в эту стопочку собрала семь костюмных драм - разных, но не слишком отдаленных лет выпуска.
как ни странно, в них преобладают женские образы.
но это не то кино, которое давит феминизмом. это совершенно разный взгляд на женскую загадочную сущность - где-то немного насмешливый, где-то добрый, где-то с подозрением :)
здесь практически нет гендерных перевертышей, которые слегка достали. все сюжеты первичны.
фильмы в основном хорошие и отличные. что не мешает иногда попридираться по мелочам :)
Энола Холмс
Enola Holmes
2020, режиссер Гарри Брэдбир
по мнению автора экранизированной книги, у Шерлока (Генри Кавилл) был не только противный брат Майкрофт (Сэм Клафлин), но и дерзкая сестренка Энола (Милли Бобби Браун) почти вдвое младше. мама-суфражистка (Хелена Бонем Картер) назвала ее перелицованным словом alone, чтоб та всегда оставалась одна. так и вышло. в 17 энолиных лет мама благополучно сбежала по своим делам, а девочка сбежала ее искать. подцепив по дороге сбежавшего малолетнего маркиза. добравшись до Лондона сложными и травматичными путями, спутники расстались, Энола наконец переоделась девочкой и пошла разгадывать шифры и загадки, к которым мама ее приучила, периодически пользуясь боевыми приемами и искусством маскировки, тоже мамина школа.
одураченные братцы, понаехавшие из Лондона, не успели схватить беглянку и засунуть в пансион благородных девиц - ну ничего, им еще представится такая возможность.
Энола довольно миленькая и шустрая, обученная много чему, но социализация - это явно не про нее. Шерлок вроде не злобный, но ему практически все равно, что там с сестренкой, не он ее опекун. Майкрофт как раз опекун, он ее терпеть не может, как и маму, и дом, и вообще все вокруг. короче, девочке не на кого уповать и положиться тоже. поэтому два одиночества - Энола и мелкий маркиз Тьюксбери еще не раз встретятся и будут помогать друг другу против злобного мира.
конечно, это снято по довольно детской книжке, поэтому глупостей хватает, но они не портят. портит политический вектор сюжета, который вертит и мамой, и убийцами, и финалом. пафосное завершение фильма пыталось оправдать маму, бросившую малютку дочь, которую в фильме только ленивый не обидел. ее сильно били, запирали, убивали - иногда самостоятельно, иногда на пару с маркизом.
в общем, смотреть это можно - ярко, весело и зубодробительно.
только идейный компонент был чересчур давящим, а две основные линии про маму и маркиза немножко неровно шли, то исчезая, то мешая друг другу.
и я не верю, что это нормально - когда политические мотивы заставляют так обращаться с собственным потомством. хотя, конечно, времена такие были - детей было полно, аж девать некуда. не то что нонеча.
сюжет здорово перекликается с книжками про Флавию, вечно одинокую девочку-детектива. сериал про нее давно планируют, да никак не снимут. но если у Энолы дурацкие старшие братья, то у Флавии такие же дурацкие старшие сестры, только глупее. и вместо сбежавшей мамы - папа, ушедший в себя.
Вита и Вирджиния
Vita & Virginia
2018, режиссер Чания Баттон
молодая амбициозная аристократка Вита Сэквилл-Уэст (Джемма Артертон) с шикарной родословной хочет вовлечь в свой круг писательницу Вирджинию Вульф (Элизабет Дебики).
Вита самоуверенная, опытная соблазнительница трепетных дев, она пишет романы и стихи и успешно публикуется. у нее двое детей и муж, с которым скорее паритетный союз, нежели любовный. они, конечно, привязаны друг к другу, но позволяют завязывать свои романы, главное - не выйти из берегов. потому что у нее имя, у них дети, у него дипломатическая должность.
Вирджиния уже написала пару романов, но пока они не слишком хорошо продаются, зато у них с мужем своя типография. писательница она необычная, со своим стилем. ввиду детских психотравм у нее нарушена сфера чувственности, ей сложно в романтических отношениях. поэтому муж, который ее поддерживает и заботится о ней, который с трудом добился ее руки, нужен ей в качестве опоры и товарища.
интересное совпадение в двух семьях, да? но все остальное там по-разному настолько, насколько разные люди Вита и Вирджиния.
тем не менее, Вита способна добавить Вирджинии уверенности и спокойствия, а Вирджиния дает Вите новые ощущения, удовольствие покровительства и позже - тему и героя нового романа.
их не слишком долгая связь, достаточно скандальная для именитой Виты, вызывающая тревогу мужа Вирджинии, но вполне тривиальная в богемной среде того времени, дает Вирджинии импульс - обнаружив, что ей предпочли другую, она идет к реке и вглядывается в холодную воду...
Орландо - вот кем становится Вита. и книга дарит ей новую себя.
судя по описаниям, в реальности она несколько мужеподобная дама, но решительная и обаятельная, а в фильме Вита достаточно женственна. впрочем, в самом начале прозвучало: самая мужественная женщина всегда женственнее самого женственного мужчины.
зато Вульф - изломанная, молчаливая, чувствительная, порой ведомая, но умеющая и отказать, и остановиться. пока что.
эстетически выверенное кино, с отличными локациями, совершенной композицией каждого кадра, светом и воздухом, везде разным, чуть-чуть подернутым дымкой.
видения Вирджинии красивы и пугающи.
жанр можно счесть почти эпистолярным - письма пишутся непрерывно, порой зачитываются прямо в кадре со странной фокусировкой: глаза четкие, говорящий рот размыт.
конечно, много специфических диалогов, которые я не слишком люблю ввиду абстрактной тематики, но здесь они довольно афористичны и исчерпывающе демонстрируют нам и чувства, и помыслы, и объясняют тонкости этих странных, но плодотворных отношений.
также
тут Маленькие женщины
Little Women
2019, режиссер Грета Гервиг
в семье Марч четыре девчонки подрастают. все разные и на лицо, и по характеру.
Мэг (Эмма Уотсон) - умница-красавица, скромная, покладистая, изящная девочка-девочка. улыбчива, влюбчива, мамина опора. стремится к счастью и достатку.
Джо (Сирша Ронан) - мечтает стать писательницей, любит носить брюки, замуж не хочет, в душе феминистка. затейница и выдумщица, автор всякой движухи.
Бет (Элайза Сканлен) - добрая, тихая, неконфликтная, всеобщая любимица, немного отшельница. многообещающая пианистка. здоровье слабое.
Эми (Флоренс Пью) - настырная, честолюбивая, обидчивая, отходчивая, но кому легче, если она уже успела отомстить, а потом извиняется? страдает от недостаточно породистой внешности, любит рисовать.
мама (Лора Дерн) сеет в них добро, но не всегда может сладить с этой четверкой, устраивающей из жизни балаган.
папа на войне, безумно скучает по своим "маленьким женщинам" и является образцом доброты.
фильм берет по кусочку из каждой судьбы, перемешивает их в почти произвольном порядке, запутывая зрителя. если он озаботился и запасся лайфхаком - различать временные сдвиги по цветовой гамме - ему будет попроще. если нет, и не знаком с книгой и прошлыми экранизациями, ему будет сложнее. я первую половину смотрела два раза, чтобы кое-как соединить кусочки в мозаику.
меня и удивили, и даже поначалу слегка раздражали знакомые и даже любимые актрисы.
Сирша сильно повзрослела и стала одно лицо с Мерил Стрип (которая тоже там есть в роли тетушки). но сцена с танцами на веранде хороша. да и все остальное, по мере развития персонажа.
Флоренс, которая всегда сюрприз, в свои 24 года очень топорно изображает девочку вдвое младше - нудит, ноет, жалуется на учителя, рыдает от несправедливости, злобствует и мстит. правда, потом подрастает и входит в логичную колею, становится просто принципиальной и целеустремленной девушкой, и тут она уже очень хороша.
Эмма скучновата и несколько монотонна, но порой в ней сквозит ирония и озорство, и вот она забывает о бедности, перестает комплексовать и очаровывает всех разом.
Тимоти Шаламе в роли общего друга и воздыхателя - вырос, стал тоньше в интонациях и разнообразнее в эмоциях, жестче лицом. правда, все равно видится недозрелым мальчишкой, ну и ведет себя соответственно порой.
в общем, с некоторым усилием я втянулась, и потом уже начала получать удовольствие. жизнь - грустная штука. веселее ее можно сделать, только написав книжку с хорошим концом.
также
тут Трещины
Cracks
2009, режиссер Джордан Скотт
Англия, 1930-е. идиллического вида загородный пансион, в котором совсем немного учениц, да и изучаемых предметов. главная специализация - выращивание русалок. у учениц есть обожаемая тренерша мисс Джи (Ева Грин), под руководством которой они плещутся по ночам неглиже под луной, а днем в пристойно глухих купальниках и шапочках красиво (ну, как могут) прыгают с вышки.
в школе, как в таких случаях положено, есть незыблемая иерархия - помимо учителей, верховодит капитан команды Дай (Джуно Темпл), она же блюстительница правил и любимица мисс Джи.
появление в школе новой девочки - испанки Фьяммы (Мария Вальверде) - переворачивает все распорядки. она прыгает с вышки не просто так, а с переворотом, она явно более искушена в сердечных делах, она повидала мир, но при этом держится просто и добродушно, где такое видано.
правда, у нее есть маленькая слабость - флакончик с противоастматическим зельем, и кто знает, может, это будет инструментом для контроля над явно независимой новенькой.
часть девочек явно склонна потакать сильным мира сего, остальная часть - обычные простодушные ученицы, не склонные плести интриги. и школа разделяется по симпатиям, впрочем, пока не очень четко. четким здесь является только треугольник Фьямма - Дай - мисс Джи. хотя Фьямме он нафиг не нужен, она просто хочет, чтоб все было спокойно, а лучше домой, но раз уж нельзя, то давайте устроим праздник, и возьми мои духи, а тебе пирожное.
фильм нереально красив и атмосферен. каждый кадр в рамочку. ослепительная Ева, очень разные и характерные девчонки, в числе которых еще и Имоджен Путс. школа вовсе не строгий монастырь - девочек держат в достаточно приятных условиях без особых строгостей. все худшее, что происходит, исходит от личностных характеристик персонажей. а оно происходит, увы.
частные женские школы во все времена - адская смесь пубертатных желаний и взрослого искушения, невинных подлостей и благовидных уничтожений, за которые никто не ответит.
по эстетике слегка напоминает "Невинность", но там необъяснимая красивая фантазия, а здесь вполне вероятная, довольно жесткая реальность. и поэтому вспоминается совсем непохожий по стилю, но также закрученный вокруг харизматичной и обожаемой учительницы фильм "
Джин Броди в расцвете лет". да и эпоха примерно та же.
Приди ко мне
The Other Lamb
2019, режиссер Малгожата Шумовска
в красивом лесу, пронизанном солнечным светом, живет счастливая семья.
лагерь обмотан бечевками, как паутиной. несколько домиков, где обедают за одним огромным столом, а спать расходятся согласно цвету платьев, чтоб разместиться вповалку на полу.
в этой семье один мужчина - он называет себя Пастырем, а всех остальных - возлюбленным стадом.
остальные - это: жены в пурпурных платьях, дочери в бирюзовых и немножко отверженных-провинившихся-нечистых в чем попало.
Крастера вспомнили? ну да, вот примерно то же самое.
глава семьи (Михиль Хаусман) необыкновенно харизматичен и любвеобилен. жены с готовностью отдаются ему, рожают дочерей, а потом дочери занимают место жен. они не знают иной жизни. если жены что-то и могут вспомнить иное, то способ заткнуть рот им найдется: истории рассказывать имеет право только Пастырь. а если не заткнутся - есть меры и порадикальнее. но это потом.
первые полчаса все очень красиво и благостно. разве что одна из дочек, красавица Сэла (Рэффи Кэссиди) порой задумывается, или взбрыкивает, или отстаивает свою точку зрения, а то и барану в глаза посмотреть не боится. этим она очень подзадоривает папу, он же претендент на юное недозрелое тело.
но относительно размеренная жизнь коммуны нарушается полицией, требующей покинуть насиженное место. и с этого дня спокойствие Пастыря остается в прошлом.
невероятно живописный фильм. красивейшие леса, в которых меж прозрачных стволов мелькают лиловые и бирюзовые наряды. пригорки с изумрудной травой, где пасутся овечки, а у овечек должен быть один баран.
сам сюжет не стоит воспринимать буквально. это не слишком динамичная, вдумчивая и лиричная история, насыщенная аллюзиями и символами.
фильм, снятый польской женщиной-режиссером на английском языке в Ирландии, кажется чем-то наднациональным. народные песни, которые поют женщины, напоминают что-то славянское, пока не начинает вести свой госпел единственная негритянка (если не считать ее дочку).
это просто сказка вне времени и традиций, рассказывающая о том, что женщин обижать нельзя.
и только машина, проезжающая мимо цепочки переселенок, скажет нам о том, что все в силе. это было и есть.
и другая жизнь - она рядом. только руку протяни.
также
тут Две королевы
Mary Queen of Scots
2018, режиссер Джози Рурк
18-летняя Мария Стюарт (Сирша Ронан), похоронив французского мужа, возвращается в родную Шотландию. в это время Англией правит ее кузина Елизавета (Марго Робби). две королевы, правящие по соседству, являются соперницами - Мария считает, что по рождению у нее больше прав на Англию, и она не собирается напрямую свергнуть Елизавету, а хочет просто закрепить свое наследственное право в случае, если Елизавета умрет раньше или, например, для своего потомства - потому что Елизавета не замужем и детей пока не предвидится, а ей, Марии, ну очень хочется того и другого, да поскорее.
формально коллеги пытаются установить мирное соседство и обмениваются портретами, но у каждой есть условия мира, которые другую не устраивают. договорились было встретиться, чтоб установить границы влияния и попить чайку, да английскую королеву настигла оспа, и пришлось Марии вернуться, не познакомившись, да послать пожелания здоровья сопернице.
Мария, безрезультатно перебравши всех европейских венценосных женихов, останавливается на Генри Дарнли (Джек Лоуден), которого вроде бы пожелала ей в мужья Елизавета, но передумала. Елизавете все хотелось держать ее на крючке, а Мария примитивно возжелала этого гламурного баловня, на свое несчастье.
в общем-то считается, что на самом деле все было не совсем так, как в фильме. да и то, что я до этого читала (хотя бы Цвейг), преподносило историю Стюарт несколько иначе. тем не менее, получилось немного пунктирное, но очень чувственное повествование о том, что королевам почти никогда не удавалось жить так, как хотелось бы. особенно в сложные времена войн, заговоров, предательств, манипуляций и религиозных противостояний.
встреча двух королев, которой, как говорят, на самом деле не могло быть, выглядит скорее аллегорией, чем реальной сценой. в какой-то избушке, среди прозрачных занавесей, они бродят как в лабиринте, пытаясь увидеть лицо друг друга и разговаривают, разговаривают...
у Сирши получилась величественная, но достаточно простая в общении с близкими, любящая развлечения, желающая иметь сердечные отношения и крепкую семью молодая женщина. но ей выпало столько предательств и обманов, что осталось только с достоинством пройти последнее испытание, думая о сыне и его будущем.
у Марго вышел более сложный образ, на мой взгляд. как говорит ее героиня, она выбрала мужской путь. свободный от брака (но не от любви) и рассудочный. тем не менее, она много страдает, теряет свою красоту, а в свободное время накручивает бумажные ленточки для квиллинга и бросает в огонь то, что получилось.
снято все очень декоративно. большинство костюмов шотландской стороны - синего цвета, они сшиты из денима. прически, вначале напоминающие кокошники, а к концу - рога.
красивое кино, горькое, потому что все с самого начала знают финал.
также
тут Портрет девушки в огне
Portrait de la jeune fille en feu
2019, режиссер Селин Сьямма
Марианна (Ноэми Мерлан), художница и дочь художника, едет на лодке в поместье на берегу моря. у нее заказ - сделать портрет Элоиз (Адель Энель), но так, чтобы она не заметила. дело в том, что сестра Элоиз покончила с собой, сама Элоиз только что вернулась из монастыря, и ее мама (Валерия Голино) желает пристроить дочь замуж в Милан. для этого, как полагается у великосветских персон, жениху будет выслан портрет Элоиз.
на дворе 1770 год, место действия - Бретань. женщинам негоже писать картины, оставаться незамужними, приносить в подоле и иметь свое мнение. все эти запреты внезапно сплачивают маленький коллектив из трех девушек - невеста на выданье, художница и маленькая служанка. едва познакомившись, Марианна и Элоиз начинают чувствовать друг в друге поддержку, понимание и взаимное притяжение. но они - особенно вторая - не так смелы, не так открыты, и так вышло, что небольшим катализатором откровенности для них послужила забеременевшая горничная, которую они взялись опекать. все эти упражнения, которым ее подвергли без успеха, визит к знахарке, сами разговоры и обыденность происходящего разрушили стену недоговоренности, и вот уже обе девушки ведут откровенные разговоры и перестают стесняться друг друга.
но портрет-то!
первый вариант случился до сближения и не годится.
а мама вот-вот вернется.
пара недель была им отпущена. прогулки у моря на сквозняке. посещение местного праздника с традиционными песнопениями у костра. белый деревянный диванчик и позирование запоем.
медленная и невероятно живописная драма, наполненная ощущениями и прикосновениями, светом и воздухом, отсылками к мифологии и музыкой Вивальди. снятая весьма аккуратно в плане откровенности, но при этом очень чувственная и интимная.
от этих девушек, не самой идеальной красоты, оторвать взгляд сложно.
это тот образец феминизма, который не раздражает и не искажает.
это просто заявка на право любить и выбирать свой путь.
также
тут(по ссылкам на дзен здесь и выше тексты примерно такие же, но картинок значительно больше)