Викинги в осаде / Viking Siege (Великобритания, 2017, реж. Джек Бёртон / Jack Burton)

Mar 09, 2018 14:07


_


Только девчонки закончили резать хамоватых бугаёв, как вбежали викинги и начали деловито обороняться от Неведомого, не обращая внимания на залитый кровью пол и общее недружелюбие обстановки. Неведомое рычало и скреблось под дверями пиршественной залы, вечер переставал быть томным, пришло время договариваться. Бугаи, помнится, говорили, что с рассветом приплывут работорговцы за девчонками, так что шанс эвакуироваться и свалить куда подальше ещё оставался. Главное, продержаться до утра.
Неведомое скреблось, двери еле держались, атмосфера накалялась. Вот так выглядели визиты инопланетян на заре христианизации.

Откуда бы ни взялись "Викинги в осаде", родом они явно из театральной среды.
Всё, что в фильме от театрального спектакля, практически безупречно. Грамотное мизансценирование с построением каждой сцены "на зрителя", уверенная игра актёров с академической подготовкой и профессиональным опытом, немалые остатки единства места, времени и действия.


_


Всё, что привнесено кинематографом, весьма спорно.
Так, мера условности в визуализации Неведомого, допустимая на сцене, на экране, мягко говоря, обескураживает.

[Скриншот-спойлер]
_


Оно бы и ладушки, не гордые, видали виды. Но. Монтаж! Монтаж, убивающий атмосферу театральности без задачи создать какую-либо иную атмосферу, разрушающий - не побоюсь этого слова - локус действия. При общей дешевизне постановки это крайне сомнительное решение. Насколько помню, кинематографический монтаж как приём сработал только для "Атакуй заправки! / Juyuso seubgyuksageun" (Южная Корея, 1999), когда условную "сцену" режиссёр сумел расширить до городского ландшафта в целом, потому что в каждой точке событий зрителя не покидало пресловутое ощущение "единства места, времени и действия", и это смотрелось вполне новаторски и свежо: весь мир театр, и люди в нём атакуют заправки.
Но что сделано в "Викингах..."? Вот ударная сцена, которая должна передать максимум эмоционального напряжения. [Spoiler (click to open)]Старшая сестра из окна-бойницы наблюдает, как снаружи вот-вот убьют младшую. Понятно, как ставят такую сцену в театре. Происходящее снаружи зрителям не видно, его описывает-комментирует какой-либо персонаж-резонёр, с истеричными интонациями и драматичными паузами и восклицаниями. Ведущий персонаж в это время застывает спиной к зрительному залу, и окаменевшая фигура придаёт сцене необходимую выразительность.
А в кино? Если сделать так в кино, возникнет ощущение телеспектакля. Лично я только "за", но кинематографисты хотят выглядеть круче, поэтому ищут варианты. И рождается слабенькая монтажная нарезка, где смена съёмочных точек и ракурсов на противоположные не создала вообще никакого саспенса, потому что разбила происходящее на два отдельных, несинхронизированных действия. Означает ли это, что режиссёр Джек Бёртон и режиссёр спектакля (если такой спектакль действительно существует) - это два разных человека и первый испортил все наработки второго? Я бы не удивилась.

А вот спектакль, наверное, хороший. Там очень необычная работа с динамикой альфачества в коллективе. [Spoiler (click to open)]Те, кого любой зритель выберет в альфа-самцы, гибнут. Те, кто изначально заявлен альфа-самками, выживают. Попыталась припомнить, где ещё автор методично истреблял действующих и потенциальных альфа-самцов, но делал бессмертными альфа-самок, ничего не вспомнила. Раньше девчонкам всегда оставляли хотя бы одного альфу. Это традиция? И пришло время её феминистически разрушить? А, точно, в недавнем корейском зомби-экшене "Поезд в Пусан" что-то такое тоже мелькнуло. Получается, креативная и копиистская кинематографии высказались. Осталось дождаться, когда гибель альф станет трендом голливудского локомотива.

2010-2019, костюмное кино, инопланетяне в кино, фэнтези, британия рулит, гендерное в кино

Previous post Next post
Up