Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Mar 14, 2021 21:08

два стареньких фильма о голливудской кухне и об актрисах со сложной судьбой и недолгой жизнью.
оба небезупречны, хотя первый мне больше понравился, и оба можно смотреть из культурологического интереса.
под катом довольно много скриншотов.

Босоногая графиня
The Barefoot Contessa
1954, режиссер Джозеф Манкевич



в поиске новых лиц группа кинопроизводителей по велению спонсора-миллионера пытается завербовать в Испании красивую танцовщицу Марию Варгас (Ава Гарднер). уже в ходе знакомства становится ясно, что девушка не привыкла легко вестись на уговоры, да что там - добиться даже небольшой беседы было сложно, и далеко не с первого раза это удалось только режиссеру Гарри Доусу (Хамфри Богарт). Мария - натура противоречивая, и найти ключик к ней может только тот, кто "спасет" ее от ненужных ей притязаний на ее личность, руку, свободу, чувства.



примерно таким ключиком пользуется Гарри, уговаривает ее на пробы и становится другом на всю ее недолгую жизнь.
это не спойлер - фильм начинается с похорон Марии, остальное - флешбэки.



это история золушки кинематографа, отчасти основанная на биографии Риты Хейворт. испанское происхождение, танцевальное прошлое, непростой климат в семье (Риту домогался отец, а у Марии была мать-тиранша). прыжок от бедности к славе был непростым - пришлось во многом себя ломать и перекраивать. но самое сложное для Марии было найти себе достойную пару.



из-за некоторых особенностей характера и привычек она доводила своих мужчин до бешенства - транжирила их деньги, изменяла, отказывалась признавать себя чьей-то безраздельной собственностью. яхты, казино, киностудии сменяли друг друга, а у Марии не было человека, которому она бы доверилась полностью, кроме Гарри - но он был счастливо женат.
и когда очередной спаситель предложил ей руку и сердце, их любовь стала взаимной, а состояние и титул графа вполне могли обеспечить обоим безбедную жизнь, оказалось, что и в этой ситуации есть огромная проблема.



интересно, что ни танцы, ни съемки практически не показаны на экране. бесконечные переговоры, перемалывание косточек дельцам киноиндустрии, производственные совещания да тихие откровения героини занимают львиную долю времени. остальное - картинки из жизни богемы и элиты, порой карикатурные и довольно меткие.



Ава три недели училась танцевать фламенко, но мы его не увидели. зрителю досталась только какая-то гавайская хула в цыганском таборе - правда, довольно завораживающая.



Мария преломляет ощущение своей свободы через обувь. в ее детстве туфли были почти недоступны, и в трудные моменты она зарывалась в пыль босая. это отложилось на всей ее жизни, разуваясь, она чувствовала себя более защищенной. когда верный друг, увидев мертвую актрису, первым делом снимает с нее туфельки - оо какой говорящий момент...



фильм мог бы здорово выиграть от сокращения диалогов.
Манкевич назвал его "лучшим среди худших" своих фильмов.
Аву упрекали в не слишком искусной игре. зато она красивая, красиво двигается, изящно, хоть и порой вульгарно одетая, и в нашей озвучке ей достался приятный голос.
уже не слишком молодой (одна из последних ролей), больной Богарт создавал образ самого обаятельного мужчины фильма с трудом, запарывая дубли своим кашлем.



тем не менее фильм оставил свой след в истории кино - стал источником вдохновения для режиссеров (например, Трюффо), музыкантов и даже одной кулинарной передачи (не поняла почему).
визуальная сторона, качество цветной съемки, операторская работа, нуарный стиль высоко оценены критикой.
в фильме также снимались Эдмонд О'Брайен, Валентина Кортезе, Мариус Горинг, Россано Браззи, Элизабет Селларс и другие.

Легенда о Лайле Клэр
The Legend of Lylah Clare
1968, режиссер Роберт Олдрич



Голливуд, 1960-е.
20 лет назад не стало известной актрисы Лайлы Клэр.
история ее восхождения головокружительна - из проститутки в кинодиву.
история ее гибели подозрительна - то ли она упала с лестницы, то ли ее скинули, то ли она убила второго упавшего с лестницы, то ли он ее.
безутешный режиссер, вдовец Лайлы, затевает фильм о своей любимой.



совершенно случайно находится двойник Лайлы - девушка в очках с вавилонами на голове, которую переодеть и причесать - вылитая легенда, только темперамент никуда не годится.



Эльзе показывают съемки с Лайлой, погружают ее в жизнь звезды и наконец устраивают небольшой перформанс, выход Эльзы в котором не только поражает сходством с покойницей, но и явно запускает какой-то механизм, в результате которого она и поступки совершает, свойственные только Лайле и никому другому.



но вот беда - примерив на себя этот образ, Эльза уже сама перестает понимать, кто она, и воображает, что режиссер переносит на нее чувства, которые испытывал к жене.

сюжет на самом деле получился очень интересный, сценарий чуть похуже, диалоги затяжные и навевающие скуку, постановка и актерская игра ученического уровня, флешбэки сняты до смешного топорно.



киношно-продюсерская кухня показана будто бы в сатирическом ключе, но это откровенно уныло.



Ким Новак в главной роли катастрофически непривлекательна. оператор все время как будто издевается над ней, норовя подловить неудачные ракурсы, третий подбородок, втянутую в плечи голову. челка до носа и белые тонкие губы ее уродуют. зловещий хриплый хохот - как из плохого хоррора. трансформация из синего чулка в дамочку вамп граничит с шизофренией, но не с искусством перевоплощения. все, что есть в ней хорошего - ладная тонкая фигурка, которую она постоянно демонстрирует в одежде и почти без.



с трудом верится, что это Олдрич, которого я видела немного, но это было качественно и талантливо.
притом что и финал ударный, и отдельные моменты вполне впечатляют, но все вместе - я с трудом заставляла себя продолжать, и вторая половина немного оправдала эти усилия, особенно концовка.

собственно, и создатели фильма, и актеры им тоже не гордились, Новак так и вообще вышла из зала, а критика ожидаемо заклевала. сейчас фильм называют недооцененным, это странная формулировка. это плохо, но не настолько, чтоб уже было хорошо.

хотя есть, конечно, и интересные акценты.
что можно принести в жертву ради успеха фильма - а все, вплоть до.
"я не сплю с актрисами до конца съемок, потому что они начинают из тебя вить веревки".
"человек делает страшную ошибку, и единственное его утешение - это мысль, что он хоть чему-то научился. а потом набирается смелости начать все снова. и вдруг понимает, что все, чему он научился - это сделать ту же ошибку. может быть, немного по-другому."



на самом деле в фильме три легенды.
первая - сама Лайла, с ее загадочной историей.
вторая - как попытались изменить для общественности истинный финал ее жизни, еще до начала сюжета.
третья - та, которая создается на глазах у съемочной группы, а потом у зрителей. очередное изменение финала, обошедшееся чересчур дорогой, невыносимой ценой.

много героев-мужчин, и все сливаются в какую-то безликую массу. кроме одного или двух - да и то потому, что я Боргнайна выучила, а его сложно не выделить из толпы.
с женщинами получше - тут есть подруга вдовца, морфинистка и блудница с порочным лицом, и скандальная репортерша, норовящая всех потроллить, и . вот они запоминаются.



как водится в таких сюжетах, фильм наверняка изобилует отсылками и аллюзиями, но это та сфера, в которой я не знаток. сюда же - множество тривиальных моментов типа садовника-мачо.
сцена с портретом Лайлы - один в один "Ребекка" Дюморье, правда, это лишь эпизод, остальная история похожа, но скорее как перевертыш.



а вот для Тарантино этот фильм сам стал источником отсылок - финальная рекламная вставка послужила прототипом для пары эпизодов в "Однажды... в Голливуде".



помимо Ким Новак, в фильме снимались Питер Финч, Эрнест Боргнайн, Росселла Фальк, Корал Браун.

также тут

олдрич, 1968, кинематограф, кинораскопки, the legend of lylah clare, 1954, the barefoot contessa, манкевич

Previous post Next post
Up