Маркса, он вполне незамутненно наказывает власть и капитал имущих, нисколько не терзаясь этическими вопросами, при этом особым робингудством не страдает. да, он периодически делает красивые жесты, но они абсолютно бесполезны, разве что эффектны.



Северия Янашаускайте в роли то ли мачехи, то ли матери Алисы, после искрометной роли в "Звезде" все шаблоннее, ее героини повторяют одну и ту же фишку - роскошные стервозные дамочки без изюминки.



а главные герои простодушны и прямолинейны, и актеры симпатичные. румяные и чувствительные. но они просто отыгрывают свои роли, ничего особенного пока не демонстрируя.



что мне особенно понравилось? корабль. сделать старый корабль пристанищем шайки воров - занятное решение, очень декоративное и отчасти сюжетообразующее.
еще кролик белый понравился, конечно.
старательная работа всех уровней кинопроизводства вполне впечатляет.

но мне не хватило какого-то ироничного взгляда на происходящее, оттеняющего всю эту зефирность, чтоб сердце дрогнуло, и умилилось, и улыбнулось.
ну а про то, что в "детской" сказочке есть совсем недетские моменты, только ленивый не нажаловался.
в общем, если не придираться и смотреть во все глаза на эту красоту, а потом радоваться чудесному финалу, вполне можно получить удовольствие.

также тут

Северный ветер
2021, режиссер Рената Литвинова



где-то в альтернативной России существует ячейка матриархата - Северный клан. им заправляют бабушка - Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая) и ее дочь Маргарита (Рената Литвинова). есть также еще члены семьи, преимущественно женщины, а сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) вот-вот женится на прекрасной стюардессе Фанни (Ульяна Добровская, дочь Ренаты).



весь клан проживает в огромном доме, слегка захламленном и запущенном, но по-своему прекрасном. эти комнатки расписаны невиданными растениями и птицами, завешаны разными побрякушками - зеркальцами и ключиками, заставлены старинной мебелью. а в огромных окнах всегда идет снег, потому что действие этого фильма - зимой, в новогодние праздники разных лет.

на протяжении 30 лет мало что происходит. разве что Бенедикт, потерявший свою невесту в первый же новый год, женится на ее сестре, у них растет сын.
Маргарита все эти годы ждет звонка от человека, который ее полюбит.
остальные потихоньку (очень потихоньку) стареют, плетут интриги и ждут любви.



фильм - совершенный декаданс, тягучая мрачная и светлая одновременно сказка, полная ленивых разговоров, неприязни, постепенного разрушения и бессмысленных потерь времени.
правда, у клана всегда в запасе есть лишний час, и временных потерь они не боятся.
боятся только того, что после смерти невесты начали гнить их материальные ценности, большинство которых хранится под снегом и землей в Северных полях.



дамы в фильме архаично и изысканно одеты, у них множество причудливых вещиц, мундштуков и окуляров, особенно у Маргариты.



фильм вызывает смутные воспоминания о старинных жутковатых сказочках, читанных в детстве, где есть колдовство, портреты, веретена, закоулки, занавеси, позолота сотрется, свиная кожа остается.
в таких декорациях ожидаемы изящные диалоги с подковырками, тонкие и точные манипуляции, изысканные семейные традиции.



вместо этого внезапно получаем вполне приземленные реплики "хватит жрать", попеременно с "возьми кусочек мяса" (раз пять оно точно прозвучало), ненависть друг к другу выражается в характеристиках "она все время ест" и "от нее воняет", от ненавистных избавляются совершенно примитивными способами - пранкерством и шантажом.

и так сразу не понять, то ли это недосмотр, то ли намеренная попытка отрегулировать реальный уровень и баланс высокого и низкого, чтобы не удариться в чрезмерно однотипное сказочно-изящное не-реалити, потому что  в небывалой и эскапистской среде живут совершенно живые люди с их смешными оговорками, сбоями в воспитании и вполне физиологической оболочкой.



прекрасное в фильме - наряды и прически "красивых" дам, расписные стены, настроение и атмосфера. а еще Хибла Герзмава, сыгравшая-спевшая певицу по вызову, явная отсылка к Плавалагуне.



худшее - Софья Эрнст. из нее могла бы выйти неплохая характерная актриса. у нее своеобразный голос, небезнадежная внешность. но как будто в отместку ей выдали самую неприятную героиню, которая совершенно топорно скандалит, назойливо домогается ненавидящего ее мужа, у нее ужасные дикция и мимика, походка и осанка. для меня это не выглядит "так задумано", скорее - "это все, чего мы смогли от нее добиться".



в общем, странные впечатления производит это кино. его хочется отдельными сценами пересматривать - порой с выключенным звуком, избавившись не только от грубых высказываний, но и от внезапных воплей, нескончаемых стуков и звонков в дверь и по телефону. правда, спустя некоторое время после просмотра сгущается его остаточное очарование, у фильма явно могущественное послевкусие.



множество неплохих актеров вписываются на разном уровне - они все вынуждены подстраиваться под Литвинову, а ее стиль не каждому подвластен. кто-то фальшивит, превышает экспрессию и пафос, становится нелепым.
но Максим Суханов всегда на своей волне. оторвал у певицы хвост и теперь, как честный человек, собирается на ней жениться.
Галина Тюнина в образе экономки одновременно и загадочная, и очень бытовая, близкая. что у нас гниет? а все гниет.



Татьяна Пилецкая уже не обязана что-то играть, вполне достаточно присутствовать - красиво и с запасным вариантом.
есть тут, кстати, и легендарный кинопереводчик Василий Горчаков - но он как тень, почти незаметен. вот и тут спиной в кадре.



время идет. ржавеет в поле самолет. изысканные блюда сменяются кастрюлей вареных яиц. звенят подвешенные к потолку ключики, отбрасывают блики зеркальца. качает ногой в рваном чулке лежащая в ванне Литвинова. высовывает язык и вращает глазами клоунская морда.



и вот если у них не 12, а 13 часов, тогда в сутках не 25, а 26?
нам не понять.
но мышки уже поранили лапки до крови, оттирая замызганные плиточки.

также тут

рената литвинова, кинематограф, северный ветер, 2021, 2020, серебряные коньки, наше кино

Previous post Next post
Up