художницы, писательницы, учительницы и просто королевы

Oct 15, 2020 22:35

в эту стопочку собрала семь костюмных драм - разных, но не слишком отдаленных лет выпуска.
как ни странно, в них преобладают женские образы.
но это не то кино, которое давит феминизмом. это совершенно разный взгляд на женскую загадочную сущность - где-то немного насмешливый, где-то добрый, где-то с подозрением :)
здесь практически нет гендерных перевертышей, которые слегка достали. все сюжеты первичны.
фильмы в основном хорошие и отличные. что не мешает иногда попридираться по мелочам :)

Энола Холмс
Enola Holmes
2020, режиссер Гарри Брэдбир



по мнению автора экранизированной книги, у Шерлока (Генри Кавилл) был не только противный брат Майкрофт (Сэм Клафлин), но и дерзкая сестренка Энола (Милли Бобби Браун) почти вдвое младше. мама-суфражистка (Хелена Бонем Картер) назвала ее перелицованным словом alone, чтоб та всегда оставалась одна. так и вышло. в 17 энолиных лет мама благополучно сбежала по своим делам, а девочка сбежала ее искать. подцепив по дороге сбежавшего малолетнего маркиза. добравшись до Лондона сложными и травматичными путями, спутники расстались, Энола наконец переоделась девочкой и пошла разгадывать шифры и загадки, к которым мама ее приучила, периодически пользуясь боевыми приемами и искусством маскировки, тоже мамина школа.
одураченные братцы, понаехавшие из Лондона, не успели схватить беглянку и засунуть в пансион благородных девиц - ну ничего, им еще представится такая возможность.

Энола довольно миленькая и шустрая, обученная много чему, но социализация - это явно не про нее. Шерлок вроде не злобный, но ему практически все равно, что там с сестренкой, не он ее опекун. Майкрофт как раз опекун, он ее терпеть не может, как и маму, и дом, и вообще все вокруг. короче, девочке не на кого уповать и положиться тоже. поэтому два одиночества - Энола и мелкий маркиз Тьюксбери еще не раз встретятся и будут помогать друг другу против злобного мира.

конечно, это снято по довольно детской книжке, поэтому глупостей хватает, но они не портят. портит политический вектор сюжета, который вертит и мамой, и убийцами, и финалом. пафосное завершение фильма пыталось оправдать маму, бросившую малютку дочь, которую в фильме только ленивый не обидел. ее сильно били, запирали, убивали - иногда самостоятельно, иногда на пару с маркизом.
в общем, смотреть это можно - ярко, весело и зубодробительно.

только  идейный компонент был чересчур давящим, а две основные линии про маму и маркиза немножко неровно шли, то исчезая, то мешая друг другу.
и я не верю, что это нормально - когда политические мотивы заставляют так обращаться с собственным потомством. хотя, конечно, времена такие были - детей было полно, аж девать некуда. не то что нонеча.

сюжет здорово перекликается с книжками про Флавию, вечно одинокую девочку-детектива. сериал про нее давно планируют, да никак не снимут. но если у Энолы дурацкие старшие братья, то у Флавии такие же дурацкие старшие сестры, только глупее. и вместо сбежавшей мамы - папа, ушедший в себя.

Вита и Вирджиния
Vita & Virginia
2018, режиссер Чания Баттон



молодая амбициозная аристократка Вита Сэквилл-Уэст (Джемма Артертон) с шикарной родословной хочет вовлечь в свой круг писательницу Вирджинию Вульф (Элизабет Дебики).
Вита самоуверенная, опытная соблазнительница трепетных дев, она пишет романы и стихи и успешно публикуется. у нее двое детей и муж, с которым скорее паритетный союз, нежели любовный. они, конечно, привязаны друг к другу, но позволяют завязывать свои романы, главное - не выйти из берегов. потому что у нее имя, у них дети, у него дипломатическая должность.

Вирджиния уже написала пару романов, но пока они не слишком хорошо продаются, зато у них с мужем своя типография. писательница она необычная, со своим стилем. ввиду детских психотравм у нее нарушена сфера чувственности, ей сложно в романтических отношениях. поэтому муж, который ее поддерживает и заботится о ней, который с трудом добился ее руки, нужен ей в качестве опоры и товарища.
интересное совпадение в двух семьях, да? но все остальное там по-разному настолько, насколько разные люди Вита и Вирджиния.
тем не менее, Вита способна добавить Вирджинии уверенности и спокойствия, а Вирджиния дает Вите новые ощущения, удовольствие покровительства и позже - тему и героя нового романа.
их не слишком долгая связь, достаточно скандальная для именитой Виты, вызывающая тревогу мужа Вирджинии, но вполне тривиальная в богемной среде того времени, дает Вирджинии импульс - обнаружив, что ей предпочли другую, она идет к реке и вглядывается в холодную воду...
Орландо - вот кем становится Вита. и книга дарит ей новую себя.

судя по описаниям, в реальности она несколько мужеподобная дама, но решительная и обаятельная, а в фильме Вита достаточно женственна. впрочем, в самом начале прозвучало: самая мужественная женщина всегда женственнее самого женственного мужчины.
зато Вульф - изломанная, молчаливая, чувствительная, порой ведомая, но умеющая и отказать, и остановиться. пока что.

эстетически выверенное кино, с отличными локациями, совершенной композицией каждого кадра, светом и воздухом, везде разным, чуть-чуть подернутым дымкой.
видения Вирджинии красивы и пугающи.
жанр можно счесть почти эпистолярным - письма пишутся непрерывно, порой зачитываются прямо в кадре со странной фокусировкой: глаза четкие, говорящий рот размыт.
конечно, много специфических диалогов, которые я не слишком люблю ввиду абстрактной тематики, но здесь они довольно афористичны и исчерпывающе демонстрируют нам и чувства, и помыслы, и объясняют тонкости этих странных, но плодотворных отношений.

также тут

Маленькие женщины
Little Women
2019, режиссер Грета Гервиг



в семье Марч четыре девчонки подрастают. все разные и на лицо, и по характеру.
Мэг (Эмма Уотсон) - умница-красавица, скромная, покладистая, изящная девочка-девочка. улыбчива, влюбчива, мамина опора. стремится к счастью и достатку.
Джо (Сирша Ронан) - мечтает стать писательницей, любит носить брюки, замуж не хочет, в душе феминистка. затейница и выдумщица, автор всякой движухи.
Бет (Элайза Сканлен) - добрая, тихая, неконфликтная, всеобщая любимица, немного отшельница. многообещающая пианистка. здоровье слабое.
Эми (Флоренс Пью) - настырная, честолюбивая, обидчивая, отходчивая, но кому легче, если она уже успела отомстить, а потом извиняется? страдает от недостаточно породистой внешности, любит рисовать.
мама (Лора Дерн) сеет в них добро, но не всегда может сладить с этой четверкой, устраивающей из жизни балаган.
папа на войне, безумно скучает по своим "маленьким женщинам" и является образцом доброты.

фильм берет по кусочку из каждой судьбы, перемешивает их в почти произвольном порядке, запутывая зрителя. если он озаботился и запасся лайфхаком - различать временные сдвиги по цветовой гамме - ему будет попроще. если нет, и не знаком с книгой и прошлыми экранизациями, ему будет сложнее. я первую половину смотрела два раза, чтобы кое-как соединить кусочки в мозаику.

меня и удивили, и даже поначалу слегка раздражали знакомые и даже любимые актрисы.
Сирша сильно повзрослела и стала одно лицо с Мерил Стрип (которая тоже там есть в роли тетушки). но сцена с танцами на веранде хороша. да и все остальное, по мере развития персонажа.
Флоренс, которая всегда сюрприз, в свои 24 года очень топорно изображает девочку вдвое младше - нудит, ноет, жалуется на учителя, рыдает от несправедливости, злобствует и мстит. правда, потом подрастает и входит в логичную колею, становится просто принципиальной и целеустремленной девушкой, и тут она уже очень хороша.
Эмма скучновата и несколько монотонна, но порой в ней сквозит ирония и озорство, и вот она забывает о бедности, перестает комплексовать и очаровывает всех разом.
Тимоти Шаламе в роли общего друга и воздыхателя - вырос, стал тоньше в интонациях и разнообразнее в эмоциях, жестче лицом. правда, все равно видится недозрелым мальчишкой, ну и ведет себя соответственно порой.
в общем, с некоторым усилием я втянулась, и потом уже начала получать удовольствие. жизнь - грустная штука. веселее ее можно сделать, только написав книжку с хорошим концом.

также тут

Трещины
Cracks
2009, режиссер Джордан Скотт



Англия, 1930-е. идиллического вида загородный пансион, в котором совсем немного учениц, да и изучаемых предметов. главная специализация - выращивание русалок. у учениц есть обожаемая тренерша мисс Джи (Ева Грин), под руководством которой они плещутся по ночам неглиже под луной, а днем в пристойно глухих купальниках и шапочках красиво (ну, как могут) прыгают с вышки.

в школе, как в таких случаях положено, есть незыблемая иерархия - помимо учителей, верховодит капитан команды Дай (Джуно Темпл), она же блюстительница правил и любимица мисс Джи.
появление в школе новой девочки - испанки Фьяммы (Мария Вальверде) - переворачивает все распорядки. она прыгает с вышки не просто так, а с переворотом, она явно более искушена в сердечных делах, она повидала мир, но при этом держится просто и добродушно, где такое видано.

правда, у нее есть маленькая слабость - флакончик с противоастматическим зельем, и кто знает, может, это будет инструментом для контроля над явно независимой новенькой.
часть девочек явно склонна потакать сильным мира сего, остальная часть - обычные простодушные ученицы, не склонные плести интриги. и школа разделяется по симпатиям, впрочем, пока не очень четко. четким здесь является только треугольник Фьямма - Дай - мисс Джи. хотя Фьямме он нафиг не нужен, она просто хочет, чтоб все было спокойно, а лучше домой, но раз уж нельзя, то давайте устроим праздник, и возьми мои духи, а тебе пирожное.

фильм нереально красив и атмосферен. каждый кадр в рамочку. ослепительная Ева, очень разные и характерные девчонки, в числе которых еще и Имоджен Путс. школа вовсе не строгий монастырь - девочек держат в достаточно приятных условиях без особых строгостей. все худшее, что происходит, исходит от личностных характеристик персонажей. а оно происходит, увы.

частные женские школы во все времена - адская смесь пубертатных желаний и взрослого искушения, невинных подлостей и благовидных уничтожений, за которые никто не ответит.
по эстетике слегка напоминает "Невинность", но там необъяснимая красивая фантазия, а здесь вполне вероятная, довольно жесткая реальность. и поэтому вспоминается совсем непохожий по стилю, но также закрученный вокруг харизматичной и обожаемой учительницы фильм " Джин Броди в расцвете лет". да и эпоха примерно та же.

Приди ко мне
The Other Lamb
2019, режиссер Малгожата Шумовска



в красивом лесу, пронизанном солнечным светом, живет счастливая семья.
лагерь обмотан бечевками, как паутиной. несколько домиков, где обедают за одним огромным столом, а спать расходятся согласно цвету платьев, чтоб разместиться вповалку на полу.
в этой семье один мужчина - он называет себя Пастырем, а всех остальных - возлюбленным стадом.
остальные - это: жены в пурпурных платьях, дочери в бирюзовых и немножко отверженных-провинившихся-нечистых в чем попало.
Крастера вспомнили? ну да, вот примерно то же самое.

глава семьи (Михиль Хаусман) необыкновенно харизматичен и любвеобилен. жены с готовностью отдаются ему, рожают дочерей, а потом дочери занимают место жен. они не знают иной жизни. если жены что-то и могут вспомнить иное, то способ заткнуть рот им найдется: истории рассказывать имеет право только Пастырь. а если не заткнутся - есть меры и порадикальнее. но это потом.
первые полчаса все очень красиво и благостно. разве что одна из дочек, красавица Сэла (Рэффи Кэссиди) порой задумывается, или взбрыкивает, или отстаивает свою точку зрения, а то и барану в глаза посмотреть не боится. этим она очень подзадоривает папу, он же претендент на юное недозрелое тело.
но относительно размеренная жизнь коммуны нарушается полицией, требующей покинуть насиженное место. и с этого дня спокойствие Пастыря остается в прошлом.
невероятно живописный фильм. красивейшие леса, в которых меж прозрачных стволов мелькают лиловые и бирюзовые наряды. пригорки с изумрудной травой, где пасутся овечки, а у овечек должен быть один баран.

сам сюжет не стоит воспринимать буквально. это не слишком динамичная, вдумчивая и лиричная история, насыщенная аллюзиями и символами.
фильм, снятый польской женщиной-режиссером на английском языке в Ирландии, кажется чем-то наднациональным. народные песни, которые поют женщины, напоминают что-то славянское, пока не начинает вести свой госпел единственная негритянка (если не считать ее дочку).
это просто сказка вне времени и традиций, рассказывающая о том, что женщин обижать нельзя.
и только машина, проезжающая мимо цепочки переселенок, скажет нам о том, что все в силе. это было и есть.
и другая жизнь - она рядом. только руку протяни.

также тут

Две королевы
Mary Queen of Scots
2018, режиссер Джози Рурк



18-летняя Мария Стюарт (Сирша Ронан), похоронив французского мужа, возвращается в родную Шотландию. в это время Англией правит ее кузина Елизавета (Марго Робби). две королевы, правящие по соседству, являются соперницами - Мария считает, что по рождению у нее больше прав на Англию, и она не собирается напрямую свергнуть Елизавету, а хочет просто закрепить свое наследственное право в случае, если Елизавета умрет раньше или, например, для своего потомства - потому что Елизавета не замужем и детей пока не предвидится, а ей, Марии, ну очень хочется того и другого, да поскорее.
формально коллеги пытаются установить мирное соседство и обмениваются портретами, но у каждой есть условия мира, которые другую не устраивают. договорились было встретиться, чтоб установить границы влияния и попить чайку, да английскую королеву настигла оспа, и пришлось Марии вернуться, не познакомившись, да послать пожелания здоровья сопернице.

Мария, безрезультатно перебравши всех европейских венценосных женихов, останавливается на Генри Дарнли (Джек Лоуден), которого вроде бы пожелала ей в мужья Елизавета, но передумала. Елизавете все хотелось держать ее на крючке, а Мария примитивно возжелала этого гламурного баловня, на свое несчастье.

в общем-то считается, что на самом деле все было не совсем так, как в фильме. да и то, что я до этого читала (хотя бы Цвейг), преподносило историю Стюарт несколько иначе. тем не менее, получилось немного пунктирное, но очень чувственное повествование о том, что королевам почти никогда не удавалось жить так, как хотелось бы. особенно в сложные времена войн, заговоров, предательств, манипуляций и религиозных противостояний.
встреча двух королев, которой, как говорят, на самом деле не могло быть, выглядит скорее аллегорией, чем реальной сценой. в какой-то избушке, среди прозрачных занавесей, они бродят как в лабиринте, пытаясь увидеть лицо друг друга и разговаривают, разговаривают...

у Сирши получилась величественная, но достаточно простая в общении с близкими, любящая развлечения, желающая иметь сердечные отношения и крепкую семью молодая женщина. но ей выпало столько предательств и обманов, что осталось только с достоинством пройти последнее испытание, думая о сыне и его будущем.
у Марго вышел более сложный образ, на мой взгляд. как говорит ее героиня, она выбрала мужской путь. свободный от брака (но не от любви) и рассудочный. тем не менее, она много страдает, теряет свою красоту, а в свободное время накручивает бумажные ленточки для квиллинга и бросает в огонь то, что получилось.

снято все очень декоративно. большинство костюмов шотландской стороны - синего цвета, они сшиты из денима. прически, вначале напоминающие кокошники, а к концу - рога.
красивое кино, горькое, потому что все с самого начала знают финал.

также тут

Портрет девушки в огне
Portrait de la jeune fille en feu
2019, режиссер Селин Сьямма



Марианна (Ноэми Мерлан), художница и дочь художника, едет на лодке в поместье на берегу моря. у нее заказ - сделать портрет Элоиз (Адель Энель), но так, чтобы она не заметила. дело в том, что сестра Элоиз покончила с собой, сама Элоиз только что вернулась из монастыря, и ее мама (Валерия Голино) желает пристроить дочь замуж в Милан. для этого, как полагается у великосветских персон, жениху будет выслан портрет Элоиз.

на дворе 1770 год, место действия - Бретань. женщинам негоже писать картины, оставаться незамужними, приносить в подоле и иметь свое мнение. все эти запреты внезапно сплачивают маленький коллектив из трех девушек - невеста на выданье, художница и маленькая служанка. едва познакомившись, Марианна и Элоиз начинают чувствовать друг в друге поддержку, понимание и взаимное притяжение. но они - особенно вторая - не так смелы, не так открыты, и так вышло, что небольшим катализатором откровенности для них послужила забеременевшая горничная, которую они взялись опекать. все эти упражнения, которым ее подвергли без успеха, визит к знахарке, сами разговоры и обыденность происходящего разрушили стену недоговоренности, и вот уже обе девушки ведут откровенные разговоры и перестают стесняться друг друга.

но портрет-то!
первый вариант случился до сближения и не годится.
а мама вот-вот вернется.
пара недель была им отпущена. прогулки у моря на сквозняке. посещение местного праздника с традиционными песнопениями у костра. белый деревянный диванчик и позирование запоем.
медленная и невероятно живописная драма, наполненная ощущениями и прикосновениями, светом и воздухом, отсылками к мифологии и музыкой Вивальди. снятая весьма аккуратно в плане откровенности, но при этом очень чувственная и интимная.

от этих девушек, не самой идеальной красоты, оторвать взгляд сложно.
это тот образец феминизма, который не раздражает и не искажает.
это просто заявка на право любить и выбирать свой путь.

также тут
(по ссылкам на дзен здесь и выше тексты примерно такие же, но картинок значительно больше)

portrait de la jeune fille en feu, 2019, кинематограф, cracks, 2018, little women, enola holmes, 2009, семерка, 2020, the other lamb, mary queen of scots, vita & virginia

Previous post Next post
Up