Президент Линкольн: Охотник на вампиров / Abraham Lincoln: Vampire Hunter (США, 2012)

Jun 12, 2016 16:43

Охотятся и охотятся, спасу нет. Тут надо понимать и вертеть ухом в оба рыла, а то оно так закрутится, как бы чего не вышло. Но гляньте-ка, режиссёр Тимур Бекмамбетов, продюсер Тим Бёртон, и это как-то располагает.

Сценаристом значится Сет Грэм-Смит, беллетрист 1976 года рождения, он же автор литературной основы данной экранизации и (полу)автор "Гордости и предубеждения и зомби". Судя по фильмографии, впервые Сету удалось с экрана изнасиловать затхлые представления обывателей о разумности в 22 года. Так держать, Сет! мир благодарен тебе за зомбей в романе Джейн Остин! Сейчас Сет, засучив рукава, пашет над сиквелом "Битлджуса", что само по себе неожиданно. От вампиров и зомбей логичнее было бы перейти к третьему феномену физического мира, оборотням. Ан нет, Сета понесло в область спиритуалистики. Тьфу-тьфу, не сглазить бы, дело ответственное. Волнуюсь.

По данным Кинопоиск.ру, президент Авраам Линкольн 1809 года рождения - американский киносценарист (три реализованных сценария), 56 лет, водолей, однажды поучаствовал в киносъёмках в качестве актёра (сыграл самого себя). Традиционно большее доверие вызывает источник национальной фильмографии США - IMDb, там Авраам автор пяти сценариев и одного саундтрека, а актёром ни разу не был. На персональной страничке Авраама в IMDb есть Message Boards, и юзер jpw990 интересуется, мог бы Авраам надрать задницу Джорджу Вашингтону. Уж не знаю, что ответит Авраам. Мои представления об истории кинематографа теперь никогда не будут прежними.

Так что же с Авраамом и его вампирами? Плодотворен ли оказался их союз?
Вампиры намеревались стать политическими хозяевами США, потому что уж очень им понравился рабовладельческий строй, где каждый белый парень с деньгами становился во главе пищевой цепочки. Я скисла уже на этом этапе, потому что не заметила в фильме следов профилактики рабовладельцами негритянского вампиризма. Могу ошибаться, но в выстраивании пищевых цепочек белых вампиров расово чуждый вампиризм слишком уж мощный фактор риска, разве нет? Странно, но авторы продолжали настаивать на том, что сюжетообразующий конфликт - не обделённость рабов правом на участие в практиках доминантов, а манера вампиров без жалости убивать любого, кого захотят, с последующим выводом о справедливости прилетающей к ним обратки. В общем, не нужно быть вампиром, чтоб стать убийцей, но нужно быть белым, чтоб стать вампиром, - расистской попсой так и веяло от базовых установок фабулы.
Тем временем, юный Авраам обзавёлся фитнес-тренером, глубоко изучил феномен кровососного паразитирования и наловчился делать вампирам секир башка топором дровосека.





Казалось бы, на этом и успокойся, дел по горло, вампиры кишмя кишат.
- Нет! - воскликнул гордый Авраам. - Я должен взорвать систему изнутри!
И он подался в президенты и взорвал систему. Вампиры обиделись, то-сё, слово за слово, гражданская война, паровозы летали, как птицы.
Правда победила, и чернокожие тут же получили конституционное право тоже становиться вампирами, а других прав никаких не получили.
Мда. Всё-таки Сет, Тимур и Тим могли бы и поглубже копнуть. Что-то мне подсказывает, чаяния негритянского населения состояли в чём-то другом, а не в праве на дальнейшую маргинализацию.





Смех смехом, но усилия кинематографистов в деле мифологизации истории США берут своё если не качеством, то количеством. Пока искала выходные данные Авраама против вампиров, попался какой-то Авраам Линкольн против зомби / Abraham Lincoln vs. Zombies (США, 2012, реж. Ричард Шенкман) - видеофильм с бюджетом 150.000 долларов и наверняка паразитировавший на рекламе фильма Бекмамбетова. Кипит, кипит мифотворческая мысль, зудёж во всех местах. Но, по-моему, промахиваются. Ясное же дело, Авраам был оборотнем, - так-то белый, но в полную луну чернокожий, - как тут не воспылать яркими чувствами к рабовладельцам.

На этих примерах мы видим, что попытки вживить готовую универсальную образность в уникальный исторический контекст не всегда срабатывают. Делая фильм о совместной битве людей всех рас за социальное равенство, Бекмамбетов умудрился поставить расистское зрелище, в котором толпы белых пассионариев ниспослали блага безвольным чёрным страдальцам, среди которых нашёлся всего один-единственный боеспособный активист.

Помнится, произвёл на меня некоторое впечатление другой опыт прививки исторических концептов к жанровому кино - Серый рыцарь / Пропавший отряд / The Killing Box (США, 1992, реж. Джордж Хикенлупер), где зомби-южане собрали войско против северян, но потерпели закономерный крах, потому что магическая сила белых расистов питалась из древнего источника, расположенного в Чёрной Африке. Задумано интересно, но не сдерживаемая автором интеллектуальная изощрённость лишила военную зомби-мистику свойства быть очаровывающей и вышибла из списка потенциальных хитов.

Да и вообще, у американцев уже сложилась собственная историческая мифология с ковбоями, шерифами, серыми против синих и переселенцами верхом на урагане. По этой причине более интересными кажутся эксперименты в области создания наново не исторической, а собственно сказочной мифологии США.
Переселенцы, конечно, ввезли на новую родину старый фольклор, но европейские садовые гномики так и не выбрались за пределы своих американских заборов. Никто не огорчился, кинематографисты обошлись осквернёнными индейскими кладбищами, заповедными чащобами, ползучими гадами, чёрной биоэнергетикой сектантства, "страшными местными" и прочими аутентичными подручными средствами.

Страшные киносказки о США чрезвычайно разнообразны, но, как правило, претендуют на универсальность и в виде ремейка могут быть перенесены в любую страну. Скажем, "Чернокнижник", "Эдвард руки-ножницы" и "Тыквоголовый" вполне уютно чувствовали бы себя где-нибудь в Великобритании, Бельгии или Венгрии, а то и в Гонконге. (Засомневалась было в "Тыквоголовом", но подумала, что вызвать монстра мщения помогли бы раскопки на местах языческих капищ).

Поэтому большее любопытство вызывают те сказки, которые рождались из уникальных травм коллективного бессознательного. В мой активный фонд входят, навскидку, Глаза огня / Eyes of Fire (США, 1983, реж. и сценарист Avery Crounse), Людоед / Ravenous (Чехия-Великобритания-США, 1999, реж. Антония Бёрд) и Дом Ханны / Hannah House (США, 2002, реж. Чад Смит и Макс Смит). В основу этих трёх фильмов лёг незалеченный страх перед апокалиптическим видением того, как горе-цивилизаторы тают внутри бескрайних пространств, отвечающих агрессией на распашку и индустриальное поругание девственных земель.

Да, но каждой теме по своему фильму, так почему же я считаю, скажем, "Людоеда" высококлассным кино, а "Президента Линкольна" проходняком, спросите вы.
"Людоед" - социальная философия, моделирует большое в малом. Там группка людоедов, фильтрующая входящий ручеёк переселенцев, это мини-модель людоедской по своему характеру и предназначению сети форпостов цивилизации, сквозь которые доверчиво прёт навстречу смертельным опасностям людское стадо из Европы.
"Президент Линкольн" - попса, моделирует малое в большом. Достигший почти материковых масштабов конфликт мировоззрений и экономических моделей здесь сужен до личного конфликта двух вампиров и одного президента. Лев Толстой, чрезвычайно успешный и востребованный киносценарист, а иногда и актёр (играет самого себя), не одобрил бы такой подход и влупил Сету, Тимуру и Тиму в лобешники дубиной народного гнева.

В любом случае, выражение исторических и политических концептов через мифопоэтические метафоры - это внутренний процесс искусства, а не только торговля ходовыми брендами. Столь заметный тренд нашей современности волнует уже и отечественных кинематографистов. Так, в кукольном мультфильме "Капитанская дочка" (Россия, 2005, реж. Екатерина Михайлова) Емельян Пугачёв и его войско предстали оборотнями-волками, а один из парней свиты самозванца вообще являлся живой мумией, весьма злобной.









P.S.: Волшебно сохранный Ильич и его буквальная близость к Кремлю волнуют умы уже не первое десятилетие, но пока что кинематографическая рефлексия не дала высоких образцов.

2010-2019, костюмное кино, попса, экранизации, политика в кино, вампиры в кино, обзоры, ржать не встать, waspы нас научат

Previous post Next post
Up